Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
План конспект.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
108.54 Кб
Скачать

4. Мамаево побоище.

Мамай, озлобленный поражением, организовал набег на Рязанское княжество и вновь разорил его. Ордынский правитель стал готовить новый большой поход, мечтая повторить нашествие Батыя. Он стремился восстановить власть Орды над Русью, возобновить поступление дани, подорвать растущее могущество Москвы.

Мамай собрал воинов со всей Орды. Кроме своего постоянного войска, набрал много наемников: "бусурманов ,и армян, и фрягов, черкасов, ясов и буртасов". "Бусурмане" - это жители нижнего течения Волги, которые жили там оседло и к этому времени давно были мусульманами. "Армяне" издавна жили на южном побережье Крыма, куда они бежали, спасаясь от иноземных нашествий. Именно их скорее всего и имеет в виду летопись. "Фряги" - генуэзцы также жили в Крыму. Они имели здесь такие крупные колонии, как Кафа и Сурож, а также Тана в устье Дона. Они, как и армяне, зависели от ордынского правителя, поэтому и согласились послать ему на помощь наемников - отряд тяжеловооруженных пехотинцев. "Черкасы и ясы" - это жители Северного Кавказа, которые подчинялись власти золотоордынского хана. Если первых можно отождествить с предками нынешних черкесов, то вторых - с предками нынешних осетин. "Буртасы" были кочевниками на правобережье Средней Волги и тоже входили в состав Золотой Орды.

Набор в войско Мамая охватил очень обширный регион: от северных предгорий Кавказа на юге до Средней Волги на севере и от Волги на востоке до Днестра на западе.

Со своим войском он двинулся на русь и остановился в августе 1380 г у ее границ в верховьях Дона поджидая полки своего союзника великого князя литовского Ягайлы Ольгердовича

Готовилась и Русь. Помимо московских дружин в ойске Дмитрия Ивановича были полки из многих отдаленных земель северо-восточной Руси пришли отряды из западнорусских земель во главе с Братьями Ягайлы

В русской армии были не только "князья русские" -воеводы, бояре, дружинники" , но "вся люди" , "на род" , т. е. крестьяне, горожане

Красноречиво описывает "Задонщина" сам процесс сбора рати: "Кони ржут на Москве, бубны бьют на Коломне, трубы трубят в Серпухове, звенит слава по всей земли Русской... ". Здесь четко показаны места, где происходил сбор русских войск. Причем два из трех пунктов стоят на реке Оке. Вероятно, в Москве собирались только рати близлежащих земель и городов. Основная же масса войск сразу отправлялась на Окский рубеж, чтобы в случае внезапного подхода ордынцев все пути через эту реку были надежно перекрыты. Поэтому-то смотр войска пришлось делать не в Москве, а в Коломне.

20 августа 1380 года вся та часть русского войска, которая собралась в Москве, выступила тремя дорогами к Коломне. В самой столице на случай непредвиденных обстоятельств остался небольшой гарнизон во главе с боярином Федором Кошкой. Через четыре дня все войско было в Коломне.

После прибытия в Коломну был устроен смотр всем русским дружинам. И уже на следующий день собранное войско двинулось к Лопасне. Здесь была сделана остановка - поджидались "все вой остаточные" , которых вскоре привел окольничий Тимофей Вельяминов. В конце августа русское войско переправилось через реку Оку, а затем сразу же двинулось на юг навстречу Мамаю. В местечке Березуй уже вблизи Дона русское войско догнали два Ольгердовича со своими дружинами: князья Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский, что увеличило мощь великого князя Дмитрия Московского и придало делу борьбы с ордынцами почти всерусский характер. Это случилось 5 сентября. Сюда прибыла и разведка, посланная ранее. Доставленные ею сведения были очень важными: "Уже царь на Кузьмине гати стоит, но не спешит, поджидая Ольгерда Литовского и Олега Рязанского, о твоих же сборах царь не ведает... и через три дня должен быть на Дону".

Утром 6 сентября русское войско подошло к Дону. Перед переправой через него великий князь Дмитрий Московский в деревне Чернавке собрал совет всех князей и воевод, перед которыми поставил один вопрос: где давать сражение Мамаю - на этом или том берегу Дона? В результате было принято предложение Ольгердовичей переправиться: "И если разобьем врага, то все спасемся, если же погибнем, то все общую смерть примем - от князей до простых людей. Тебе же теперь, государю великому князю, нужно забыть о смерти, смелыми словами речь говорить, чтобы теми речами укрепилось войско твое... ".

Весь день 7 сентября русские дружины переправлялись на левый берег Дона. Не успели они как следует осмотреться, как примчался дозорный разъезд - Семен Мелик с отрядом, который следил за передвижением ордынского войска.

Семен Мелик тоже принес важные вести: "Уже Мамай на Гусин брод пришел, и одна только ночь между нами, ибо к утру он дойдет до Непрядвьи - Тебе же, государю великому князю, следует изготовиться, чтобы не застали врасплох поганые. После этого известия войску был от-дан приказ готовиться к завтрашней битве, Здесь, у устья Непрядвы, на обширном Куликовом поле, всхолмленном, пересеченном оврагами и речными долинами, утром началась кровопролитная битва.В центре русских войск стоял большой полк, на фалангах - полки правой и левой руки, впереди -передовой полк, позади - запасной; на восточной окраинный , в зеленой дубраве за рекой Смолкой, -засадный полк. Мамай в центре поставил пехоту, на фалангах - конниЦу.

По преданию, сигналом к сражению стал поединок Пересвета и Челубея, русского и ордынского богатырей, погибших в схватке. Ордынские силы обрушили страшный удар на передовой юлк полностью его уничтожили, но и сами потеряли много воинов. Затем ордынцы набросились на большой полк и прорвались к стягу великого князя. На помощь пришли брянские, владимирские и суздальские дружины. Большой полк у стоял. "И была брань крепкая, и сеча злая, и лилась кровь, как вода, и падало мертвых бесчисленное множество от обеих сторон, от татарской и русской. Не только оружием убивали, но и под конскими ногами умирали, от тесноты великой задыхались, потому что не могло вместиться на поле Куликовом, между Доном и Мечой, такого множества сошедшихся сил".

Ордынцам не удалось сломить и правый фланг русских. Мамай перенес удар на левый их фланг. Сюда смерчем налетели конные ордынские полки и русские начали медленно отступать. Враг рвался вперед, отбросил и резервный полк, начал обходить большой полк.

Наступил критический момент сражения и тут в бой неожиданно для ордынцев вступил засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем и Дмитрием Михайловичем Боброком. По призыву Боброка: "Час прииде и время приближеся! Дерзайте, братья и други!" свежая русская конница, вихрем вырвавшись из дубравы, обрушила удар на врага во фланг и тыл. Он был настолько стремителен и страшен, что ордынцев, смятых и разгромленных, охватила паника. Их конница бросилась бежать, смяв свою же пехоту, устремилась к Красному холму, где находилась ставка Мамая.

Началось общее бегство. Войско Мамая перестало существовать, а сам он бежал в Крым и там погиб.

Победа Дмитрия Ивановича над Золотой Ордой вдохнула новые силы и надежды в сердца русских людей, поразила воображение современников и потомков. "По Русской земле, - ликует автор "Задонщины" - повести XIV в. о Куликовской битве,- распространилось веселие и отвага, и вознеслась слава русская... "

Москва показала себя политическим лидером Руси, ее князь, прозванный Донским, - вождем национального значения. Русский народ, воодушевленный великой целью, нанес удар огромной силы тем, кто хотел повторить "Батыев погром".

18