Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Брошура_Наркомания глазами психотерапевта_Фина...doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
182.78 Кб
Скачать

Физическая зависимость (Био) или Биологический фактор

С самого момента зачатия созревания плода и рождения человек физическое организмическое начало. Есть разные детальные факторы, есть плохая наследственность, нейробиологические особенности. Остановимся на биологическом факторе. Когда мы рассматриваем любую химическую зависимость, мы можем смело поставить знак равенства и написать: потеря контроля. Химическая зависимость - всегда потеря контроля. Почему хорошие, умные, талантливые люди совершают глупые, отвратительные, мерзкие поступки? Они совершают их потому, что теряют контроль над собственной жизнью. Ей начинает руководить вещество. Бывает и предрасположенность. Если один из родителей злоупотребляет, вероятность достигает 35%. И если оба родителя не считают себя химически зависимыми, все равно наследственная вероятность 10%. Были проведены очень интересные исследования в различных странах мира. И одно из них такое: если один из однояйцевых близнецов будет химически зависим, то вероятность того, что и второй станет алкоголиком или наркоманом, достигает 60%. А если они разнояйцевые, то такая вероятность 35%.

Интереснейшие исследования были проведены в Скандинавии, в приемных семьях, где наиболее жесткий отбор для того, чтобы усыновить детей. От пьяных родителей брали детей в здоровую семью, но эти дети в 4 раза чаще болели алкоголизмом, чем в других семьях. 80% сыновей алкоголиков тоже становятся алкоголиками. Наследственный фактор нельзя отрицать. Так что получается, что 10% всего человечества предрасположены к химической зависимости.

Один из примеров химической зависимости – диабет первого типа. Собственная поджелудочная железа не вырабатывает нужного количества инсулина, и человек вынужден потреблять инсулин извне, чтобы чувствовать себя нормально, чтобы функционировать. И алкоголик и наркоман с течением заболевания тоже вынуждены употреблять вещества, изменяющие сознание для того, чтобы жить. С одной оговоркой, алкоголик приложил большие усилия для того, что бы стать таковым. Часто говорят: "Как тебе не стыдно пить?". Это всё равно, что сказать: "Как тебе не стыдно дышать?".

«Я всегда знал, что я какой-то не такой человек, я плохой. Плохой сын, никудышный муж и совершенно никакой отец. На самом деле это моя беда, а не моя вина. А почему так произошло?». «Мой отец злоупотреблял алкоголем. Я очень рано нашел замечательный ключ к решению всех своих проблем. Я рос стеснительным мальчиком. Для меня целая проблема была познакомиться с девушкой. С помощью алкоголя я попытался «решить» эту проблему. Я страшно боялся экзаменов, но блестяще их сдавал, приняв незначительную дозу алкоголя. Алкоголь длительное время был моим другом. А какой я был компанейский! С каким юмором я рассказывал анекдоты! Да, я был абсолютно раскрепощен. И краски были другие в природе. А когда не было алкоголя, я не обращал внимания ни на цвет зелени, ни на природу. Да мне она и не нужна была. Я оживал только тогда, когда внутри меня было химическое вещество. Выработалась привычка жить, постоянно сдабривая себя химическим веществом. Когда нельзя было пить, в моем распоряжении было достаточное количество шприц-тюбиков и с морфином, и с промидолом. Я в прошлом морской офицер, служил на подводных лодках. Я перепробовал весь склад наркотиков, но любимым навсегда остался алкоголь. И это не моя вина, что я вынужден был употреблять его. Я жить без него не мог, потому что трезвым мне хотелось повеситься. Алкоголь действительно является депрессантом. Но это я знаю сейчас. И что определенный дисбаланс веществ в мозге, таких как ацетилхолин, дефомин, серотомин, эндорфин, энгифолин, вызывает угнетенное состояние. Стоит принять вещество, изменяющее сознание, наступает покой, а потом и радость. Но с течением времени для того, чтобы прийти в состояние покоя, человек вынужден все чаще принимать психоактивное вещество.

Я пил на протяжении 32 лет - с 16 и до 48 лет. У меня всегда есть при себе одна очень памятная фотография. В 45 лет человека последний раз фотографируют на паспорт. Эта фотография у меня при себе и, когда я на нее смотрю (сейчас мне 55 лет), то вижу, что я сейчас намного моложе, чем тогда.

За время своего заболевания я много раз пытался расстаться с алкоголем. Я искренне хотел жить, а не умирать, я трижды сходил с ума от алкоголизма и лежал в лучших клиниках страны. У меня было несколько клинических смертей, у меня были инсультные состояния, я перенес несколько инфарктов. Если бы не врачи, я бы давным-давно умер. И каждый раз после клиники я давал себе зарок: "Все, пить больше не буду". Врачи ничего не могли сделать, потому что главное, что оставалось во мне - это привычка жить так, как я жил всегда. Не менялись мои стереотипы поведения, не менялось мое представление о жизни, не менялось мое окружение, не менялась моя духовность». (Валерий, 55 лет, в прошлом морской офицер).

Вот результаты дефицита определенных химических веществ, нервно-мышечные нарушения, недостаточная концентрация внимания, проблемы с памятью, депрессия, дефицит удовольствия, угрызения совести, безрадостное восприятие мира, недостаток энергии, эмоциональная нестабильность, тревожность, нарушение сна, страх, отсутствие чувства спокойствия и сосредоточенности, снижение болевого барьера, чувство неудовлетворенности. Вы со всем этим хотите жить? Никто не может с этим жить. А человеку говорят: прекрати пить. Легко сказать!

«Мы рождены в «Стране Советов» и привыкли "собирать волю в кулак". У меня сейчас насморк, но я точно знаю, что силой воли я его вылечить не могу. Ну почему люди с такой легкостью раздают рецепты? Например, поверь в Бога - и все, чудо произойдет обязательно. Я знаю такие чудеса. Я видел на прошлой сентябрьской конференции, люди выходили и свидетельствовали: я пришел к Богу и больше не употребляю. Чудесно. Но можно этот частный пример распространить на всех химически зависимых? Дело опять сужается только до одной рамки, до духовной. Давайте отремонтируем душу и забудем о теле. Но представим себе ситуацию, что искренне верующие пойдут в детокс, где люди лежат под капельницей, и будут дружно говорить о Боге. Они вас услышат, эти люди? Правильно, нужно здоровое тело. Нужно что-то сделать с социумом. Говорить о Боге, оставляя человеку его социум, где пьют, где наркотики на каждом углу, бессмысленно.» (Валерий, 55 лет, в прошлом морской офицер).

Это физиологическая потребность организма в очередной дозе наркотического вещества. Так как наркотик входит в процесс обмена веществ, то если это вещество перестает поступать в организм, человек переживает тяжелейшее состояние — абстиненцию.

И потребность в наркотике, и «ломка» в его отсутствии в этом случае никак не зависят от воли человека, от черт его характера или свойств его личности — точно так же, как, например, кашель больного туберкулезом не зависит от его желания и его воли.

Почему это так? Чтобы объяснить это, совершим небольшой экскурс в механизмы функционирования организма человека. Живой организм, в том числе организм человека, представляет собой сложную систему, работающую как единое целое. Эта система образована многими взаимодействующими уровнями: клетки в совокупности образуют ткани, из тканей сформированы органы, которые являются частями организма. Взаимосвязь и взаимодействие всех уровней и элементов этой сложнейшей системы в значительной мере осуществляется с помощью нервной системы. В нервной системе человека более 10 миллиардов нейронов. Между собой нейроны соединяются через так называемые синапсы.

Передача импульса в синапсе осуществляется с помощью особых веществ, вырабатываемых синоптическими окончаниями — нейромедиаторов. Один из медиаторов, который имеет особенно важное значение для понимания механизмов зависимости — это эндорфины. По своему действию эти вещества очень схожи с производными наркотического вещества — морфия. Например, они, как и морфины, имеют обезболивающий эффект.

Определенный уровень эндорфинов необходим для нормальной работы нервной системы, а значит и для нормального эмоционального самочувствия человека. При их нехватке настроение и активность человека снижены, человек чувствует себя некомфортно, беспокойно. А такая нехватка эндорфинов может возникать в силу разных причин.

У человека, предрасположенного к химической зависимости, уровень эндорфинов от рождения низкий. И зачастую такой человек впервые ощущает себя «в норме» лишь попробовав алкоголь или наркотик, потому что любое из наркотических веществ прямо или косвенно «нормализует» уровень эндорфинов. И он начинает использовать наркотики и алкоголь как лекарство от душевного дискомфорта все чаще и чаще. Если духовный или душевный строй такого человека принимает этот способ «нормализации» жизни, то очень скоро мы видим перед собой наркомана или алкоголика.

Так как при употреблении ПАВ происходит резкий выброс эндорфинов (эйфория, кайф), мозг начинает приспосабливаться к этому за счет увеличения количества воспринимающих эндорфины рецепторов. Более того, со временем все органы привыкают функционировать только при наличии высокого уровня этого вещества.

Так как мозг получает огромное количество морфинов извне (опиум, кодеин, героин) или привыкает к постоянной сильнейшей стимуляции (винт, кокаин, алкоголь), то со временем прекращает выработку собственных эндорфинов и других нейромедиаторов.

Как только вещество прекращает поступать, в организме происходит мощный сбой. Органы не могут нормально функционировать, а опустевшие рецепторы требуют новой дозы. Так как своих эндорфинов организм не вырабатывает, то человек попадает в тяжелейшее состояние — боли, глубокая депрессия, отсутствие сил, ощущение пустоты, бессмысленности и так далее.

Если прекратить прием химических веществ, то через какое-то время выработка собственных эндорфинов наладится. Но механизм зависимости уже запущен, и первая же доза вещества вызовет необратимую реакцию. Так как все ПАВ имеют схожее действие, то для химически зависимого человека невозможно употребление никаких химических веществ без последствий в виде зависимости.

Другими словами, если человек хоть однажды потерял контроль над веществом, но смог остановиться (состояние ремиссии), то даже единичное употребление, скорее всего, приведет его обратно к «системе» (систематическому и регулярному нарастающему употреблению веществ со всеми вытекающими отсюда последствиями).

Медицина пока не знает, как исправить такие нарушения обмена веществ. То есть мы не можем устранить биологические факторы, вызывавшие зависимость.

А это значит, что на сегодняшний день эти заболевания неизлечимы, так как вылечить зависимость означает сделать человека способным употреблять ПАВ, не попадая от них в зависимость и не ощущая никаких последствий от употребления.

НЕВОЗМОЖНО ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ ВЫЛЕЧИТЬ ХИМИЧЕСКУЮ ЗАВИСИМОСТЬ!

Попытки лечить недостаток одних веществ при помощи других химических веществ, изменяющих сознание, приводит к замене одной зависимости на другую, но никак не к выздоровлению. Пример тому попытки лечения опиатной зависимости при помощи кокаина Зигмундом Фрейдом. Попытки зависимых перейти с «тяжелых» на «легкие» вещества либо с наркотиков на алкоголь, обычно не приводят к каким-либо существенным изменениям в самочувствии и продолжительным ремиссиям.

Кодирование, «подшивка» и прочие запретительные меры приводят к обострению влечения и «тяги» у зависимого. Так как ни «подшивка», ни кодировка не восполняет недостаток у зависимого недостающих веществ. Его жизнь при дефиците и невозможности что-либо сделать превращается в пытку. Обычно зависимые пытаются «пробить» кодировку либо переходят на алкоголь или другие вещества, на которые кодировка не действует. И эти действия им диктуют попытки организма вернуть себе равновесие, которое раньше обеспечивали химические вещества.