Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат правильно.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
128.51 Кб
Скачать

2. Картография в период Средневековья

Картографию этого времени трудно назвать наукой. Все дошедшие до нас карты представляют собой скорее схематические рисунки, сопровождаемые фантастическими надписями, имеющими самостоятельное и даже большее значение, чем собственно графический материал. Все эти «карты» строились по определенному шаблону. Подавляющую часть их площади занимала земля. Расстояния, масштабы, конфигурация земной поверхности никогда не выдерживались и нередко зависели от размеров текста, сопровождающего данное место карты. Восток находился наверху листа, в центре располагалась Палестина, а в середине ее Иерусалим. Верхнюю половину карты занимала Азия, нижняя поровну делилась Средиземным морем на Европу и Африку; Азия от них отделена Нилом и Танаисом (Доном). Общая форма карты - четырехугольник или овал, в X в. им на смену приходят круглые карты.

В раннем Средневековье картография пришла в упадок. Вопрос о форме Земли перестал быть важным для философии того времени, многие снова начали считать Землю плоской. Суша изображалась разделённой на три части Европу, Азию и Африку. Европу от Африки отделяло Средиземное море, Африку от Азии река Нил , а Европу от Азии река Дон. В то же время, традиции Птолемея во многом сохранялись арабскими учёными (вообще, греческая культура дошла до европейцев в основном благодаря арабам). Арабы усовершенствовали методы определения широты Птолемея, они научились использовать наблюдения звёзд вместо Солнца. Это повысило точность. Весьма подробную карту мира составил в 1154 году арабский географ и путешественник Аль-Идриси. Интересная особенность карты Идриси, как, впрочем, и других карт, составленных арабами, юг изображался сверху карты.

Некоторую революцию в европейской картографии устроило введение в пользование в конце XIII—начале XIV веков магнитного компаса. Появился новый тип карт - подробные компасные карты берегов портоланы (портуланы). Характерны записи на карте (легенда), позволяющие судить об уровне знаний ее составителей: «А вот здесь Александр заключил два мерзких народа (Гог и Магог), которых антихрист будет иметь себе во товарищах», «А вот антропофаги, скорые люди, ибо имеют ноги подобные лошадиным, живут мясом и кровью людей», «В Ганге водится червь, который подобно раку имеет две клешни, ими схватывает он слона и ныряет с ним в воду» и т. п.

Впрочем, фантастические представления об отдаленных землях неудивительны; удивление вызывают сведения и о близлежащих, хорошо известных в христианском мире областях. Так, совершенно странным образом на карте Англии нет Лондона, на его месте помещен Дувр. Соседями входивших в состав Германской империи славян указаны печенеги — народ, за несколько столетий до того сошедший с исторической сцены (Багров Л., 2004).

2.1. Арабские карты

Основываясь на наследии античности, арабы внесли свой собственный вклад в картографию, открыв дорогу золотому веку этой науки. Судить о ценности арабских карт средневековья трудно, поскольку, несмотря на поиски, известно лишь небольшое число оригиналов, дошедших до наших дней. Карты, изготовленные такими мастерами, как аль-Хорезми (планисфера, выполненная по заказу халифа аль-Мамуна), аль-Балхи, аль-Истахри, Ибн Хаукаль, аль-Макдиси, а также работа неизвестного автора "Границы Вселенной", не сохранились. Даже знаменитая карта аль-Идриси имеется лишь в копии XV в.

История арабской картографии, как и картографии вообще, тесно связана с развитием географии и смежных с ней дисциплин. С античных времен арабы испытывали потребность в точных ориентирах для организации своей жизни и деятельности. Введение ислама усилило поиски в этом направлении. Для совершения молитв, поста и ритуального паломничества необходимо было изучить космический временной цикл, уметь определять направление на Мекку. Арабская картография заняла среди других научных дисциплин одно из первых мест лишь после того, как на арабский язык были переведены древние книги, прежде всего греческие, и особенно труды Клавдия Птолемея. Халифы выступали в роли щедрых покровителей, так как понимали значение античных знаний. Арабы не только тщательно сохраняли это наследие, но на протяжении всего средневековья постоянно обогащали картографию своими открытиями, а также достижениями индийских ученых.

В период с VII по XII в. полюс географических знаний переместился в такие крупные центры образования и науки, как Багдад, Кордова, Дамаск. Поэтому не будет ошибкой сказать, что, хотя между арабской и европейской картографией не существовало прямых связей, возрождение математики и астрономии в XIII в. в Риме, Оксфорде и Париже явилось прямым следствием прогресса, достигнутого арабами в области картографии Арабы приняли эстафету, в свою очередь, подготовив великий расцвет науки в Западной Европе в эпоху Возрождения. Арабы справедливо считали, что труды Птолемея отразили наивысшие достижения греков и римлян. Однако они не слепо следовали учению великого греческого астронома, математика и географа. Арабские путешественники оспаривали целый ряд его идей. Со своей стороны восточные астрономы усовершенствовали расчет градуса, добившись очень точных результатов. Они являлись не просто передатчиками культуры античности. Они начинали с той точки, на которой остановились их предшественники, с жадностью углубляя накопленные знания. Эти усилия достигли своего апогея в Х в. в трудах аль-Баттани и аль-Масуди. Аль-Баттани подверг сомнению многие гипотезы, выдвинутые Птолемеем. В противоположность Птолемею, который полагал, что Африка и Азия соединяются в районе полуострова Малакка, он считал, что Индийский океан был открытым морем. Труды аль-Бируни о Востоке и аль-Идриси о Западе придали законченность знаниям арабов о мире.

Золотой век арабской картографии, которая начала развиваться в IX в., приходится на десятое столетие, когда была создана серия карт "Атлас мусульманского мира", тесно связанная со многими трудами о "дорогах и царствах". Методология описания мусульманского мира была предложена выходцем из Балха (аль-Балхи), затем продолжена и расширена персидским ученым из Ирана (аль-Истахри). В

этих картах не было ничего общего с птолемеевскими моделями. "Атлас мусульманского мира" по-прежнему включал располагавшиеся в строго определенном порядке 21 карту, первая из которых представляла собой сферическое изображение всего мира. Далее следовали шесть карт, изображавших Аравию, Персидское море, Магриб, Египет, Сирию и Средиземноморье. Последние четырнадцать карт относились к центральной и восточной частям мусульманского мира. Задача заключалась в том, чтобы представить мир (речь шла исключительно о мусульманском мире) таким, каким его видели аль-Истахри и особенно Ибн Хаукаль, который говорил: "И я подробно описал страны ислама, провинция за провинцией, район за районом, округ за округом". Деятельность этих картографов была главным образом сосредоточена на восточной части мусульманского мира, но и западная его часть также не была забыта. С мусульманским западом связан последний период мусульманской картографии, представленный трудами аль-Идриси (XII век). После обучения в Кордове аль-Идриси обосновался на Сицилии, где король Роджер II заказал ему огромную планисферу, а также подробный комментарий к ней. На планисфере был показан весь земной шар во всем его разнообразии. Планисфера не сохранилась.

Несмотря на все вышесказанное, вклад арабов в картографию оказался незначительным - к удивлению всех, кто изучает историю этой науки. Арабам была известна вся Европа (за исключением Крайнего Севера), южная часть Азии, Северная Африка до десятого градуса северной широты и восточное побережье Африки. Их географические познания не ограничивались только странами ислама. Греки, например, весьма приблизительно представляли себе регионы, простиравшиеся за Каспийским морем, а восточное побережье Азии и север Индокитая им были совершенно незнакомы. Арабы же хорошо знали сухопутную дорогу до истоков Янцзы и до восточного побережья Азии, до широты, на которой находится Корея. Конечно, их сведения о Японии оставались неопределенными: японский архипелаг появился на картах еще в XI в., но ясно, что арабы не достигали берегов Японии морским путем. Их представления о Японии были основаны, возможно, на рассказах путешественников, услышанных в Центральной Азии - регионе, который они хорошо знали. Что касается Африки, арабы были первыми, кто подробно описал этот континент; их данные служили отправной точкой вплоть до прихода в XIX в. европейских исследователей (Коновалова Г.И., Восточная Европа в сочинении ал-Идриси. – М: «Восточная литература» РАН, 1999 28-30 с.).