Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
уср история.rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
05.09.2019
Размер:
76.62 Кб
Скачать

Развитие образования,науки и культуры.

3а годы оккупации фашисты нанесли огромный ущерб культуре белорусского народа. Была почти полностью разрушена материально-техническая база науки и культуры республики. Многие культурные ценности были либо уничтожены, либо вывезены в Германию.

Необходимо было, в первую очередь, восстанавливать и развивать народное образование. Уже в 1946 — 1947 учебном году в Белоруссии работало 11300 школ, в 1950 — 12 тысяч. Однако школы плохо были укомплектованы кадрами учителей, не хватало учебников, наглядных пособий. Большинство школ в сельской местности размещалось в приспособленных зданиях или в крестьянских избах. Многие дети не посещали школу из-за отсутствия

одежды, обуви.

Государство предпринимало меры, направленные на совершенствование системы народного образования, улучшение материальной базы. При активном участии населения строились школьные помещения, изготавливалась мебель, проводилась заготовка топлива. В 1949 — 1950 учебном году начался переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию, который в основном был завершен к середине 50-х годов. В западных областях Белоруссии была создана советская школьная система образования. В основном к концу 40-х годов там была ликвидирована неграмотность среди взрослого населения.

Улучшалась подготовка учительских кадров. В школах увеличивалось количество учителей с высшим и неполным высшим образованием.

И все же оставалось много нерешенных проблем. Почти половина школ работала в две смены. На низком уровне преподавались многие предметы. Слабо была поставлена учебно-воспитательная работа. Большой урон воспитанию детей нанесло резкое сокращение белорусских школ как в городской, так и в сельской местности. Складывалось неуважительное отношение к языкам коренных национальностей — белорусскому, польскому, еврейскому. Одновременно увеличивалось количество русскоязычных школ и предметов. Это формировало у детей и подростков национальный нигилизм, пренебрежение к истории и культуре своего народа.

Уделялось внимание восстановлению и развитию средней специальной школы — техникумов и училищ. В 1955 году их насчитывалось 123. Они обеспечивали народное хозяйство республики квалифицированными кадрами. За послевоенное десятилетие было подготовлено около 90 тысяч специалистов среднего звена.

Восстанавливалась высшая школа республики. В 1945 году из 25 довоенных вузов работало 22. Открывались новые высшие учебные заведения, в их числе — Минский институт иностранных языков, Брестский, Полоцкий педагогические и Гродненский сельскохозяйственный институты, открывались новые факультеты в существующих вузах. На качество подготовки специалистов влияли многие факторы, прежде всего — неудовлетворительная обеспеченность высшей школы преподавательскими кадрами с учеными званиями — докторов, кандидатов наук. Во многих вузах слабой была материальная база. Обучение носило политизированный характер. Высшей школой за послевоенное десятилетие подготовлено около 50 тысяч специалистов с высшим образованием для различных отраслей народного хозяйства БССР.

После освобождения Минска возобновлялась работа Академии наук БССР. Шло полное восстановление существовавших до войны научно-исследовательских учреждений, возобновлялась подготовка научных кадров, материально-техническая база Академии. Уже в 1945 году действовало 8 академических институтов, к началу 50-х годов — 20 НИИ. В них работали 500 сотрудников, в том числе 51 доктор и 139 кандидатов наук.

Расширялись направления научных исследований. Белорусские ученые изучали проблемы развития энергетики, создания технических средств для предприятий машиностроительной промышленности, месторождения полезных ископаемых. Значительные научные силы были сосредоточены на исследовании проблем биологической и сельскохозяйственной науки. Ученые выводили новые сорта сельскохозяйственных культур, занимались изучением проблемы повышения продуктивности животноводства. Определенные достижения имели ученые-обществоведы. Готовилось к выпуску двухтомное издание «Истории Белорусской ССР», начались археологические раскопки древних городов Белоруссии.

Литературоведы подготовили учебники и учебные пособия по белорусской литературе для средней и высшей школы, собрания сочинений Я.Купалы и Я.Коласа.

Далеко за пределами Белоруссии были известны имена ученых А.Р.Жебрака (генетик), Н.И.Гращенкова (физиолог), С.И.Губшна (физик), Г.Ф.Александрова (философ), В.Н.Перцева (историк) и многих других.

Однако более интенсивное развитие науки сдерживалось как слабой материально-технической базой, администрированием, так и грубым идеологическим диктатом. Ряд ученых подверглись репрессиям и были реабилитированы лишь после смерти Сталина. В Академии мало разрабатывалось крупных научных проблем, а некоторые важные теоретические вопросы, особенно генетики, были искусственно задержаны в своем развитии. Большой вред принесла биологической науке пропаганда ошибочных представлений Т.Д.Лысенко. Гражданское мужество проявил в тех условиях академик АН БССР А.Р.Жебрак, открыто отвергнувший лженаучные взгляды Т. Д.Лысенко. На многие десятилетия назад были отброшены в своем развитии общественные науки. Их сковывали сталинские идеологические догмы и стереотипы, которые подавались как неоспоримые истины.

В советском обществе культура, наука, образование были подвержены сильному влиянию идеологии КПСС — КПБ. На всех уровнях велась борьба с влиянием Запада, с «пережитками капитализма» в сознании людей. Партия определяла содержание советского искусства, бичевала безыдейность и аполитичность отдельных творческих работников и коллективов. На это указывалось в постановлениях ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946 год), «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (1946 год) и других.

В этих и других постановлениях в категорической форме говорилось о положении советского искусства, о недостатках, которые мешали его дальнейшему развитию (безыдейность, формализм, отступление от ленинских принципов партийности и г народности искусства и других). В них были даны неправильные ; оценки творчества отдельных деятелей искусства, в целом советской художественной культуры. Постановления оказали во многом негативное влияние и на перспективы развития белорусской литературы и искусства.

В конце 40-х — 50-е годы не без влияния вышеуказанных постановлений во многих* произведениях литературы упрощенно изображали действительность, имели место лакировка, идеализация современности. Теория, которая получила название бесконфликтности, утвердилась еще в 30-е годы и требовала избегать отражения недостатков и отрицательных явлений советского образа жизни. Ряд произведений белорусских писателей и поэтов в силу этого были признаны «идеологически вредными». Необоснованной критике, навешиванию ярлыков подверглись Э.Огнецвет, К.Буйло, М.Лужанин и другие.

В послевоенные годы продолжалась творческая деятельность многих белорусских писателей — Я.Брыля, С. Дергая, И.Мележа, Г.Нехая, М.Ткачева, И.Шамякина и многих других. В литературу пришли молодые талантливые писатели и поэты: Н.Гилевич Е.Лось, Ф.Жичка, В.Хомченко, А.Карпюк и другие. В литературе тех лет ведущее место занимала тема Великой Отечественной войны, подвига народа в борьбе против фашизма. Прозаики, поэты, драматурги создавали образы героев, близкие и понятные каждому. В ряде произведений показаны трудовые подвиги народа в восстановлении народного хозяйства. В числе лучших произведений — романы И.Шамякина «Глубокое течение», И.Мележ. «Минское направление», М.Лынькова «Незабываемые дни», по вести Я.Брыля «В Заболотье светает», М.Последовича «Свет над Липском», драматические произведения А.Мовзона «Константин Заслонов», К.Губаревича «Брестская крепость» и другие. В 1946 — 1952 годы в республике было издано 180 произведении белорусских литераторов общим тиражом 1 миллион 433 тысячи экземпляров. Около 80 произведений белорусских писателей были переведены на языки народов СССР и других стран.