Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат по ИГПБ.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
33.2 Кб
Скачать

2. Сравнительная характеристика семейного законодательства древнего рима и

ВКЛ

Римская семья являлась патриархальной. Все свободные (liberi) домочадцы (рожденные в законном браке и усыновленные) пребывали во власти их домовладыки (супруга, перешедшая во власть мужа, подчинялись как супружеской власти, так и власти домовладыки). Объем этой власти определялся самой ее природой, генетически связанной с ответственностью главы семейства за продолжение самого существования этого организма, и не был ограничен никаким частным правом домочадцев [3, c. 283].

В Великом Княжестве Литовском личные взаимоотношения супругов в семье строились в зависимости от их характеров, происхождения и имущественного положения. Признание в законе имущественных прав женщин, а также равные права супругов в отношении детей обеспечивали женщинам определенную свободу в осуществлении ее обязанностей как хозяйки в доме, а не как рабыни или служанки мужа. Считалось, что муж является законным представителем всей семьи во всех государственных и судебных учреждениях. Но на практике встречались случаи, когда женщины самостоятельно выступали в судах, и даже в интересах своих мужей. Если муж был значительно беднее жены и приходил в дом жены. То его права по распоряжению имуществом были ограничены женой. Но и в этом случае он считался главой дома и обязан был нести все повинности, положенные с данного хозяйства [5, с. 110–111].

Можно сказать, что в некотором роде нормы семейного законодательства ВКЛ были заимствованы из римского семейного права. Но они имели свои особенности, главная из которых – имущественные отношения супругов.

В римском праве брак (nuptiaae, matrimonium) как социально значимый союз мужчины и женщины определяет правовое положение детей, рожденных в этом союзе, имущественные отношения между супругами и их наследственные права. По отношению к этим правам брак предстает юридическим фактом, однако вступление в такой союз зависит от воли будущих супругов и является юридической сделкой [3, с. 286]. Заключению брака предшествовала помолвка – sponsaliae. В древности и в начале классического периода стороны заключали договор в форме клятвенного обещания заключить брак. Заключение помолвки устанавливало квазиродственные отношения между женихом и невестой – adfinitas – так, что возникали ограничения на брак между членами двух семей даже в случае срыва намечавшегося брака. Заключение двух помолвок не допускалось, как и многобрачие. Со стороны невесты помолвка обычно заключалась домовладыкой, который и принимал решение о браке. Однако непременным условием считалось и согласие невесты. Важнейшим элементом заключения брака являлось введение невесты в дом мужа [3, c. 288].

В ВКЛ заключение брака осуществлялось в несколько этапов: сватовство и смотрины, обручение (заручины, змовины), венчание и свадьба (вяселле). Сватовство и смотрины, как приготовительное действие, никаких правовых последствий не влекли. Правовые последствия наступали только после обручения. Сторона, отказавшаяся вступить в брак после заключения соглашения о браке – змовин, обязана была возместить другой стороне все понесенные расходы по подготовке к браку и выплатить неустойку. Основными сторонами соглашения, заключаемого при заручинах, выступали родители, близкие родственники ил опекуны брачующихся, особенно в отношении девушек [5, с. 105]. После сватовства и заручин представители невесты и жениха заключали свадебный договор. Главной частью такого договора были имущественные отношения. В нем определялись приданое невесты и вено, записываемое женихом своей будущей жене в порядке обеспечения ее приданого [5, с. 106]. Заключение брака должно было происходить с согласия самих брачующихся и с согласия их родителей или других близких родственников. Бракосочетание по белорусскому обычному праву происходило довольно торжественно, с выполнением народных обрядов. При вступлении в брак феодально зависимых крестьян, если женщина уходила в другую деревню, следовало получить разрешение феодальной администрации или самого феодала и внести определенную плату, называемой выводной куницей [5, с. 109–110].

Из вышеизложенного следует, что понятие брака в ВКЛ было заимствовано из римского права, но имеет свои традиции, обычаи, обряды (заручины, змовины, вяселле). Общим является само понятие брака как сделки, наличие помолвки, договора между родственниками невесты и жениха, согласие брачующихся, а также следование жены за мужем.

Iustum matrimonium (правильный брак) в Риме мог быть заключен только между лицами, достигшими половой зрелости, находящимися в здравом рассудке и управомоченными на вступление в брак. Сожительство рабов (contubernium) не составляет брака. Сходным образом, между перегринами не будет иметь значения для римского права. Брак считался правильным, только если он был заключен между римскими гражданами или перегринами, имевшими conubium: древними латинами, латинами, получившими это право, или перегринами, чьи общины имели это право по договору с Римом. Заключение правильного брака не допускалось между агнатами, а также между кровными родственниками по прямой линии, независимо от степени родства, и между родственниками по боковой линии в пределах четвертой степени родства. Запрет брака между родственниками по прямой линии был настолько прочен, что распространялся на усыновленных и сохранялся даже после их эмансипации из семьи. Не допускался брак и между свойственниками по прямой линии: между свекром и бывшей невесткой, между отчимом и падчерицей и т.д. Не допускался и брак между опекуном или его сыном и подопечной. Брак между родственниками преследовался как уголовное правонарушение, причем само это преступление считалось обоюдным [3, с. 289–290].

В ВКЛ в брак могли вступать девушки с 12-13, а юноши – с 14-15 лет. По Статуту 1566 г. брачный возраст для девушек был установлен с 15, а для юношей – с 18 лет, но в Статуте 1588 г. брачный возраст для девушек устанавливался с 13 лет [4, c. 48]. На практике девушек выдавали замуж и в более раннем возрасте. Браки с лицами, не достигшими брачного совершеннолетия, не были редкостью и признавались законными. Браки лиц, принадлежащих к разным сословиям, допускались как по обычному праву, так и законодательством [5, с. 107]. Препятствием для вступления в брак могло быть разное вероисповедание. Так, женщинам-христианкам запрещалось вступать в брак с мусульманами и иудеями. Согласно церковному праву, запрещались браки между лицами, у которых общими были прадеды или прабабки. Это правило было внесено и в Статут 1588 г

[4, c. 48]. Не должны были допускаться и браки между свояками и свояченицами. Нельзя было, например, жениться братьям на родных сестрах. По церковным правилам нельзя было вступать в брак более трех раз, даже в случае смерти одного из супругов [5, с. 108].

Отсюда следует, что заключение брака как в Риме, так и в ВКЛ происходило только после достижения брачующихся определенного возраста, только в ВКЛ существовали на практике случаи, противоречащие закону. Не признавалась женитьба между родственниками.

Брак по римскому праву расторгался в случае смерти, утраты свободы или гражданства одним из супругов. Брак прекращался также по воле супругов – посредством развода (divortium). Формальное заявление о расторжении брака могло быть направлено через вестника, письма или объявлено супругу лично в присутствии семи свидетелей. Последнее требование было введено законом Августа о супружеской измене и, возможно, предусматривалось только в тех случаях, когда брак прекращался из-за неверности супруги, поскольку продолжение такого брака стало наказуемым для мужа. Нередко брак расторгался только потому, что объективные обстоятельства не позволяли его продолжать должным образом: возведение мужа в жреческий сан, поступление на военную службу, болезнь. Естественной причиной развода считалось бесплодие жены. В то же время принципом римского права была свобода развода [3, с. 292].

По учению церкви, как католической, так и православной, в ВКЛ брак прекращался только смертью одного из супругов. Прекращение брака происходило при объявлении лица изгнанником. Прекращался брак и при уходе одного из супругов в монастырь. Однако в Белоруссии в 16 веке как православные, так и католики расторгали свои браки с согласия духовенства или без них. Для законного расторжения брака достаточно было супругам заявить перед светским либо духовным судом или должностным лицом местной администрации о том, что они расторгают свой брак и делают друг друга свободными для вступления в новый брак [5, с. 113]. По каноническим правилам развод допускался в ограниченных случаях, по следующим причинам: а) неспособность мужа к супружеской жизни; б) наличие определенной степени родства и свойства между супругами; в) совершение тяжкого преступления одним из супругов; г) прелюбодеяние жены; д) тяжелая болезнь. Бракоразводный процесс в епископском суде должен был начинаться по заявлению заинтересованной стороны, разрешение на расторжение брака должно было даваться только при наличии веских причин. Однако из актов видно, что и епископские суды не придерживались строгих правил [5, с. 114].

Следовательно, как в Риме, так и в ВКЛ существовало два вида расторжения брака: первый – при наличии некоторых причин независимо от воли супруга (уход в монастырь, смерть, потеря свободы или гражданства и др.); второй – развод (при наличии причин расторжения брака, например, неспособность к супружеской жизни, прелюбодеяние, поступление на военную службу, тяжелая болезнь и др.).

И в Риме, и в ВКЛ с семейным правом было неразрывно связано опекунское право. Опека назначалась над несовершеннолетними и их имуществом, однако в ВКЛ главное внимание уделялось имуществу, а в Риме от идеи власти и интереса опекуна центр тяжести все более перемещался на охранительную функцию в интересах подопечного [2, с. 50–51].

Таким образом, многие нормы семейного законодательства ВКЛ подлежали рецепции римского семейного права. Например, брак как юридический договор между родственниками жениха и невесты, согласие брачующихся на вступление в брак, определенные возрастные рамки и препятствия для заключения брака, наличие помолвки, опекунского права и наличие двух возможностей расторжения брака. Конечно же, семейное право ВКЛ имело и свои особенности, традиции и обычаи, которые говорят о некоторой индивидуальности семейного законодательства ВКЛ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вообще семейное право — совокупность норм права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений.

Рецепция – это не простой перенос норм и принципов права одной системы на другую, а сложный процесс приспособления и формально-юридической обработки. Сейчас в основном, говоря о рецепции, сразу вспоминают рецепцию норм римского частного права, так как именно у него высокий уровень, наличие в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкость и ясность правовых норм.

Если же говорить о рецепции норм римского права в семейное законодательство ВКЛ, то большинство норм семейного законодательства ВКЛ были заимствованы из римского семейного права. Например, понятие брака как юридического договора между родственниками брачующихся; наличие помолвки (договора в форме клятвенного обещания заключить брак); согласие жениха и невесты на заключение брака; определенные возрастные рамки; следование жены за мужем; непризнание брака между родственниками; наличие опекунского права над несовершеннолетними и их имуществом и др.

Но нормы семейного законодательства ВКЛ имели и свои особенности, такие как: имущественные отношения супругов (семья была производственным, хозяйственным и общественным коллективом); наличие своих традиций, обычаев и обрядов (заручины, змовины, вяселле).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Азнагулова, Г.М. Рецепция права как форма взаимодействия национальных правовых систем: автореф. / Азнагулова Гузель Мухаметовна. – Казань, 2004. – 24 с.

  2. Бохуров. В.Н. Римское семейное право / В.Н. Бохуров. – Минск: БИП-С Плюс, 2005. – 51 с.

  3. Дождев, Д.В. Римское частное право / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Инфра-М: Норма, 1996. – 685 с.

  4. Таўсталес, А. Права сямейнае паводле Літоўскіх Статутаў / Аксіньня Таўсталес. – [Мн.], 1930]. – с. 24 – 527

  5. Юхо, И.А. Правовое положение населения Белоруссии в 16 в. / И.А. Юхо. – Минск: Изд-во БГУ, 1978. – 144 с.