Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Павлов.docx
Скачиваний:
72
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
154.65 Кб
Скачать
  1. «Герой нашего времени» м.Ю Лермонтова. Проблематика, идейный смысл романа. Система образов. Образ Печорина. Приемы обрисовки образа.

Значительность поставленных вопросов, яркость и типичность характера главногогероя, знаменующего собою целую эпоху русской жизни, высокие художественные достоинства делают роман М. Ю. Лермонтове «Герой нашего времени» одним из самых выдающихся произведений не только русской, но и мировой литературы. Нельзя закрывать глаза на трудности, стоящие перед учителем при работе над этим романом: противоречивость характера Печорина и сложность его отношения к жизни и людям. «История души человеческой» в этом возрасте вызывает гораздо меньший интерес, чем приключения и происшествия; сложный мир человеческих чувств, любовные драмы и конфликты, волнующие взрослого читателя, нередко оставляют равнодушным восьмиклассника, только начинающего задумываться над этими сторонами жизни. Но трудности эти преодолимы.

Сложное содержание романа «Герой нашего времени» нельзя вместить в сравнительно небольшое количество уроков, многое, и притом даже существенное, в проблематике и идейном богатстве его окажется вне поля зрения школьников. Важно показать основную направленность и идейный смысл романа, раскрыть существенное в его главных образах. Если читатель сумеет при этом вызвать у себя живой интерес к характерам Печорина и сталкивавшихся с ним людей, заставит их задуматься над некоторыми, не занимавшими их ранее вопросами человеческих отношений, подведет к мысли о противоречивости жизненных явлений, поможет испытать возвышающее и облагораживающее волнение при соприкосновении с подлинным произведением искусства - он добьется многого.

Первое, на что обращает внимание читатель при чтении «героя нашего времени», - нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Роман состоит из описаний различных эпизодов в жизни Печорина внешне практически не связанных между собой. Начинает роман повесть «Бэла», далее следует «Максим Максимыч затем – «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист», тогда как в жизни главный герой сперва едет на Кавказ и встречает контрабандистов – «Тамань», потом приезжает в Пятигорск, где разворачивается действие «Княжны Мери»: за дуэль с Грушницким Печорина посылают в отдаленную крепость, где он похищает черкешенку – «Бэла»; после истории с Бэлой герой живет некоторое время в казачьей станице, где происходят события, описанные в «Фаталисте»; наконец, Максим Максимыч и рассказчик встречают Печорина по дороге в Персию, где он впоследствии умирает – «Максим Максимыч».

В романе Лермонтова композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, ибо «…история души человеческой, - как заявляет автор в Предисловии к «Журналу Печорина», - хотя с самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно…когда она …писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего его самораскрытия. Вот почему роман Лермонтова четко делится на две части; каждая из этих частей обладает внутренним единством. Первая часть знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая часть подготавливается первой. В руки читателя попадает «Журнал Печорина», в котором он рассказывает о себе в предельно искренней исповеди.

Роман построен так, что Печорин и его история последовательно предстают перед читателем как бы с трех точек зрения. Предисловие от автора, написанное в ответ на разноречивые толки критики и включенное во второе издание книги, объясняет общий замысел, цель произведения. Затем идут путевые записки автора, повесть «Бэла». Эти путевые записки стилистически продолжают «Путешествие в Арзрум» Пушкина, опубликованное в1836 году в пушкинском «Современнике», как раз незадолго до высылки Лермонтова на Кавказ. При всей своей кажущейся простоте, повесть «Бэла» сложна и по композиции, и по стилю. Традиционная романтическая тема приобретает здесь правдивый, реалистический характер.

Повесть «Бэла» начинается путевыми записками. Их автор – русский офицер странствующий «с подорожной по казенной надобности», смотрит на кавказскую природу и кавказский быт глазами русского человека: «…и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика».

Центральным в повести «Бэла» является рассказ Максима Максимыча, включенный в записки странствующего офицера. Однако это рассказ перебивается описанием Крестового перевала. Рассказ Максима Максимыча осложнен и тем, что в первую его часть включен рассказ Казбича том, как он спасался от казаков, во вторую – автохарактеристика Печорина. Этой композиции повести соответствует ее стилистическая сложность.

Повесть «Максим Максимыч» хронологически является последней в романе. Однако композиционно это связующее звено между новеллой «Бэла» и последующими повестями, так как в ней объяснение происхождения записок Печорина.

Повесть «Максим Максимыч» занимает в структуре романа как бы промежуточное положение: в отличие от других частей «Героя нашего времени», в ней нет увлекательного авантюрного сюжета, да и сам герой, Печорин, появляется в ней лишь на несколько мгновений. Однако именно в «Максиме Максимыче» герой в первый и последний раз предстает перед читателем живым. В «Бэле», первой повести лермонтовского романа, становится известно о Печорине из уст его старого приятеля Максима Максимыча, а в той части романа, которая озаглавлена автором «Журнал Печорина», действует герой, которого уже нет на свете: из авторского предисловия к «Журналу» читатель узнает, что Печорин умер, возвращаясь из Персии. Одним словом, «Максим Максимыч», самая короткая повесть «Героя нашего времени», для художественного целого романа оказывается чрезвычайно важной, несмотря на ее кажущуюся «промежуточность».

Роль новеллы «Максим Максимыч» в романе Лермонтова очень велика. Во-первых, происходит смена рассказчиков, повествование опять ведется от имени автора. Во-вторых, в этой главе дается полное описание портрета Печорина в его мельчайших подробностях. В-третьих, здесь нам наиболее полно раскрывается личность Максим Максимыча как человека и друга Печорина.

Композиция «Журнала Печорина» весьма своеобразна – это как бы «роман в романе».

В повести «Тамань» показаны взаимоотношения Печорина с «честными контрабандистами». Ворвавшись в их жизнь, он разбивает ее, но после жалеет об этом: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов… я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не прошел ко дну».

В этой главе романа противоречивость характера Печорина достаточно ярка. Лермонтов сразу сталкивает два конфликта в его жизни. Если в начале повести молодой человек впечатлителен, ищет приключений и острых ощущений, то уже через несколько страниц он признает: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих?» Эта фраза свидетельствует об умерщвлении его чувств, о безразличии, которое побеждает в нем в дуэли между двумя началами, борьба внутри героя бесконечна. Это навсегда выводит его за круг обыкновенных людей с их бытовыми, порой мелочными интересами, обыденностью.

Повесть «Тамань» - одно из самых романтических мест в романе. Герой в описанных им событиях раскрывается как человек, в котором осталось довольно много романтического. Печорина необыкновенно влечет та свобода, которую олицетворяет Янко, ундина, слепой мальчик. Они живут в единстве со стихией, морем, вне всякого закона. Это безусловно привлекает Печорина, и его поступки становятся тоже несколько безрассудными, например, поехать кататься на лодке, не умея плавать. Однако этот мир не для него.

В «Тамани» существует также другой мир – мир обыденной провинциальной жизни. К нему принадлежит урядник, десятник. Они являются воплощением старого несвободного мира, который вызывает у Печорина лишь отвращение своей убогостью. В результате герой оказывается чужим и в мире «честных контрабандистов», и в мире обычных людей.

Повесть «Тамань» не является кульминационным моментом в романе, но именно в ней начинает раскрываться внутренний мир героя. Печорин рассказывает о себе искренне, давая строгую оценку себе и своим поступкам.

Новелла «Княжна Мери» построена из дневниковых записей – это почти ежедневная летопись жизни Печорина, который не интересуется «общими вопросами». Он пишет о своих чувствах, мыслях, о своем поведении и о поступках. В «Княжне Мери» Печорин выступает перед читателями не только как мемуарист-рассказчик, но и как автор дневника, журнала, в котором точно фиксируются его размышления и впечатления. Именно в этой повести наиболее глубоко показаны безысходное отчаяние, трагическая безнадежность Печорина, умного и одаренного человека, искалеченного средой и воспитанием.

Вопрос предназначения, рока, единоборства человека с судьбой – основной философский аспект романа. Полностью этой проблеме посвящена завершающая глава «Фаталист», в которой Печорин пытается создать некоторую «модель судьбы». Существует ли предпочтение или нет и если «да», то каковы пределы самостоятельности личности, - все это волнует Печорина, ибо ответ на этот вопрос даст ключ к разгадке человеческой натуры и сможет, наконец, объяснить Печорину его собственную душу и судьбу. Это самая философская глава в романе.

Новелла «Фаталист» состоит из трех эпизодов, которые являются продолжением возникшего среди офицеров спора о существовании предопределения, предуготованной через судьбу. Таким образом, особенность построения «Героя нашего времени» в том, что в произведении не совпадают сюжет и фабула. Лермонтов нарушает естественную хронологию событий с тем, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя своего времени, который в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя. Итогом философских рассуждений Печорина, а также и Лермонтова – его создателя, становится заключительная глава произведения – «Фаталист», которая несет в себе важные и многом итоговые умозаключения Печорина.

  1. Творчество А.В. Кольцова (общая характеристика).

Ранние поэтические опыты Алексей Кольцова представляют подражания стихотворениям ДмитриеваЖуковскогоПушкинаКозловаХераскова и других поэтов; в этих произведениях поэт только ещё нащупывает собственную художественную манеру. Но и среди них уже налицо такие стихотворения, в которых нельзя не видеть будущего творца песен. С другой стороны, попытки писать в духе книжной поэзии наблюдаются у Кольцова до самой смерти, вперемежку с песнями, да и среди последних некоторые ближе к книжным формам, чем к той специфической манере, в которой можно видеть особенности кольцовского стиля. Другой жанр Кольцова — думы, которые по форме схожи с его песнями, а по содержанию представляют своеобразную поэтическую философию. Познакомившись мельком с философскими спорами столичных друзей, главным образом в кружке Белинского, Кольцов пытается уяснить себе в думах мировые проблемы[7].

В 1825 году, в 16 лет, он написал своё первое стихотворение — «Три видения», которое впоследствии уничтожил. Стихотворение было написано в подражание любимого поэта Кольцова, Ивана Дмитриева.

Первым наставником Кольцова в поэтическом творчестве был воронежский книгопродавец Дмитрий Кашкин, давший юноше возможность бесплатно пользоваться книгами из своей библиотеки. Кашкин был прямым, умным и честным, за что его любила молодёжь города. Книжная лавка Кашкина была для них своего рода клубом.[2] Кашкин интересовался русской литературой, много читал и сам писал стихи. По-видимому ему Кольцов показывал свои первые опыты. В течение 5 лет Кольцов пользовался безвозмездно его библиотекой.

Где-то в юности, будущий поэт пережил глубокую драму — он был разлучен с крепостной девушкой, на которой хотел жениться.[3] Это отразилось, в частности, в его стихах «Песня» (1827), «Ты не пой, соловей» (1832) и ряде других.

В 1827 году познакомился с семинаристом Андреем Сребрянским, ставшим впоследствии его близким другом и наставником. Именно Сребрянский привил Кольцову интерес к философии.

Первые публикации у молодого поэта были анонимными — 4 стихотворения в 1830 году[3]. Под своим именем Алексей Кольцов опубликовал стихи в 1831 году, когда Н. В. Станкевич, известный поэт, публицист и мыслитель, с которым Кольцов познакомился в 1830 году, опубликовал его стихи с коротким предисловием в «Литературной газете». В 1835 году — выход первого и единственного при жизни поэта сборника «Стихотворения Алексея Кольцова». По делам отца путешествовал в Санкт-Петербург иМоскву, где благодаря Станкевичу познакомился с В. Г. Белинским[4], который оказал на него большое влияние, с Жуковским,Вяземским, Владимиром Одоевским и Пушкиным, который опубликовал в своём журнале «Современник» стихотворение Кольцова «Урожай».

После выхода стихотворений «Молодая жница», «Пора любви» и «Последний поцелуй» Кольцовым заинтересовался Михаил Салтыков-Щедрин. Он называл главной особенностью этих стихов «жгучее чувство личности».

Разъезжая по торговым делам отца, Кольцов встречался с различными людьми, собирал народный фольклор. Его лирика воспевала простых крестьян, их труд и их жизнь. Многие стихотворения стали словами на музыку М. А. Балакирева,А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и многих других.

  1. «Миргород» Н.В. Гоголя. Проблематика, идейное содержание цикла повестей. «Тарас Бульба». Проблематика, идейное содержание повести. Основные образы. Художественное мастерство писателя.

Повести Н.В.Гоголя, вошедшие в «Миргород», были  опубликованы впервые в 1835 году отдельным изданием, а  затем переизданы в 1842 году, войдя во второй том собрания сочинений писателя.  Сборник «Миргород» во многом является продолжением первого сборника, «Вечера на хуторе близ Диканьки».  Писатель развивает тему жизни и быта украинских крестьян и казаков («Вий», «Тарас Бульба») и мелкопоместного  дворянства («Старосветские помещики», «Повесть о том,  как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). В манереГоголя сохраняется стремление к яркому  описанию картин украинской природы, читатель найдет в  этом сборнике элементы фантастики, чисто гоголевский  лукаво-иронический юмор.

Писатель, давая «Миргороду»  подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров  на хуторе близ Диканьки», и сам оценивал его таким же  образом.  Но вместе с тем «Миргород» существенно отличается  от «Вечеров». Второй сборник повестей свидетельствует о  том, что в творчестве Гоголя возобладал реалистический  метод изображения действительности.

Писатель отражает  жизнь в типических характерах, оттеняя в них наиболее  существенное с социально-психологической точки зрения.  Таковы Хома Брут и сотник («Вий»), Афанасий Иванович  и Пульхерия Ивановна («Старосветские помещики»), Иван  Иванович и Иван Никифорович («Повесть о том, как  поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).  Выражением величия народного духа является образ Тараса  Бульбы из одноименной повести, в которойГоголь с эпической широтой изобразил один из наиболее драматических периодов в истории украинского народа - период  борьбы за независимость против панской Польши (см.  «Тарас Бульба»).  Фантастика в «Миргороде» (повесть «Вий») не является самоцелью, а служит определенным средством выражения жизненно правдивых обстоятельств и характеров: так,  нечистые силы в повести «Вий» находятся в подчинении  аристократической верхушки села и противостоят народу.  Претерпевает изменения в «Миргороде» и гоголевский  юмор.

Он становится острее, резче, часто переходит в  сатиру. Именно здесь юмор Гоголя начинает звучать, по  верному замечанию Белинского, как «смех сквозь слезы»,  свидетельствуя о глубоком понимании писателем сущности  противоречий окружавшей его действительности. Писатель  видит, что жизненные контрасты не случайны, а имеют  социальную природу. Характеры миргородских помещиков  и чиновников - порождение определенного жизненного  уклада. Обыватели Миргорода не могут выйти за рамки  этого уклада, и в этом трагизм их положения.