Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лели.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
44.36 Кб
Скачать

Уровень адаптации и оценка социального положения населения (в %)

Табл.№4

Варианты ответа на вопрос «Удалось ли приспособиться к новым социально-экономическим условиям?»

Оценка социального положения

Низкое

Ниже среднего

Среднее

Выше среднего

Высокое

Безусловно, да

0,0

9,5

57,1

16,7

16,7

Скорее, да

7,4

13,4

67,8

10,9

0,5

Скорее, нет

25,1

37,2

36,9

0,8

0,0

Безусловно, нет

20,4

29,9

49,7

0,0

0,0

Данные, приведенные в таблице, отражают несоответствие представлений респондентов об уровне собственной адаптации и социальном положении. Так, слабо адаптированные слои в половине случаев рассматривают свой социальный статус как средний, что прежде всего свидетельствует о нереализованности образовательного и профессионально – квалификационного потенциала в процессе адаптации: сформированные в прежнее время статусные позиции не подтверждаются практикой адаптации, но сохраняются в сознании респондентов. Для « группы успеха», скорее, характерно занижение социального статуса (около 10% респондентов рассматривают свое социальное положение как ниже среднего). На наш взгляд, главной причиной заниженной социальной самооценки здесь является тот факт, что способы адаптации (например, источники дохода, формирующего «достойное материальное положение») не престижны по меркам, ранее принятым в обществе.

Таким образом, о кризисном характере адаптации говорит и несбалансированность взаимосвязи статусно-ролевых позиций и социальной идентичности, что «выливается» в неустойчивые формы социального поведения. Невозможность реализации большинством населения своих социально-экономических притязаний, повышения или хотя бы поддержание социального статуса будет блокировать продвижение по всем другим направлениям преобразований, создавать социальное напряжение.

Нельзя обойти вниманием и политическую самоидентификацию потенциального среднего класса, которая в принципе должна отражать его ориентацию на стабильность политической ситуации. Политическая самоидентификация заключается, прежде всего, в делегировании властных полномочий в форме электорального поведения. Оказавшись в сфере взаимодействия различных политических партий и движений, индивид должен сделать «осознанный выбор» в пользу политической организации, в наибольшей степени выражающий его интересы. В условиях, когда не «работает» традиционная политическая шкала западноевропейского типа, а рациональный прагматизм не подкреплен институционально, встает задача поиска «работающего» индикатора политической идентификации.

Результаты наших исследований с определенностью свидетельствуют о наличии социальной базы, поддерживающей реформаторов-прагматиков, которые обладают рычагами реальной власти. Для этой части населения электората важны не столько идеологический контекст и популистская риторика, сколько гарантия стабильности и преемственности власти, обеспечивающая сохранение правил, по которым значительная часть населения уже научилась жить.

Однако, маркетинговая группа Market Up и рекламное агентство Sauce Strategy выяснили, что Москвичи считают себя средним классом, если их доход выше $2000 на члена семьи. Им совершенно все равно, где жить, но обязательные атрибуты среднего класса – квартира, дача и дорогой автомобиль. Половина копит деньги, храня их под матрасом или на счете в банке.

Market Up и Sauce Strategy составили портрет московского среднего класса, опросив 1072 респондента (личные интервью). Уровень дохода респондентов – $1500 в месяц на члена семьи. Market Up занимается маркетинговыми исследованиями и управленческим консалтингом (создана в 2001 г., экс-“Русинфомар”). Sauce Strategy входит в рекламный холдинг Sorec Group.

Люди с высокими доходами не любят рассказывать о себе, поэтому до сих пор в большинстве исследований критерии состоятельности были занижены ($500-700 на человека), а опирались они на опросы малого количества респондентов, рассказывает директор Market Up Марина Власова. Чтобы выяснить вкусы действительно высокодоходной аудитории, Market Up и Sauce Strategy выбрали людей, чей доход примерно вдвое выше средней зарплаты в Москве. Чуть больше половины участников опроса имеет доход $1500-1700 на члена семьи, 19% – $1700-2000, еще 15% – $2000-3000, остальные 11% – свыше $3000.

Оказалось, что средним классом считают себя люди со среднедушевыми доходами выше $2000. Т.е., у кого на человека в семье по $1500-1700, считают, что доходы среднего класса – от $2200 на человека, а москвичи с реальными доходами в $1700-2000 думают, что порог среднего класса – $2909 на человека.

Доход в $1500 на члена семьи в месяц – оправданный порог для определения представителей среднего класса в Москве, считает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков. По подсчетам ЦМАКП, к среднему классу в Москве можно отнести примерно треть населения. Самооценка этих людей явно занижена из-за высоких зарплатных ожиданий, полагает Поляков. “Работники с доходом выше $1500, как правило, относятся к профессиональным группам, пользующимся спросом на рынке труда, они надеются, что скоро зарплаты вырастут”, – рассуждает Поляков.

Средний класс – это не только уровень дохода: важны социально-культурные характеристики, уровень накоплений, специфика профессии, отмечает главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков: “Уборщица, работая в трех местах, тоже может зарабатывать $1500, но ее сложно отнести к среднему классу”.

С характеристиками у состоятельных москвичей все в порядке. Представитель среднего класса должен иметь высшее образование, считают 76% опрошенных. Правда, для 48% не важно, где оно было получено.

Большинство (71%) респондентов считают, что у представителя среднего класса должен быть автомобиль, причем 41% думает, что это новая дорогая иномарка. 15% полагают, что в семье должно быть минимум два автомобиля. Еще больше (85%) опрошенных уверены, что у представителя среднего класса должен быть загородный дом.

Зато состоятельные москвичи не придают значения тому, где они живут. Главное, чтобы квартира была (в собственных живут 82% опрошенных). Ее размер (средний для опрошенных – 70,4 кв. м), класс дома и престижность района не важны.

Советская формула счастья – “квартира, машина, дача” – действует и сейчас, считает руководитель аналитического центра IRN.ru Олег Репченко. Поэтому средний класс стремится иметь загородную недвижимость. Но стоимость недвижимости в престижных районах такова, что средний класс с доходами от $1500 приобрести ее не в состоянии, говорит гендиректор Building Media Group Сергей Елисеев. По оценкам IRN.ru, около 80% владельцев квартир в столице устраивает район, где они живут. Высокие требования к классу дома предъявляют богатые москвичи, а не средний слой, добавляет Репченко.

Уровень накоплений (см. врез) среди москвичей все равно невысок: в США откладывают все, отмечает Гавриленков. Часть людей, получающих от $1500, не обзавелись машинами, мебелью, техникой и копят. Москвичи выражают себя в потреблении, говорит Гавриленков: “У кого больше кепка – тот и самый важный”.

Половина состоятельных москвичей делают накопления, выяснили маркетологи. В основном – на непредвиденные расходы (66% респондентов), 36% планируют купить недвижимость, 31% откладывают на отпуск, 17% – на автомобиль, 16% – на образование детей. Над инструментами инвестирования долго не раздумывают: 74% хранят деньги в банке, 39% – просто в наличной валюте, 35% – в наличных рублях. Александра Петрачкова, Антон Копылов (Источник ВЕДОМОСТИ).

По данным сайта «Время новостей» Правительство утвердило прогноз социально-экономического развития, согласно которому российское население будет повышать собственное благосостояние буквально не по дням, а по часам. Едва ли не впервые на официальном уровне в России озвучен прогноз роста "среднего класса" - активной и зажиточной части населения, являющейся основой процветания всех развитых государств мира. «К 2010 году будут в основном созданы предпосылки для формирования в России экономически активного среднего класса, к которому следует относить лиц со среднедушевым доходом выше шести прожиточных минимумов. Ожидается, что его доля в составе населения повысится с 20 до 30-35%», - заявил на заседании правительства министр экономического развития Герман Греф.

«Этот рост произойдет за счет повышения доходов», - пояснил «Времени новостей» заместитель директора сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Геннадий Куранов. К слову, вопрос критериев отнесения к среднему классу вызывает немало споров среди социологов. Идет ли речь только об уровне доходов или также о профессии, образовании и самооценке. МЭРТ руководствуется двумя показателями - высшим или неоконченным высшим образованием, а также материальным уровнем. Ежемесячный доход на одного члена семьи представителя российского среднего класса, по версии Минэкономразвития, в 2006 году составлял около 600-700 долл. в мес., а в 2010 должен составить 900-1100 долл. Обязательны также значимые банковские сбережения и недвижимость (второе жилье), а также возможность регулярного отдыха за границей. Уже через три года, по прогнозам МЭРТ, Россия будет на треть состоять из таких граждан.

Согласно прогнозу, денежные доходы граждан за предстоящие три года возрастут на 27%. "Это очень большой рост, - констатировал Герман Греф, - пенсии вырастут на 39,7%. И в 2009 году социальные пенсии достигнут прожиточного минимума пенсионеров».

По словам Геннадия Куранова, столь резкое увеличение количества представителей среднего класса в стране произойдет за счет роста зарплат как в корпорациях, так и в бюджетной сфере. Причем речь идет не только о чиновниках, но и о работниках науки, образования и здравоохранения. С этим согласна и наука. По данным Института социологии РАН, из потенциальных кандидатов в средний класс, подходящих для этого по искомому набору критериев, каждому второму мешают низкие доходы. «Учитывая, что свыше половины данной группы составляют работники бюджетных отраслей (образование, наука, здравоохранение), ситуация с которыми может динамично меняться в случае повышения зарплаты, данная группа может рассматриваться как резерв для пополнения среднего класса», -- полагают социологи. По расчетам Института социологии, государство может расширить отечественный средний класс до 35-36% как раз за счет повышения доходов населения.

Впрочем, экономист Леонид Григорьев предостерегает от использования такого упрощенного подхода. «Очень важно не забывать, что средний класс - это не только размер желудка, но и уровень образования, и модель поведения. Нормальный представитель среднего класса должен платить налоги и ходить на выборы», - пояснил он "Времени новостей". Как считает г-н Куранов, одним из факторов роста среднего класса станет развитие малого и среднего бизнеса. Как заявил «Времени новостей» президент ОПОРЫ Сергей Борисов, количество малых и средних предприятий действительно увеличивается, однако и темпы должны быть выше, и качество роста должно кардинально измениться. «Создание возможностей для прихода малых предприятий в промышленность, максимальное упрощение любой отчетности, которую должен предоставлять малый бизнес, и урезание аппетитов мелких чиновников - вот лишь несколько жизненно необходимых для малого бизнеса вещей, которые может сделать правительство», - полагает г-н Борисов.

По мнению г-на Григорьева, обоснование реалистичности прогноза МЭРТ требует серьезных доказательств. «За восемь лет устойчивого роста мы только вышли на показатель в 20-22%. Как же правительство рассчитывает за три года увеличить его более чем в полтора раза?» - сомневается он.

Тем более что некоторые негативные тенденции, и это признает сам Герман Греф, весьма устойчивы, и как их можно переломить, пока неясно. Разрыв между 10% самых обеспеченных и 10% самых бедных россиян особенно заметно стал увеличиваться начиная с 2000 года - за это время он вырос с 13,9 до 15,3 раза. Еще принципиальный разрыв между городским и сельским населением. И даже в оптимистичном варианте к концу прогнозного периода из каждых пяти бедных двое будут жить в деревне.

Исходя из всего выше сказанного, можно говорить о том, что средний класс в Российском обществе не достаточно велик и границы его сильно «размыты».

Появление среднего класса сопровождается изменением всей социальной структуры общества. Традиционные классы и слои теряют четкие очертания, размываются. Высококвалифицированный рабочий может оказаться одновременно представителем и рабочего класса и среднего класса. По каким-то признакам, сферам жизнедеятельности «сильнее» может оказаться его принадлежность к своему классу, к своей страте в нем, а по другим признакам – к среднему классу. Появляется как бы вторая социальная структура, при том, что первая (традиционная классовая) тоже еще отнюдь не потеряла своего значения. Оставляя в стороне вопрос о функциях среднего класса, остановимся на препятствиях, на которые наталкивается сейчас процесс формирования среднего класса в России. Такими препятствиями являются:

  • недостаточность слоя современных высококвалифицированных рабочих, специалистов, менеджеров и т.п., их в Росси относительно мало, качества работника не могут существенно превышать качества материально-технической базы, на которой он работает;

  • невостребованность обществом и того, что есть, обусловленная глубоким экономическим кризисом, сопровождающим переход экономики к рыночным отношениям;

  • низкий уровень жизни, доходов тех групп, которые могли бы в перспективе составить средний класс;

  • неустойчивость статусов большинства социальных групп, в том числе и новых, обусловленная не только кризисом и переходностью, но и тем, что собственность не обеспечена пока системой социальных институтов, обеспечивающих ее защиту и нормальное функционирование.

Таким образом, структурное оформление среднего класса возможно при наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних факторов. К числу внутренних можно отнести развитие автономной активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и санкций, а к числу внешних – стабилизацию социально-экономических и политических институтов и способность общества к воспроизводству этой стабильности , под которой следует понимать не консервацию существующего порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]