Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kitay-XIV-XVII.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
106.5 Кб
Скачать
  1. Внешняя политика

Во внешней политике основной задачей империи Мин было предотвращение возможности нового монгольского завоевания страны. Успешные бои с монголами шли до 1387 г., но в начале XV в. монгольские набеги вновь усилились, и Чжу Ди пришлось предпринять ряд походов в Монголию с целью разгрома противника, но не для захвата территории. В 1410 г. китайцам удалось разгромить основные монгольские силы. В последующих походах Китай использовал междоусобную борьбу среди монгольских феодалов, выступая на стороне одних против других. В 1449 г. ойратский (западномонгольский) хан, объединив значительную часть Монголии, наголову разбил китайскую армию, захватил в плен императора-полководца и осадил Пекин. Однако Пекин отразил натиск. После нового объединения Монголии с ней был заключен мир в 1488 г. Однако с 1500 г. вновь начались монгольские набеги.

Центральноазиатская часть Великого шелкового пути оставалась вне контроля империи Мин. Отсюда в конце XIV – начале XV вв. ей угрожала держава Тимура, отношения с которой обострились и в 1405 г. дошли до намерения эмира начать военный поход на Китай. Дороги, по которым войска Тимура должны были выступать из Отрара в Китай, оказались непроходимыми уже с ноября из-за глубоких снегов. Разведка, направленная к ближайшему хребту Каратау, близ нынешнего Джамбула, установила, что на перевале лежит снег высотой в две пики. Приготовившаяся к броску огромная армия Тимура, предназначавшаяся для «истребления идолопоклонников» на китайской земле, оказалась прикованной к вынужденной стоянке, во время которой в том же 1405 г. скончался сам великий эмир Тимур.

С н. XV в. Китай предпринимает активные действия на южном направлении. В 1406 г. он вмешивается во внутреннюю борьбу во Вьетнаме и оккупирует его. Но из-за сопротивления народа в 1427 г. китайские войска были вынуждены покинуть страну. В 40-х гг. XV в. китайские войска захватывают некоторые районы в Северной Бирме. В 1405-1433 гг. в страны Южных морей и далее в Индию, Аравию и Африку направляются 7 грандиозных экспедиций от 48 до 62 больших кораблей (не считая мелких судов) под руководством Чжэн Хэ. На борту эскадры находилось от 27 до 30 тыс. солдат и матросов, мастеров-ремесленников, купцов, письмоводителей и т.д. Основной целью этих плаваний было установление дипломатических и торговых связей с заморскими странами в форме регулярного обмена посольскими миссиями.

Империя Мин полностью восприняла традиционную китайскую концепцию об универсальности власти императора и предопределенном вассалитете всех зарубежных стран. Прибытие иноземных посольств, воспринимавшееся в Китае как проявление подобного вассалитета, обставлявшееся ритуальным камуфляжем, всячески поощрялось и стимулировалось правителями Мин, – империя нуждалась в укреплении своего авторитета. Пик подобной активности падает на начало XV в. Но уже с 40-х гг. XV в. отказывается от активных усилий в этом направлении и посольский обмен начинает неуклонно уменьшаться. Вассалитет всех заморских стран был чисто номинальным, создаваемым китайской стороной путем искусственного камуфляжа.

В XVI в. происходят значительные монгольские вторжения после объединения монгольских племен Даян-ханом. Особенно сильные вторжения были в 1532 и 1546 гг. В 1550 г. монгольские войска подошли к стенам Пекина. Оттеснение их потребовало новых наборов солдат и переброски войск из глубинных районов империи. Лишь в к. 60-х гг. китайцам удалось потеснить монголов и заключить мирный договор 1570 г. Но отдельные набеги с северо-запада продолжались и позже.

Неблагоприятная обстановка в XVI в. складывалась и на морских рубежах. В н. 20-х гг. (как в к. XIV – н. XV вв.) обостряется борьба с пиратством и контрабандной торговлей на побережье. Активное участие в этой торговле принимали японцы. Чтобы пресечь нападения пиратов на побережье, правительство Мин ввело строгий запрет на все отношения с заморскими странами. Этот шаг знаменовал собой окончательный отказ от политики «привлечения данников» из заморских краев, служившей повышению престижа китайского двора и открывавшей каналы для иноземной торговли. Все торговые связи отныне происходили нелегально. Пиратские набеги тем не менее не прекращаются и пираты даже доходят до Нанкина.

В этой сложной обстановке происходит открытие и освоение западноевропейцами – мореходами, торговцами, колонизаторами – морского пути в Китай. В 1516 г. к его берегам подходит корабль состоявшего на португальской службе Рафаэля Перестрелло. В следующем году прибывает португальская эскадра Фернана д`Андраде и первый португальский посол отправляется в Пекин. Португальцы пытались получить факторию в Китае, но переговоры не дали результатов. Тогда возникли вооруженные столкновения. В 40-х гг. XVI в. португальцам удается явочным порядком получить торговую базу близ Нинбо, где начинают селиться их колонисты. Но в 1549 г. они были вытеснены оттуда. Конфликты и столкновения продолжались до 1557 г., когда португальцы с помощью подкупа местных властей не получили в свое распоряжение город и порт Макао (Аомынь).

Говорить о полном разложении китайской армии было бы неправильно. Ситуация на границе стабилизировалась благодаря её усилиям, китайцы, помогая корейцам в боях с японскими войсками Хидэёси, в 1592-1593 и 1597-1598 гг. вытесняли многочисленную японскую армию, которая пыталась захватить Корею и северные районы Китая. Но это был последний крупный внешнеполитический успех империи Мин.

В н. XVII в. на северных границах возникает новая угроза в лице союза маньчжурских племен. В 1618 г. маньчжурский хан Нурхаци начинает войну, в которой китайцы понесли ряд поражений и утратили свои земли в Ляодуне и южных районах Маньчжурии. Правда, затем им удается остановить маньчжурское продвижение в собственно Китай. Но в 1644 г. именно маньчжурская конница оказалась той силой, которая привела к окончательной гибели империи Мин.

В 20-х гг. XVII в. к берегам Китая подходят голландцы, захватившие южную часть Тайваня. Но проникнуть на континентальную территорию им не удалось. Почти одновременно у Гуанчжоу появляются английские корабли. Добиваясь права вести здесь торговлю, они разрушили даже из орудий китайские укрепления.

В 1618 г. в Пекине побывала первая русская миссия, возглавлявшаяся томским казаком Иваном Петлиным. В доставленной им назад в Россию грамоте китайского двора содержалось предложение наладить посольский обмен и торговлю. Но такой обмен мыслился китайским правительством в традиционной форме прибытия «данников». Империя Мин не хотела пересматривать идеологические основы внешней политики, несмотря на упомянутый отказ от политики привлечения «данников», резкое сокращение в XVI-XVII вв. посольских связей и военные неудачи на границах. Такое несоответствие традиционной китайской доктрины построения внешних связей и принятых среди европейских народов дипломатических норм стало источником конфликтов с самого начала появления кораблей европейцев у китайских берегов.

В к. XVI в. в Китае начинают оседать христианские миссионеры из различных стран. Прибывший в Китай в 1581 г. итальянский иезуит Маттео Риччи вскоре перебрался в Пекин и достиг большого влияния при дворе. Известно также о деятельности другого итальянца – Лонгобарди, португальца, немца и т.п. Наряду со своими основными обязанностями они выполняли и определенные дипломатические функции, способствуя проникновению европейцев в Китай, а также собирали различные сведения о стране для своих покровителей и правительств.