Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дипломная Работа1.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
352.26 Кб
Скачать

1.2 Развитие политического режима в период I Республики (1948-1960гг.)

Согласно Конституции 1948 года, территории республики составляет корейский полуостров и прилегающие к нему острова, тем самым претендуя на представительство всего корейского народа. 46

Демократическая конституция страны не была ни востребованной народом, ни основанной на общественном консенсусе. Несмотря на создание Национального конституционного собрания, основная работа по подготовке её проекта была выполнена сотрудниками юридического отдела военной администрации США в Корее, и это обусловило крайне сложное и противоречивое отношение к первой редакции основного закона со стороны различных слоёв общественности. Процедура общественного признания конституции отсутствовала: не проводились ни парламентские слушания, ни публичное обсуждение проекта, ни открытые консультации с экспертами.

В условиях нараставшего противостояния КНДР и РК на раннем этапе существования Республики Корея был принят ещё один законодательный акт, надолго определивший судьбу южнокорейского государства: 19 января президент Ли Сын Ман подписал, а 20 января 1949 г. передал на утверждение в парламент закон о государственной безопасности, ставший первым шагом в подготовке антикоммунистического законодательства. После его прохождения через Национальное собрание и вступления в силу с 1 декабря 1949 г. южнокорейское руководство получило беспрецедентный инструмент для блокирования любой антиправительственной деятельности массовых репрессий и давления на левые силы. 47

Корейская Война 1950-1953 гг. окончательно закрепила разделение полуострова, причем благодаря условности демаркационной линии еще до начала военных действий все приверженцы той или иной политической модели пересекли эту границу и обосновались там, где им хотелось, - ультралевые националисты и либеральная интеллигенция оказались на Севере, а те, кто не принимает коммунизм, - на Юге. При этом каждое из корейских государств формально осуществляло свою юрисдикцию на территории всего полуострова. С этого времени политическая культура двух корейских государств начала двигаться в различных направлениях, формально обусловленных тем, что после раздела стран на две оккупационные зоны, СССР и США попытались внедрить в своей зоне влияния собственную идеологию и связанные с ней социально-политические институты. Однако процесс адаптации такой идеологии оказался достаточно сложным, и в обоих случаях «классические» социализм или либеральная демократия под воздействием местной специфики постепенно трансформировались и приобретали «корейское лицо».48

В годы, предшествовавшие корейской войне, т. е. до 1950 г., были заложены некоторые предпосылки социально-экономической модернизации Южной Кореи. Это прежде всего создание государственного сектора экономики за счет национализации колониальной собственности японских компаний и «национальных изменников», проведенной при участии военной администрации США и на основе Предварительного соглашения об имуществе (11 сентября 1948 г.), а также Закона о наказании национальных предателей. Следующими модернизационными мероприятиями были ликвидация помещичьего землевладения в ходе аграрной реформы на рубеже 1940-1950-х годов и создание широкой прослойки мелких земельных собственников за счет продажи в рассрочку земельных наделов. Такие действия администрации Ли Сын Мана не только стимулировали формирование основ рынка, но и надолго превратили крестьянство страны в социальную опору южнокорейского режима.

Однако реализация модернизационного плана была прервана событиями 1950-1953 годов. Война на Корейском полуострове стала серьёзным испытанием новых экономических и конституционных норм молодого южнокорейского государства. В условиях чрезвычайного военного положения были значительно урезаны полномочия гражданской администрации и ограничены личные права и свободы. В то же время важно подчеркнуть тот факт, что введение режима чрезвычайного положения и связанные с ним чрезвычайные правовые акты полностью соответствовали нормам действовавшей в тот момент Конституции.

Вооруженное столкновение двух корейских государств не только усилило взаимную вражду Севера и Юга, негативно отразилось на политической модернизации в РК. Проникнутая националистическим духом антикоммунистическая истерия захлестнула южнокорейские СМИ, которые идеологической направленностью и тональностью своих высказываний создавали благоприятный фон для дальнейшего упрочения государственного механизма, отстаивали необходимость отказа от некоторых демократических институтов, появившихся на корейской почве лишь несколько лет назад. Война и последовавший за ней длительный период конфронтации не способствовали утверждению на Юге демократических ценностей и институтов.49

В военные годы властные полномочия концентрировались в руках президента Ли Сын Мана. В условиях жёсткой цензуры пресса создала ему образ выдающегося борца за национальную независимость, защитника народа от коммунистической агрессии. Возросли и личные политические амбиции президента. В результате в начале 1950-х годов вопреки демократической конституции начал складываться, а к середине 1950-х окончательно сформировался режим авторитарного правления Ли Сын Мана. В послевоенное время президент решил направить основные усилия на объединение страны путем окончательного разгрома КНДР. Достичь этого было сложно без создания сильного южнокорейского государства, непременным условием которого явилась бы сильная личная власть президента. К нему примыкали военные круги, отрицавшие демократические идеалы, и другие общественные силы, идеология которых была направлена на реставрацию основ традиционной политической системы. Авторитарная организация южнокорейского общества, консолидация его потенциала вокруг главы государства в точности соответствовали интересам силовых структур и органов госбезопасности РК, поднимали роль армии в политической жизни страны.

Идея сильного национального государства была характерна и на самых ранних этапах его формирования, она основывалась на языковой общности, развитой культуре. Особую роль в становлении корейского национализма играла необходимость консолидировать усилия всех слоёв общества для отражения постоянно сохранявшейся угрозы со стороны соседних народов: китайцев, японцев, населения Маньчжурии. Идея национальной идентичности корейцев была напрямую связана с борьбой за гегемонию на Корейском полуострове. Нельзя отрицать и постоянное междоусобное соперничество, характерное для определенных этапов ранней и средневековой истории страны, но во время угрозы извне на первый план всегда выступала задача защиты Отечества. С 1910 по 1945 г. корейский народ был лишен национальной государственности.

Договоренность о международной опеке и последующие события разделили не только полуостров, но и саму нацию, расколов её на два враждебных лагеря.

В условиях сложившихся социальных конфликтов и противоречий правящая верхушка уделяла огромное внимание укреплению основ своей власти, в том числе с помощью конституционного права. За время существования лисынмановского режима, а точнее, только за два с половиной года (4 июля 1952 – 27 ноября 1954 г.), южнокорейская конституция была пересмотрена дважды, и довольно кардинально.

В соответствии с традицией укрепление государства всегда было первостепенной задачей политического, военного и экономического строительства в Республике Корея. В процессе становления южнокорейского государства и постепенной консолидации властных полномочий в руках его главы в период I Республики Ли Сын Ману удалось на конституционной основе закрепить такую политическую систему, центральное положение в которой занял институт сильной президентской власти. Для этого пришлось изменить конституцию страны.

Используя процедуру внесения изменений в Конституцию, президент Ли в преддверии выборов главы государства задумал и реализовал идею первой конституционной реформы 4 июля 1952 г. Поправка, касавшаяся изменения структуры парламента, предусматривала его деление на две палаты, причём верхняя палата советников комплектовалась путём назначения депутатов самим президентом.

Другая поправка отменяла порядок избрания главы государства Национальным собранием; по новой, 53-й, статье Конституции президент стал избираться тайным голосованием путем всеобщих, равных и прямых выборов. Формально вторая редакция Конституции в большей степени обеспечивала демократизацию выборов президента, однако истинными причинами конституционной реформы были борьба с нарастающей в парламенте оппозицией президенту и страх Ли Сын Мана перед возможным провалом на выборах в стенах Национального собрания. Реформа1952 г. также освобождала главу государства от прямой ответственности перед высшим законодательным органом.50

Примечательно, что во втором случае было грубо нарушено конституционное положение, в соответствии с которым для одобрения столько важного законопроекта требовалось 2/3 голосов законодателей. В то время в парламенте насчитывалось 203 депутата, следовательно для принятия законопроекта надо было набрать не менее 135,33 голосов. За пересмотр конституции проголосовало только 135 депутатов. Однако спикер объявил законопроект принятым.

Не желая мирится с произволом, депутаты от оппозиционных партий создали 30 ноября 1954 года Общество защиты конституции.

Следует особо подчеркнуть, что пересмотр конституции диктовался отнюдь не высшими государственными соображениями, а лишь желанием президента Ли Сын Мана продлить и упрочить свою власть. Этой цели в значительной мере служил Закон о национальной безопасности, принятый 1 декабря 1948 года.51

Для упрочения режима личной власти президента в ноябре 1954 г. была проведена новая ревизия конституции. В ее третьей редакции предусматривалась возможность неоднократного избрания одного лица на президентскую должность более двух раз. Президент получил и дополнительные полномочия - лично контролировать деятельность всех министров и важнейших государственных учреждений.

Руководство молодого южнокорейского государства во главе с президентом в силу ряда причин сосредоточило усилия на решении прежде всего политических проблем. Сам Ли Сынман не был специалистом в области экономики, он практически не прислушивался к советам специалистов США начать экономическую реформу и перевести национальное хозяйство на либеральную основу. Корея не имела достаточного экономического и финансового потенциала для перехода на этап промышленной индустриализации, американская помощь направлялась исключительно на решение продовольственной проблемы и обеспечение обороноспособности страны. Основой экономики по-прежнему оставалось сельское хозяйство, но аграрная политика также не была успешной. Реформа здесь затянулась на несколько лет, крупное землевладение и арендная система к середине 1950-х годов были ликвидированы, господствующее положение занимало крестьянское землевладение. Однако хозяйство велось на примитивной техническойоснове, Корея оставалась отсталой аграрной страной.

Нарастание авторитарных тенденций, формирование культа личности Ли Сын Мана на фоне ухудшающегося экономического положения в конце 1950-х годов, очередная попытка властей лишить корейский народ возможности свободного волеизъявления в ходе президентских выборов 1960 г. определили крах лисынмановского режима. Грубейшая фальсификация итогов выборов 15 марта 1960 г. вызвала волну народного гнева, захлестнувшую и взломавшую в апреле авторитарную систему, сложившуюся к концу I Республики.

Оппозиционные Ли Сын Ману силы сгруппировались вокруг ведущей оппозиционной Демократической партии (민준당; Минджудан), которая, не приняв активного участия в свержении авторитарного режима, воспользовалась плодами народного восстания. Демократическая партия провозгласила, что готова и способна изменить положение в стране и тяжелую жизнь народа, если встанет у руля политической власти. Её лидеры обещали восстановить общедемократические нормы и свободы, справиться с безработицей и коррупцией госаппарата, сократить расходы на его содержание, значительно повысить заработную плату, упорядочить налоговую систему и т. д. Обещания, выдвинутые Минджудан в ходе мощной пропагандистской кампании, отвечали чаяниям широких слоёв населения, поэтому она сумела выиграть парламентские выборы 29 июля 1960 г.

В середине июня, накануне выборов в Национальное собрание парламент принял новую, четвёртую, редакцию конституции, предусматривавшую реорганизацию высших органов власти. Подтверждалось деление законодательного органа на две палаты. Избрание президента вновь проводилось в стенах Национального собрания квалифицированным (в 2/3) большинством голосов депутатов обеих палат.

Президент наделялся исключительно представительными функциями главы государства, он был отстранён от исполнительной власти. Кроме того, важнейшим достижением демократично настроенных кругов общества стало снижение возрастного ценза для участия в выборах: с 21 до 20 лет. Данная конституционная реформа в корне меняла политическую систему страны, поскольку означала переход к республике парламентского типа.

Первая Республика, демократическая в начале, становилась всё более автократической вплоть до своего окончания в 1960 году.

1 октября было провозглашено создание II Республики. Никогда больше в истории корейского государства не возникал режим парламентской республики.52