Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
8 в онтогенезе с семинаром 4.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
408.58 Кб
Скачать

7.3.4. Средняя взрослость.

Когда люди начинают думать о себе как о представителях среднего возраста? Что подсказывает им, что их молодость осталась позади, и как они реагируют на это открытие? О наступлении среднего возраста извещает многое.

Специалисты значительно расходятся в определении границ среднего возраста. Многое зависит от стадии жизни, которую проживает в данное время конкретный человек. Относит ли себя к представителям среднего возраста 43 летняя женщина, у которой только что родился ребенок? Полагает ли 41-летний мужчина, посещающий курсы переподготовки, что он достиг пика своей профессиональной карьеры и жизни, или для него это только начало пути? Кроме того, возникает вариативность данного отрезка по причине множества используемых одновременно признаков. Одни признаки являются социальными и позиционными. Средний возраст – это промежуточный период, своего рода мостик между двумя поколениями. Достигшие середины жизни сознают свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости. Другие признаки являются физическими и биологическими. Женщина может вдруг заметить, что сын ее перерос; мужчина может обнаружить, что артрит начинает сказываться на его профессиональных навыках. Существуют и психологические признаки; большая их часть связана с вопросами преемственности и изменением жизни. Люди начинают понимать, что ими был принят ряд важных решений в отношении своей профессиональной карьеры и семейной жизни; эти структуры жизни к настоящему времени почти сложились – осталось лишь реализовать их до конца. Будущее отныне не несет в себе безграничных возможностей.

Обычно люди склонны отмечать начало среднего возраста в соответствии с классическим семейным циклом, когда их дети начинают покидать родной дом или, если они бездетны, когда те сделали бы это, будь они у них. Определяющие признаки могут быть связаны и с профессиональной карьерой: люди более не продвигаются по службе. Возможно, человек занял какую-то высшую должность, или добился определенного статуса, или же ему становится ясно, что он достиг плато, которое намного ниже его первоначальных устремлений.

«Время расцвета» или «начало конца»?

Какие чувства испытывают люди средних лет в отношении своего возраста? Психологи, социологи и сами представители этой возрастной группы расходятся во мнении о том, может ли человек рассматривать этот жизненный этап как время реализации своих возможностей, стабильности и потенциального лидерства или же для него этот период неудовлетворенности, внутреннего смятения и депрессии. Взгляд человека на свой средний возраст может быть обусловлен экономическими условиями жизни, социальным положением и особенностями того времени, в которое ему довелось жить. Многие осознают, что они уже не молоды, но, тем не менее, это обстоятельство их нисколько не смущает – они считают, что находятся теперь «во цвете лет». Их физическая активность может несколько снизиться, но опыт и знание своих возможностей позволяют им преуспевать в жизни. Они способны принимать решения с такой легкостью и уверенностью в своих силах, которые ранее им были недоступны. Вот почему возрастную категорию 40-60-летних называют поколением руководителей и вот почему большинство людей, ответственных за принятие решений в правительстве, промышленных корпораций и обществе в целом, принадлежит к этой возрастной группе.

Разумеется, далеко не все люди средних лет заняты принятием решений. Многие чувствуют, что они не в состоянии распорядиться собственной жизнью, не то что управлять другими. По-видимому, некоторые люди после 40 лет начинают утрачивать жизненную энергию. Френкель-Брунсвик, например, считает людей среднего возраста «поколением руководителей». Она рассматривает этот период жизни как фазу снижения жизненной активности, наступление которой, приходящееся примерно на 48-летний возраст, бывает отмечено как психологическими, так и биологическими кризисами. Левинсон и его коллеги также полагают, что «переход середины жизни – это время умеренного или даже тяжелого кризиса». Большинство людей двояко относится к этому возрасту. Он может быть периодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карьере или творческим способностям, но при этом люди чаще думают о том, что они смертны и что время их уходит. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучить опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевать заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями. Каждое значительное событие – рождение ребенка, смерть, перемена работы, развод – заставляет взрослого человека посмотреть на свою жизнь под новым углом зрения. Для некоторых девизом в этот период становятся слова: «Все свои дела мы должны успеть сделать сейчас». То, как люди относятся к этому настоятельному внутреннему зову, наряду с происходящими в их жизни событиями, определяет, станет ли средний возраст этапом плавного перехода и переоценки ценностей или же периодом кризиса середины жизни.

Миф о кризисе середины жизни.

Хотя некоторые исследователи полагают, что средний возраст воспринимается людьми, как тот «период, когда рушатся надежды, а многие возможности кажутся упущенными навсегда», а значительная часть исследований убедительно доказывает прямо противоположное. Собранные данные показывают, что большинство взрослых переживают середину жизни как годы перехода, наполненные как позитивными так и негативными событиями, связанными с процессами старения, в то время как модель кризиса привязывает нормативные изменения, имеющие место в этот период, к предсказуемым кризисам, модель перехода отвергает представление о том, что кризис середины жизни – это нормативное, связанное с возрастным развитием событие.

Согласно модели перехода, развитие человека характеризуется последовательностью ожидаемых важных событий в его жизни, которые можно предвидеть и в отношении которых можно строить планы. Хотя переход, связанный с этими событиями, и может вызывать немалые трудности, как в психологическом, так и в социальном плане, большинство людей успешно к нему приспосабливаются благодаря знанию того, что эти события неуклонно приближаются. Например, занятый в малом бизнесе 40-летний предприниматель, зная, что он, вероятно, отойдет от дел где-то после 60, регулярно перечисляет деньги на особый (не облагаемый до установленного срока налогом) счет. К 50-летнему возрасту он, возможно, уже присмотрит себе идеальный дом для жизни на «заслуженном отдыхе»; он также будет периодически обсуждать со своей женой и детьми планы будущей вольной жизни. Точно так же и остальные, понимая, что середина жизни будет связана с переменами, скорей всего, не станут дожидаться, пока эти перемены застанут их врасплох, а начнут готовиться к ним заблаговременно.

Модель кризиса имеет методологические недостатки, которые ограничивают ее привлекательность. Во многих исследованиях, предлагающих эту модель, использованы данные, полученные при изучении клинического контингента, а не случайных выборок, которые более точно отражают полный состав взрослого населения. Например, в своем исследовании представителей сильного пола Левинсон и его коллеги обнаружили, что примерно в 40-летнем возрасте мужчина может подвергнуть сомнению или, по меньшей мере, начать осмыслять с разных сторон ценность той «управляемой обстоятельствами» жизни, которую он вел. Если ему раньше удавалось добиваться своих целей, он может внезапно задаться вопросом: «Стоили ли они потраченных усилий?» Если же он не сумел добиться в своей жизни того, чего хотел, он может теперь со всей ясностью осознать, что у него осталось не так уж много возможностей, чтобы что-то изменить. Он начинает подвергать сомнению все стороны своей жизни, включая работу и семейные отношения.

Женщины – и их особые заботы, связанные с наступлением середины жизни, - не попали в это число исследований. Правда, некоторые психологи все-таки задавались вопросом, не могут ли и женщин тревожить такие чисто мужские вопросы, как «беспокойство по поводу неизбежности смерти и незначительности своих достижений». Не слишком ли преувеличено негативное влияние таких факторов, как менопауза и «опустевшее семейное гнездо»?

Таким образом, середина жизни – это время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Одни могут быть удовлетворены собой, считая, что они достигли пика своих возможностей. Для других анализ прожитых лет может стать болезненным процессом. Хотя такие нормативные возрастные факторы, как седина, увеличивающаяся в размерах талия или менопауза, в сочетании с ненормативными событиями, например, разводом, потерей работы, способны ввергнуть человека в кризис, вероятность возникновения кризиса середины жизни заметно уменьшается, если любые из предсказуемых влияний возраста антиципируются или рассматриваются как нормальные моменты жизни.

В среднем возрасте дружба играет очень важную роль. Лоувентал и ее коллеги обнаружили значительное постоянство образов дружбы. С юности и до конца среднего возраста люди склонны при выборе друзей пользоваться примерно одними и теми же критериями. Наиболее сложные и многосторонние дружеские отношения имеют место между людьми в конце среднего возраста. Возможно, это связано с тем, что в середине жизни у людей увеличивается склонность к самоанализу, и они начинают глубже осознавать многогранность собственной личности и личностей других людей.

Взгляды Эриксона на развитие в среднем возрасте.

Согласно Эриксону, основная проблема, встающая перед людьми в этот период жизни – переход к генеративности, либо поглощенность собой и стагнация. Эриксон считает, что на стадии генеративности люди действуют в 3 областях:

• в прокреативной области, порождая и удовлетворяя потребности следующего поколения;

• в продуктивной области, объединяя работу с семейной жизнью и создавая новое поколение;

•в креативной области, увеличивая культурный потенциал в более широком масштабе.

У женщин генеративность выражается через просоциальные свойства личности, через погружение в процесс воспитания детей и заботу о любимых людях и через генеративные установки в своей работе. Согласно Эриксону, самые важные обязанности этого периода вырастают из того факта, что люди среднего возраста в буквальном смысле находятся «в середине» своей жизни (но они находятся также и между двумя другими поколениями!?…).

Средняя зрелость: продуктивность – инертность.

По Эриксону на средние годы жизни (от 26 до 64 лет) приходится седьмая стадия психосоциального развития. Ее основная проблема – выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее поколение. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или принять, или отвергнуть мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Это утверждение Эриксона основано на его убеждении в том, что эволюционное развитие «сделало человека в равной степени обучающим и обучающимся животным». Таким образом, продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае – чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков. Однако продуктивность присуща не только родителям, но и тем, кто вносит свой вклад в воспитание и руководство молодыми людьми. Взрослые, отдающие свое время и силы молодежным движениям, таким как Лига молодежи, бойскаутские и герлскаутское организации и другие, также могут быть продуктивными. Творческие и производительные элементы продуктивности персонифицированы во всем, что передается от поколения к поколению (например, технические изделия, идей и произведения искусства). Итак, основной темой психосоциального развития личности во второй фазе зрелости является забота о будущем благополучии человечества.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота. Забота происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение; забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии. По Эриксону, она представляет собой «расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Являясь основным личностным достоинством зрелости, забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений.

Те взрослые люди, которым не удалось стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества – жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление – «кризис старшего возраста» – общеизвестно. Он выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни. Согласно Эриксону, главным психопатологическим проявлением в возрасте средней зрелости является нерасположенность заботиться о других людях, делах и идеях. Все это имеет самое прямое отношение к человеческим предрассудкам, разного рода разрушительным явлениям, жестокости и «влияет не только на психосоциальное развитие любого индивидуума, но и имеет отношение к таким отдаленным проблемам, как выживание рода».

Таблица 7.1

Стадия

Радиус значимых отношений

Основной выбор

или кризисное противоречие

возраста

Позитивные «новообразова-ния» возраста

Деструктивные «новообразования» возраста

Взрослость

Разделенный труд и общий дом

Производительность против застоя, поглощенности

собой

Забота, милосердие

Отверженность

Расширение теории Эриксона

Эриксон, характеризуя процесс развития человека, выделил 8 стадий. Зрелые годы преподносят человеку свои важные проблемы, и Пэк счел своей главной задачей расширить характеристику второй половины жизни, данную Эриксоном.

Пэк критиковал Эриксона в основном за то, что в своем описании 8 возрастов он уделял слищком много внимания первым 20-25 годам. Шесть проблем развития – базисное доверие против недоверия, автономия против стыда и сомнения, инициатива против чувства вины, трудолюбие против чувства неполноценности, идентичность против смешения ролей и близость против изоляции – все они несут в себе серьезные противоречия, которые каждый человек должен разрешить в эти более ранние годы. Хотя Эриксон также описывает 2 стадии развития, приходящиеся на период взрослости, генеративность против стагнации и целостность против отчаяния, Пэк считает, что в эти годы появляется слишком много новых проблем и задач, которые невозможно уместить в рамках двух оставшихся стадий. В эти более поздние годы жизни все прежние проблемы и варианты их разрешения время от времени всплывают снова – особенно в периоды стресса или перемен. Внезапная физическая болезнь, такая как инфаркт, может привести к тому, что человеку вновь придется решать проблему автономии и зависимости, теперь уже в45-летнем возрасте. На самом деле любая серьезная адаптация в жизни вызывает необходимость пересмотра и некоторой переоценки старых решений проблем. Эриксон считал, что когда такое важное событие, как смерть супруга, вносит коренные изменения в образ жизни человека, он сначала возвращается к проблемам базисного доверия, автономии, инициативы, идентичности и близости, и лишь после этого может достигнуть взрослой генеративности.

Пытаясь учесть специфические жизненные задачи взрослой жизни, Пэк выделяет 7 проблем, или конфликтов, развития взрослого человека. Первые 4 особенно важны в среднем возрасте.

  • признание ценности мудрости против признания ценности физических сил (больше тратить сил на умственную деятельность)

  • уравновешивание – на новом уровне- социального против сексуального начала в человеческих отношениях

  • катексисная (эмоциональная) гибкость против катексисного обеднения

  • умственная гибкость против умственной ригидности

Еще 3 измерения приобретают особое значение в пожилом возрасте, но и в среднем люди уже начинают сталкиваться с этими проблемами и уже начинают решать проблемы грядущей старости.

- дифференциация «Эго» против поглощенности ролями

- трансцендентация тела против поглощенности телом

- трансцендентация «Эго» против поглощенности «Эго»

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]