Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 11. Ч.1-2.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
270.85 Кб
Скачать

Использование «религиозного фактора» в этнических конфликтах.

  • Во-первых, религия используется в целях этнополитической мобилизации, для подготовки этнонациональной общности к противоборству с подлинным или мнимым противником, для дегуманизации и демонизации его образа. В священных текстах и в исторических фактах отыскиваются аргументы, способствующие поддержанию накала страстей на высоком уровне. При этом подчас используются сюжеты прошлых веков, которые не имеют никакого отношения к этносам, участвую­щим в данном конфликте. Таким образом, этнический конфликт суще­ственно отягощается, приобретая черты межконфессионального противоборства. При этом резко уменьшается возможность перехода к рациональному по­ведению противоборствующих сторон.

  • Во-вторых, это приводит к увеличению продолжительности конфликта, к усилению его ожесточенности, способствует росту солидарности с конфликтующими сторонами единоверцев из других стран, их мораль­ной и материальной поддержке (в том числе поставками оружия и направлением боевиков).

  • В-третьих, принадлежность противоборствующих сторон в этничес­ком конфликте к различным конфессиям резко уменьшает пространство для использования возможностей религий и их институтов в целях урегулирования конфликта или хотя бы минимизации насилия в нем.

По похожей схеме развивались кровопролитные арабо-израильский, хорватско-мусульманский, сербско-мусульманский, сербско-хорватский, армяно-азербайджанский и многие другие конфликты.

Один из старейших конфликтов – Северная Ирландия.

Флаг Северной Ирландии

Герб Северной Ирландии

Основано

3 мая 1921 года

Официальный язык

английский, ирландский, ольстерско-шотландский

Столица

Белфаст

Территория

13,843 км²

Население 2006 г.

1,741,600 чел.  

О́льстер – одна из четырёх исторических провинций Ирландии, объединяющая в настоящее время девять графств на севере острова. Шесть из этих графств – Антрим, Арма, Даун, Фермана, Лондондерри и Тайрон – входят в состав Северной Ирландии, остальные – Каван, Донегол и Монахан – являются частью Республики Ирландия.

В 1610 году Северную Ирландию завоевала Англия. Она была последней частью Ирландии, захваченной англичанами. В ходе колонизации южную часть передали североирландской элите. Но из Ольстера все ирландское население было перемещено в другие районы острова (ирландцы сравнивают себя сегодня с индейцами в Северной Америке).

Большую часть земли правительство Великобритании передало помещикам-завоевателям, часть оставили крестьянам. В Северной Ирландии жили два типа населения: ирландцы-католики и помещики - протестанты из Англии и Уэльса. Они говорила на разных языках. Коренное население чувствовало себя ущемленным, не раз поднимало восстания.

В конце XIX века ирландцы сформировали движение «За независимую Ирландию». Оно использовало две формы борьбы: путь парламентской борьбы и силовое решение. Вместе с ростом возможности получить независимость ирландцами английское население чувствовало себя неуютно и пыталось сопротивляться. В итоге был достигнут компромисс. Остров был разделен на две части. В Северной Ирландии осталось 6 графств, а в Республике Ирландия – 26. Однако ирландское население Ольстера в 1921 – 1969 годах не могло получить власть, все попытки терпели неудачу. Правительства Ирландии и Великобритании решили попытаться прийти к соглашению в Северной Ирландии, минуя мнение местных протестантских и католических фракций. В ноябре 1985 года они пришли к договорённости, что воссоединение Ирландии должно было произойти тогда, когда этого пожелало бы большинство населения Северной Ирландии, причем ирландское правительство представляло интересы североирландских католиков.

Первая публичная встреча представителей «Шин фейн» (политического крыла ИРА) и британского правительства состоялась в декабре 1994 года. В феврале 1995 года британский и ирландский премьер-министры заявили о новых совместных предложениях по политическому урегулированию в Северной Ирландии. Среди этих предложений были выборы новой североирландской ассамблеи, образование органа, состоящего из членов такой ассамблеи и представителей ирландского парламента. Хотя «Шин фейн» дала позитивный ответ на эти совместные предложения, британское правительство настаивало на немедленном и одностороннем разоружении ИРА.

Вопрос о разоружении ИРА оставался главным препятствием на пути политического диалога между ирландскими националистами и британским правительством. В марте и апреле 1995 из Северной Ирландии было выведены первые контингенты британских войск. Дальнейшие предварительные переговоры были проведены в мае и июле 1995 года и в январе 1996 года. ИРА, со своей стороны, возобновила террористические акции взрывом бомбы в лондонских доках.

Несмотря на это, британский и ирландский премьеры встретились 23 февраля, чтобы объявить о начале многосторонних переговоров в июне 1996 года. Шин фейн пришлось исключить из переговорного процесса из-за ее связей с ИРА, которая продолжала свою кампанию насилия. Тем временем в Британии прошли всеобщие выборы, на которых победили лейбористы во главе с Тони Блэром. На этот раз в британский парламент прошли и лидеры «Шин фейн» Джерри Адамс и Мартин Макгиннес.

В июле 1997 года Адамс, президент «Шин фейн», сумел убедить лидеров ИРА прекратить насилие, и в конце августа его партия была приглашена участвовать в многосторонних переговорах о мире. В итоге с переговоров ушли две протестантские юнионистские партии. Тем не менее, переговоры Т. Блэра с католиками начались. 10 апреля 1998 года было достигнуто соглашение, подписанное представителями всех партий, участвовавших в переговорах. По условиям соглашения, Северная Ирландия оставалась частью Великобритании, а Ирландская Республика отказывалась от территориальных претензий в регионе.

В дополнение к этому было решено образовать Североирландскую ассамблею с определенными правами самоуправления, а также некоторые общеирландские органы власти. Это соглашение было вынесено на референдум 22 мая 1998 г., за него проголосовали 94% населения в Ирландской Республике и 71% в Северной Ирландии. Выборы в Ассамблею прошли 25 июня 1998 г., на них большинство мест получили ольстерские юнионисты (28), Социал-демократическая и лейбористская партия завоевала 24 места, Демократические юнионисты - 20, а «Шин фейн» - 18 мест. Лидер ольстерских юнионистов Дэвид Тримбл был избран первым министром Ассамблеи.

Все эти усилия, направленные на достижение мира, привели к еще одной серии демонстраций протеста и акций насилия, крупнейшая из которых произошла в г. Ома 15 августа 1998, в результате которой было убито 29 человек. Всего пострадало более 200 человек, в том числе католики, протестанты, пожилые люди и дети. После этой катастрофы ненависть, казалось, утихла, и возникло желание достичь политического решения проблемы.

В мае 2000 года в Северной Ирландии было прекращено прямое правление из Лондона, официально возобновилась работа органов самоуправления, произошла очередная частичная передача власти от центрального парламента Великобритании, к Стормонту - Законодательной ассамблее Северной Ирландии. Однако в октябре 2002 г. Лондон ввел в Северной Ирландии прямое правление, приостановив деятельность Североирландской ассамблеи. Такое решение стало следствием нарастающего политического кризиса, связанного с обвинениями представителей одной из ведущих политических сил региона - националистической партии "Шинн Фейн" в шпионаже в органах власти в пользу ИРА и хранении информации, которая может быть использована террористами. Между тем глава "Шинн Фейн" Джерри Адамс отверг обвинения в адрес республиканцев и заявил, что не видит оснований, чтобы его сторонники покинули правительство. Это был четвертый случай приостановления деятельности Североирландской ассамблеи с 1998 года, когда были подписаны Белфастские соглашения, предусматривавшие создание автономных органов власти.

В 2005 г. ИРА заявила о прекращении своей деятельности. Однако конфликт полностью не исчерпан.

Северная Ирландия сегодня - узел проблем. Назовем главные.

Политическая. Протестанты, живущие в Северной Ирландии, хотят остаться в Соединенном королевстве, большинство католиков – за присоединение к Ирландии. Основное соперничество происходит во время выборов среди умеренных и радикалов (как среди католиков, так и среди протестантов). Политический центр мал, порой совсем отсутствует.

Неравенство между двумя общинами. Католическая община страдает от неравенства, созданного правительством. Хотя в последние 20 лет улучшилось положение с жильем, образованием и другими сферами, но сохраняется неравенство в сфере занятости. У католиков больше шансов остаться без работы, чем у протестантов.

Насилие. Между ИРА и полувоенными организациями под названием «Британская армия» в 1994 году заключено соглашение о прекращении огня. Но ситуация остается напряженной. 18 июня 2005 г. 11 полицейских получили ранения различной степени тяжести в ходе беспорядков, произошедших во время традиционного марша членов протестантского ордена оранжистов на севере Белфаста (Северная Ирландия). Его сторонники атаковали блюстителей порядка, забросав их камнями и бутылками с зажигательной смесью. Беспорядки произошли в начале традиционного летнего сезона парадов ордена оранжистов. Он традиционно сопровождается волной насилия из-за недовольства католической общины свободным шествием протестантов через их районы.

Демография. Население острова составляет примерно 5 миллионов человек, Северной Ирландии – 1,6 миллиона человек. Оно растет медленно. Более половины жителей расселено в радиусе 20 миль от Белфаста (300 тысяч жителей). В Северной Ирландии население – 42 % католики, 56 % протестанты. Однако в школах 55 % учащихся - католики. Протестантов очень беспокоит то, что через 20 лет количество католиков может превысить количество протестантов.

По переписи 1991 года лишь 4 % населения не имеет религиозных убеждений. Тем не менее, католики и протестанты - это не религиозные термины, а этнические. Большинство (протестанты) ассоциирует свою этническую идентичность с Великобританией, меньшинство (католики) - с Ирландией.

Уровень безработицы в Северной Ирландии в два раза выше, чем в Великобритании. Большая зависимость от бюджетных ассигнований. Интеграция между общинами затруднена тем, что многие города и села являются мононациональными, хотя есть и смешанные города. К ним можно отнести Белфаст и Лондондерри (в последнем - 100 тысяч жителей). В Белфасте (оттуда многие протестанты выехали) наблюдается рост католической части населения. Межнациональные браки составляют меньше 7 %.

Католические и протестантские кварталы разделены кирпичными стенами («стены мира»). В католических кварталах на стенах домов можно увидеть огромные картины, свидетельствующие о насилии со стороны англичан.

Британский опыт по урегулированию конфликта ценен.

Ведется регулярная работа с католической и протестантской общинами. Осуществляют эту работу общественные неправительственные организации. Одна из них – Совет по связям с общинами «СТАВ» (председатель Мари Фицдаф). Совет занимается проблемами религии, этничности, образования, культуры. Формы деятельности следующие: работа с группами женщин (использование их в посреднических целях, так как они меньше подвергаются риску); с профсоюзами (цель - достичь того, чтобы профсоюзы сами занимались погашением конфликтов внутри коллективов); с финансовыми организациями; с организациями, занимающимися планированием жилья (очень мало фактов совместного проживания католиков и протестантов); работа в области культурных традиций; со спортивными организациями (спорт разделен по этнической линии: в регби играют протестанты, в галльский футбол - католики); работа со школами (система образования разделена по этническому признаку).

Переговорный процесс и его организация, несомненно, требуют изучения, так как возможно применение некоторых его элементов и в российской практике. К примеру, такой акт, как проведение общих прямых и равных выборов по всей территории Северной Ирландии с участием обеих общин, - наглядный положительный пример, результат переговорного процесса.

Вывод: В возникших этнических конфликтах необходимо добиваться того, чтобы они ни в коем случае не приняли религиозную окраску. Конфликтующие стороны должны ста­раться смотреть в будущее, а не в прошлое: в прошлом всегда можно найти поводы для взаимных упреков, обид, несправедливость и многое другое, и эти воспоминания могут способствовать новому взрыву эмо­ций. Мысли же о будущем помогут участникам конфликта осознать, что в любом случае придется жить вместе и, стало быть, нужно искать пути к согласию.