Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по почвоведенью №20, 21, 22, 24, 27, 28,...docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
100.41 Кб
Скачать

Вопрос 29

Признаки климаксности и сукцессионности в почвенном покрове

Поскольку почва является частью экосистемы, а почвенный покров в значительной мере является функцией биотического покрова, критерии климаксности и сукцессионности почв нужно соотносить с приведенными выше признаками климаксного фитоценоза. Такие критерии для оценки состояния почвенного покрова лесных территорий были предложены Е.В. Пономаренко (1990, 1999).

При длительном свободном развитии совокупная деятельность биоты приводит к формированию протяженного гумусового (в широком смысле) горизонта. Его мощность соответствует глубине активного перемешивания почвы биотой.

Соответственно, главный признак стабильности почвенного покрова – преимущественное расположение опорных корней и ветровальных западин примерно в пределах недифференцированного, равномерно гумусированного горизонта.

Если это условие соблюдается, но на еще большей глубине наблюдаются следы биогенных педотурбаций (старых вывалов, крупных корневых ходов, ходов землероев), – это означает, что в настоящее время перестройки почвенного покрова не происходит, но есть признаки значимых изменений в прошлом.

Определению стабильных, климаксных почв соответствуют почвы со слабодифференцированным строением профиля (рис. 75). Распространение подобных почв На рис. А разрез проходит через западину провернутого вывала глубиной 140 см (фрагмент см. на илл. 25): материал гор. А отсыпан в переднюю и заднюю части западины; материал гор. С перемещен наверх, на нем начал формироваться новый гор. А. Морфоны [A1+C+A2] сформированы в период экспонирования материала бугра вывала при участии воздействий выборочных рубок и лесного выпаса. В профилях на рис. Б и В вывалы в основном происходили в пределах гор. А, в небольшом количестве «примешивая» к гор. А материал гор. С (морфоны [А1+С])

на территории Европейской России в основном приурочено к районам, где действие антропогенных факторов было ограничено и/или имело небольшую интенсивность. Прежде всего, это горные районы, участки долин малых рек и др. На водораздельных равнинных территориях такие почвы встречаются на очень небольших площадях, обычно в пределах массивов малонарушенных лесов (примеры таких лесов описаны в главах 7–9).

Основным критерием сукцессионности почвенного покрова может служить присутствие в профиле значительных морфологических неоднородностей либо геологических текстур на глубине меньшей, чем мощность биогенных педотурбаций. Как отмечалось выше, для лесных экосистем последняя может быть оценена из рассмотрения глубины существующих ветровальных западин и глубины расположения субгоризонтальных опорных корней деревьев.

После сильного нарушения практически исчезают признаки существовавшего здесь растительного сообщества; исследуя этапы последующей сукцессии, мы описываем сообщества, формирующиеся после нарушения, выявляем сукцессионные ряды и их совокупности. Для почв сложнее представить линейную картину демутации или дигрессии. Как последствия действия нарушающего фактора, так и последующие сукцессионные изменения преобразуют почву, но при этом преобразования накладываются на сохранившийся при нарушении почвенный профиль. Таким образом, в строении профиля мы почти всегда видим результат многократного чередования периодов (или моментов) нарушений и периодов свободного развития экосистемы (подробнее см. 10 главу).

Как в отношении «надпочвенной» части экосистемы, так и в отношении почвенного покрова важно понимать разницу между климаксным стабильным состоянием системы и абсолютным отсутствием экзогенных нарушений в прошлом. В подавляющем большинстве случаев экосистемы с выраженными признаками экзогенных антропогенных (или) катастрофических нарушений являются сукцессионными. Однако могут встречаться ситуации, когда система хранит следы прошлых нарушений, но находится в стабильном климаксном состоянии. Это означает, что антропогенные воздействия не привели к существенному нарушению экосистемы (например, приисковые рубки, слабая рекреация), либо экосистема восстановилась после давних нарушений. Такие признаки сильных воздействий, как присутствие в почвенном профиле погребенных древесных углей или иллювиированного после обнажения поверхности почвы материала, могут сохраняться в течение более длительного времени, чем время, необходимое для формирования устойчивой структуры лесной экосистемы.