Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
внешн. политика в 20е.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
113.66 Кб
Скачать

5. Ультиматум Керзона

В мае 1923 г. британский министр иностранных дел лорд Керзон направил Советскому правительству ультиматум. Англия требовала отменить смертные приговоры арестованным в СССР по обвинению в шпионаже британским подданным, вернуть задержанные в международных водах рыболовецкие суда11, отказаться от антибританской пропаганды в Индии, Иране и Афганистане и отозвать из этих стран советских представителей. В случае отказа от исполнения ее требований Англия грозила разорвать все отношения с СССР. В Белое море был направлен британский военный корабль с целью предупредить вмешательство по отношению к английским судам вне трехмильной зоны территориальных вод.

В разгар поднявшегося международного скандала в Лозанне, где проходила международная конференция, русским эмигрантом был убит советский дипломат В.В. Воровский.

Советское правительство использовало «ультиматум Керзона» для пропагандистской кампании. В стране были организованы демонстрации под лозунгами «Нас не запугать!», «Руки прочь от СССР!». Газеты публиковали возмущенные отклики граждан и карикатуры на английского министра. Под предлогом роста военной опасности начался сбор денег на создание военной авиации, а одна из вновь созданных эскадрилий получила демонстративное название «Ультиматум».

Однако под прикрытием этих широко разрекламированных акций Советское правительство пошло на уступки: были отпущены арестованные англичане, уплачены компенсации семьям уже расстрелянных, возвращены рыболовные суда, разрешен лов рыбы в спорных водах. По другим вопросам начались переговоры.

6. Отношения ссср со странами Запада

Даже откровенные подрывные действия Коминтерна в Европе и конфликты из-за советской политики в Азии не стали препятствием для нормализации отношений СССР с европейскими странами. Заинтересованность в российском рынке и стремление не допустить, чтобы все преимущества от его использования получила Германия, побудило западные державы, невзирая на антипатию к большевикам, пойти на признание Советской России и установление с ней дипломатических отношений. 1 февраля 1924 г., после того, как был разрешен конфликт в связи с нотой Керзона, новое лейбористское правительство Великобритании заявило о признании Советского правительства де-юре. В августе того же года был подписан договор между Великобританией и СССР. Предусматривалось взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, СССР соглашался при условии предоставления кредита частично возвратить довоенные долги частным лицам. Однако после того, как лейбористы потерпели поражение на выборах осенью 1924 г. и к власти вернулись консерваторы, Англия отказалась ратифицировать соглашения с СССР12. В дальнейшем советско-английские отношения складывались непросто. В 1926 г. СССР пытался, поддерживая бастующих английских шахтеров, спровоцировать в Англии революционные выступления. В 1927 г. правительство консерваторов разорвало дипломатические отношения с Советским Союзом. Восстановлены они были в 1929 г., после возвращения лейбористов к власти.

7 февраля 1924 г. были установлены дипломатические отношения и заключен торговый договор между СССР и Италией. В течение первой половины 1924 г. СССР установил дипломатические отношения с Австрией, Грецией и Скандинавскими странами.

После того, как в мае 1924 г. на выборах во Франции победил левый блок и правительство возглавил лидер радикальной партии Э. Эррио, улучшились и советско-французские отношения. В октябре Советский Союз и Франция обменялись посольствами.

К 1925 г. СССР имел дипломатические отношения с 22 государствами, в том числе со всеми великими державами, за исключением США. Американское правительство категорически отказывалось признать Советский Союз, пока в нем не будет восстановлена частная собственность. Тем не менее, торговые отношения между двумя странами, хотя и с большим трудом, развивались.

Важнейшим партнером СССР на Западе являлась Германия, сближение с которой подкреплялось общим стремлением подорвать версальскую систему. После Рапалльского соглашения в Советском Союзе стали создаваться совместные советско-германские предприятия, германским предпринимателям были на выгодных условиях предоставлены концессии. Параллельно развивалось и военное сотрудничество. На советской территории немцы тайно вели запрещенные им Версальским договором военные научно-технические исследования, производили вооружения, обучали командный состав.

Обстановка в Европе оставалась напряженной. Французские политики обвиняли Германию в том, что она, вопреки Версальскому миру, сохранила большие военные запасы и фактически восстанавливает старую армию13. Стремясь успокоить французскую общественность, Германия предложила заключить Рейнский пакт. Пакт был подписан в октябре 1925 г. на конференции в швейцарском городке Локарно14. Великобритания, Франция, Германия, Италия и Бельгия гарантировали неприкосновенность западных германских границ, установленных в Версале, обязались не предпринимать военных действий друг против друга. Оставались в силе решения о демилитаризации Рейнской зоны15. Германия вступала в Лигу Наций. На Западе Локарнский договор называли «пактом примирения». Однако Германия добилась важной уступки со стороны держав-победительниц: конференция не гарантировала германо-польскую границу. Между тем, министр иностранных дел Германии Г. Штреземан писал в секретном письме: «Перед германской внешней политикой стоят три большие задачи: во-первых, благоприятное для Германии разрешение репарационного вопроса и обеспечение мира, как предпосылки для будущего укрепления Германии. Во-вторых, я отношу сюда защиту немцев, живущих за границей, т.е. тех 10–12 миллионов соотечественников, которые в настоящее время живут в чужих странах, под иноземным ярмом. Третья крупная задача — исправление восточных границ, возвращение Германии Данцига, Польского коридора16 и исправление границы в Восточной Силезии. В перспективе — присоединение немецкой Австрии…»

Восточноевропейские страны были связаны с Францией союзными договорами. Но Франции не удалось убедить Великобританию гарантировать их границы, так как англичане не хотели рисковать вовлечением в войну из-за Польши или Чехословакии. Министр иностранных дел Англии О. Чемберлен говорил: «Ради “польского коридора” ни одно британское правительство не пожелает рискнуть костями одного-единственного британского гренадера». Кроме того, уступки Германии должны были предотвратить ее сближение с Советской Россией, которая, по словам Чемберлена, «нависла, как грозовая туча, над восточным горизонтом Европы». К тому же английские политики опасались новых революционных потрясений в Германии. По их мнению, отказ Запада поддержать демократический режим Веймарской республики грозил тем, что Германия «неизбежно склонится в сторону большевизма, а в итоге, возможно, вновь станет абсолютной монархией».

В Москве нежелание Запада гарантировать восточные границы Германии расценивали как стремление создать «единый антисоветский фронт», возобновить блокаду СССР, а в перспективе поощрить агрессию Германии на восток и натравить ее на Советский Союз. Правда, если Германия противилась международным гарантиям западных границ Польши, то СССР надеялся пересмотреть ее восточные границы, лишь в силу необходимости соблюдая пока Рижский мир.

В Берлине также не желали ухудшения советско-германских отношений. Вступая в Лигу Наций, Германия отказалась участвовать в экономических и политических санкциях Лиги и оповестила Москву о том, что сделала это, не желая содействовать мерам, направленным против СССР. Во время Локарнской конференции в Берлине был подписан германо-советский экономический договор. Весной 1926 г. Германия предоставила СССР кредит на сумму в 300 млн. марок, позволивший Советскому Союзу в начале к индустриализации разместить заказы на германских предприятиях. 24 апреля 1926 г. был подписан советско-германский договор о ненападении и нейтралитете.

В сентябре 1926 г. был подписан пакт о ненападении и нейтралитете между СССР и Литвой. Аналогичные соглашения с другими прибалтийскими странами сорвались под нажимом Польши. Только с Латвией был заключен торговый договор.

В 1927 г. советская делегация приняла участие в работе комиссии Лиги Наций по разоружению. В Европе, потрясенной колоссальными жертвами I Мировой войны, были очень сильны пацифистские настроения и стремление к ограничению вооружений. В области практической политики вопрос о разоружении, естественно, превращался в стремление каждой страны не допустить, чтобы другие обогнали ее в укреплении военной мощи. СССР представил в комиссию план всеобщего и полного разоружения. Он включал роспуск всех вооруженных сил, уничтожение укреплений и всех запасов оружия любых видов, ликвидацию военной промышленности и отмену военной службы, прекращение военного обучения и другие аналогичные меры. Это была впечатляющая, но совершенно не реалистическая программа, имевшая сугубо пропагандистское назначение. Западные дипломаты отказались даже обсуждать ее. Достичь серьезных успехов в области разоружения Лиге Наций не удалось.

27 августа 1928 г. в Париже был подписан пакт Бриана—Келлога17 об отказе от войны как орудия международной политики. Пакт подписали Англия, Бельгия, Германия, Италия, Польша, США, Франция, Чехословакия и Япония. Хотя в ст. III говорилось, что пакт открыт для присоединения других государств, Советское правительство обвинило его участников во враждебных замыслах. Нарком иностранных дел Чичерин заявил: «Переговоры по заключению так называемого пакта Келлога, очевидно, являются составной частью политики окружения СССР, стоящего в данный момент в центре международных отношений». После этого СССР также был приглашен подписать пакт Бриана—Келлога. В феврале 1929 г. СССР, Латвия, Польша, Румыния и Эстония подписали Московский протокол о немедленном введении пакта Бриана—Келлога в действие, не дожидаясь его ратификации остальными участниками. Окончательно пакт вступил в силу в июле 1929 г. К этому времени его подписали 44 государства. К сожалению, участники пакта не сумели гарантировать его соблюдение на практике и удержать мир от новой бойни.