Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзистенциальныи подход к психодинамике.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
53.25 Кб
Скачать

Изоляция.

Ирвин Ялом выделяет три типа изоляции: межличностную, внутриличностную и экзистенциальную.

Межличностная изоляция обычно переживается как одиночество. Это изоляция от других индивидов. Её причинами могут быть эмиграция и длительные разлуки с близкими людьми, отсутствие коммуникативных качеств, разрушение поддерживающих межличностную близость институтов (родовых и семейных связей, общественной идеологии, религиозных концепций).

Внутриличностная изоляция – процесс, посредством которого человек отделяет друг от друга части самого себя. Фрейд описывал это как защитный механизм. В современной гуманистической психотерапии (например, гештальт-терапии) это понятие актуализируется не только как защита, но и, в более широком смысле, как «диссоциация», «фрагментация» личности, вынужденно принимающей чужие идеи и формы поведения без достаточного их осознания, без ассимиляции.

Экзистенциальная изоляция – это «пропасть между мной и другими, между мной и Миром» (И.Ялом). Это одиночество существования, одиночество, определяемое самовыделением индивида из окружающего Мира. «Естественная линия кожи между организмом и средой становится иллюзорной границей, преградой, разделением того, что на самом деле неразделимо» (Кен Уилбер). «В этом отстранении, в этом делении на видящего и то, что он видит и заключён весь конфликт человека» (Дж. Кришнамурти).

«В той мере, в какой человек отвечает за свою жизнь, он одинок. Ответственность подразумевает авторство. Сознавать своё авторство означает отказаться от веры, что есть другой, кто создаёт и охраняет тебя. Акту самосотворения сопутствует глубокое одиночество» (И.Ялом).

«Я», Личность, Человек рождаются из одиночества. Я одинок и в этом остром и мучительном чувстве переживаю свою личность, свою особенность, свою Единственность, свою неповторимость. Когда я переживаю одиночество, всё кажется чужим и чуждым. Я не у себя на родине, не на родине своего Духа, в чужом мне мире. Люди воспринимаются мной, как принадлежащие к другому, «не моему» Миру. Мир и люди для меня – объекты, принадлежащие к объективируемому Миру, с которым я не только связан, к которому я прикован… И, когда Бог становится объектом, то и Бог не выводит меня из одиночества. «Я» перед объектом, как бы оно ни было с ним связано, всегда одиноко. Это основная Истина» (Николай Бердяев).

«Переживание отъединённости вызывает тревогу; более того, это источник всякой тревоги. Быть отъединённым означает быть отрезанным, без какой-либо возможности использовать свои человеческие силы. Следовательно, это значит быть беспомощным, неспособным активно влиять на мир, вещи и людей; это означает, что мир может вторгаться в меня, а я не в состоянии реагировать» (Э.Фромм).

Бессмысленность.

«У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия. Сегодня мы, по сути, имеем дело с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты Смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме… Когда меня спрашивают, как я объясняю причины, порождающие этот экзистенциальный вакуум, я обычно использую краткую формулу: в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что хотят от него другие (тоталитаризм)» (В.Франкл).

Е.В.Золотухина-Аболина сравнивает Смысл Жизни с «желанием Жить». Смысл жизни – это состояние сознания, позволяющее человеку справляться с трудностями, преодолевать препятствия и в полной мере радоваться собственному бытию. Смысл жизни близок к феномену цели, но не совпадает с ним. Цель – образ желаемого будущего, а смысл – это значимость чего-либо для нас: в данном случае значимость самой жизни, собственного «Я», коммуникации, окружающего мира. В определённом отношении цель производна от Смысла: я хочу от будущего не чего попало, а того, что много для меня значит, что имеет важный смысл. С другой стороны, цель может пробуждать и актуализировать Смысл. Смысл жизни – это не только совокупность значимых содержаний, но, прежде всего, «особые чувства» значимости этих содержаний: радость, энергетический подъём (Сила), уверенность и надежда.

Нахождение Смысла – это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопрос о Смысле своей жизни – жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него – не словами, а действиями. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире. Именно поэтому Смысл выступает для человека как императив, требующий своей реализации.

Смысл жизни связан с самотрансценденцией, стремлением к ориентации не только на себя, а и на что-то иное, находящееся за пределами собственной личности. В.Франкл формулирует это словами Гиллеля, еврейского мудреца, жившего около двух тысячелетий тому назад: «Если я не сделаю этого – кто сделает? И если я не сделаю этого прямо сейчас – то, когда же мне это сделать? Но если я сделаю это только для себя самого – то кто я?».