Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Все ответы по ИЗЖ.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
421.89 Кб
Скачать

8) Печать Парижской Коммуны

18 марта 1871к власти в Париже приходит Коммуна – первое в мире рабочее правительство (правила 71 день). Коммунары захватили редакцию правительственной газеты «Журналь офисьель» (выходила с 1869), и превратили ее в главный орган власти, назвали «Журналь офисьель де ля Коммун». Печатали документы правительства, полемические материалы за подписью «Делегат». 20 апреля газета публикует программный документ Коммуны – декларацию «К французскому народу!» (пишет о том, что Коммуна не добивается разрушения единства Франции, а хочет только уничтожить милитаризм, бюрократизм, монополию, привилегии). Популярные газеты того времени: 1) «Папаша Дюшен» Эмиля Вермеша спер название у газеты 18 века. Девиз газеты: Республика или смерть!» 2) «Кри дю пепль» Жюля Валлесаее тираж достигал тыс. экз. 3) «Мамаша Дюшен» 4) «Коммюн» Жана Батиста Мильера – о пралитариате как о спасителе Франции.

Черты газет Коммуны: отсутствие профессиональных редакторов, большая часть газет – письма читателей, многие журналисты из числа читателей (непрофессионализм), коммунары не запретили оппозиционной прессы - существовала конкуренция, шла борьба за читателя.

Газеты Коммуны издавались на коммерческой основе (издатели должны были покупать бумагу, краску и проч.). Рабочие газеты были недовольны мягкостью Коммуны, требовали расправы над врагами и церковью.

В апреле 1871 закрыли лишь три газеты – «Журналь де дебат», «»Журналь де Париж», «Конститьестеналь». В конце апреля еще 4. И только в последние недели Коммуна закрыла еще 20 газет. Остальные же отделывались предупреждениями. Эту тактику позже оценил Ленин (естественно, как отрицательный пример). После поражения Коммуны республиканские газеты были закрыты, а их журналисты репрессированы.

?

9) «Золотой век» французской прессы. Закон о печати 1881 г.

После 1871 (приход к власти Коммуны) борьба за восстановление свободы печати перешла в законодательную сферу. Необходимо было подготовить один единый закон о печати (до него было 42 закона).

29 июля 1881Закон о печати, который открыл «золотой век» французской печати. Это один из самых совершенных законов, действует во Франции до сих пор с поправками. В составлении закона участвовал Жирардер («Ля Газет», «Мод»).

Закон состоял из пяти глав:

1, 2,3 главы – регламентировали типографский промысел и книготорговлю, периодич. печать.

4 глава – преступления печати

5 глава – процессуальные постановления.

Закон отменял цензуру, предварительное разрешение, залог, гербовый сбор и др. ограничения, отмена наказания за преступление мнения (выступление против культов, семьи, частной собственности). Теперь для издания газеты достаточно было только послать письмо прокурору Парижа с указанием названия печатного органа, имени, адреса и других данных владельца. Потратиться нужно было только на почтовую марку.

Ограничения для журналистов:

- подстрекательство к преступлению/правонарушению;

- призывы к бунту;

- тяжкое оскорбление президента/правительства и руководителей других государств;

- ложные сведения;

- нарушение общественного спокойствия;

- оскорбление нравственности, клевета;

Виновность устанавливал отныне суд присяжных!

Закон привел к росту газет. Так за три года число ежедневных газет увеличилось в два раза.

Самые популярные газеты этого времени («большая четверка»):

«Пти журналь» (1863) Моиза-Полидора Мийо – лидер большой четверки. Эта газета обращалась к низшим едва грамотным слоям населения. Она олицетворяла народ в образах «маленьких» людей (рабочие, ремесленники и проч.). Публиковала «полицейские» романы с продолжением, разнообразную инф. сенсационного характера. Визитной карточкой «Пти журналь» были ежедневные хроники, которые вел журналист Лео Леспес под псевдонимом Тимоти Тримм.

«Пти паризьен» - достигла успеха при Жане Дюпюи (был на стороне Дрейфуса в деле Др.). Дюпюи устраивал различные конкурсы для читателей (например, конкурс, где нужно было определить, сколько зерен поместится в бутылке из-под вина и их общий вес). В течение 30 лет «Пти Паризьен» сохранял заголовок «Самый большой тираж в мире».

«Матен» (Альфред Эдвардс) – газета, которая не имела собственной политической линии; здесь была «свободная трибуна»,

«Журналь» (Фернан Ксо) – делал ставку на рекламу. В ночь на 28 сентября 1892 г. тротуары Больших бульваров были оклеены метр за метром лентой с одним словом «Le Journal», а к десяти часам утра было уже продано 200 тыс. экз. первого номера газеты.

Наблюдалось некоторое оживление политической прессы:

«Эко де пари» - «Эхо Парижа» - интересы правых националистов

«Юманите» («Человечество») Жана Жореса – орган французской социалистической партии.

«Тан» - правительственная.

«Круа» («Крест») – ежедневная католическая газета (лидер католической прессы Франции).

В это время много специализированной периодики: для автолюбителей, посетителей ипподромов и проч. Росло число иллюстрированных и феминистских изданий. Также в это время растет интерес к провинциальному читателю: «Пти Журналь» и «Пти Паризьен» выпускают специальные вечерние выпуски для провинции.

Но и в «золотом веке» журналистики нашлось место кризисным явлениям, а именно делу Дрейфуса (еврея, капитана генштаба Франции, обвинили в шпионаже в пользу Германии, засадили в тюрьму на остров Дьявола; Дело, как водится, сфабриковали, но на защиту бедняги Дрейфуса встал всем известный Эмиль Золя, который написал страстное письмо «Я обвиняю» и еще кучу подобных защитительных писем).

10) Кризис французской печати. Дело А.Дрейфуса.  Альфре́д Дрейфус — французский офицер, еврей по происхождению, герой знаменитого процесса (дело Дрейфуса), имевшего громадное политическое значение. Учился в Париже в Военной и потом Высшей Политехнической школе; служил в артиллерии и дослужился до чина капитана; в 1893 г. был причислен к Генеральному штабу. Отличался трудолюбием, исполнительностью, большой ревностью к службе, строгостью к себе и другим, но, вместе с тем, сухим характером, потому не пользовался симпатией товарищей. В 1894 г. в Генштабе обнаружился документ с перечнем секретных бумаг, переданных германскому атташе в Париже. В написании записки (а, значит, в передаче секрета вероятному противнику) был обвинён Дрейфус (по почерку); в декабре 1894 г. суд приговорил его к пожизненному заключению, и капитан был публично унизительно разжалован и отправлен в тюрьму во французской Гвиане на Чёртов остров. Своей вины он не признал. Вскоре у многих возникли сомнения в неопровержимости улик; были названы другие подозреваемые. В 1895 г. дело начали пересматривать. В 1898 г. в поддержку Дрейфуса выступил Эмиль Золя; но сам заключённый ничего об этом не знал до 1899 года, когда дело стали слушать в кассационном суде. Приговор его был сокращён до 10 лет, а в 1900 г. президент Эмиль Лубе его помиловал, и Дрейфус вышел на свободу. В 1906 г. суд совершенно оправдал Дрейфуса, он был восстановлен на службе и награждён орденом Почётного легиона, но вскоре, из-за проблем со здоровьем, приобретённых в заключении, вышел в отставку. Умер в 1935 г. и был похоронен с национальными почестями. В ноябре 1897 г. брат Дрейфуса, Матье Дрейфус, заявил формальное обвинение против майора Эстергази как автора бордеро. 11 января 1898 г. Эстергази оправдан военным судом. Причём было сделано все возможное, чтобы добиться этого оправдания; у подсудимого не было даже произведено обыска, и военные власти прямо давили на суд в желательном для них направлении. Через 2 дня, 13 января 1898 г., в газете «L’Aurore» («Аврора») (её редактировал Жорж Клемансо) появилось письмо знаменитого писателя Эмиля Золя к президенту республики Феликсу Фору («Я обвиняю» — «J’accuse»), в котором очень решительно утверждалось, что бордеро сфабриковали Эстергази и Анри, а генеральный штаб и военное министерство сознательно губили ненавистного им лично Дрейфуса, чтобы выгородить виновного Эстергази. Письмо Золя произвело во Франции и в Европе потрясающее впечатление. С этого момента дело Дрейфуса захватывает общественное внимание Франции и всего мира и приобретает громадное общественное значение.

11) Эмиль Золя – публицист. "Я обвиняю" - это длинное открытое письмо знаменитого писателя Эмиля Золя президенту Французской республики Феликсу Фору, было опубликовано на первой полосе ежедневной газеты "Аврора" 13 января 1898 года. Писатель обвинил французское правительство в антисемитизме и незаконном суде над артиллерийским офицером Альфредом Дрейфусом. Название публикации дал будущий премьер-министр Жорж Клемансо, тогда политический директор газеты. Это стало началом кампании в защиту Дрейфуса. Дело Дрейфуса всецело захватило Золя, заставив на три года отказаться от личной жизни. Отчасти благодаря ему, ложное обвинение позже было снято. Чтобы самому избежать заключения, Золя был вынужден эмигрировать в Англию. Франция была расколота на два лагеря. Лишь в столице было продано от 200 до 300 тысяч экземпляров газеты «Аврора».  Золя начал как журналист (сотрудничество в "L’Evenement", "Le Figaro", "Le Rappel", "Tribune"); многие из его первых романов - типичные "романы-фельетоны" ("Марсельские тайны", 1867). На всем последующем протяжении своего творческого пути сохраняет связь с журнализмом и публицистикой (сборники статей: "Mes haines", 1866, "Une campagne", 1881, "Nouvelle campagne", 1886). Эти выступления осуществляют активное участие художника в политической жизни его времени. Биогр.З. - это биография мелкобуржуазного демократа, выступающего в период капиталистического подъема, отсюда - антикапиталистические тенденции, имеющие очень поверхностный характер, и вместе с тем ярко выраженный реформизм, примиренчество. В последний период своей жизни З. тяготел к социалистическому мировоззрению, но все же не выходил за рамки буржуазного радикализма. Публицистика З., как и его художественное творчество, очень последовательна в этом смысле. Как высшая точка политической биографии З. должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса, которое обнажило с такой полнотою противоречия капиталистической Франции 90-х гг.