Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Celskaya_Arkhitektura_Belarusi.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
735.74 Кб
Скачать

Традиционное жильё, интерьер

Хата

Как тип жилища хата исторически развилась из землянки (полуземлянки). На Беларуси с I—II вв. известно однокамерное жилище с печью без дымохода (курная хата) и узкими окошками с засовами. С XIX в. курная хата начала вытесняться так называемой белой хатой (печь с дымоходом), а однокамерная планировка двухкамерной (хата + сени) и трехкамерной (хата + сени + хата; хата + хата + сени; хата + сени + хозяйственная постройка).

Обычно крестьянская хата выходила своей узкой стороной на улицу. С этой стороны, без различия количества в ней окон, никогда не помещается входная дверь. Она всегда в длинной стороне хаты, во двор.

Основной материал для постройки крестьянской хаты, конечно, дерево. По статистике 70-х гг. XIX в. в шести белорусских губерниях из 890 102 крестьянских домов оказалось лишь 166 каменных и 412 глиняных.

Строили дом из сосны, ели. В некоторых местах из сосны делалась нижняя половина дом, а верхняя из ели. Если рядом с деревней не было соснового и елового леса, брали осину, изредка ольху. Общим правилом было то, что хозяйственные постройки сооружались из худшего материала, чем жилой дом. Если дом принадлежал зажиточному крестьянину, рассчитывающему на прочность постройки, то нижние брёвна могли быть дубовыми.

Нижние бревна, выдерживающие тяжесть всего дома являлись простейшим фундаментом и назывались подруба. Они лежали непосредственно на земле, были подвержены сырости, и забота крестьянина об их особой прочности понятна.

Стены клали из обтесанных от коры или обтесанных бревен, иногда из дылей — бревен, расщепленных на 2-4 плахи.

Крыли хату соломой, камышом, дранкой, еловым гонтом, черепицей, с XX в. появляется жесть. Солома бралась только обмолоченная, крупная и ржаная. Слой соломы, толщиной примерно в 15 см, разворачивался по крыше и прижимался длинной рейкой. Потом рейку привязывали соломенным жгутом к стропилам. Треугольник из жердей удерживал солому от ветра. За соломенной крышей нужно было следить особенно, присматривать за ее сохранностью, укладкой, вовремя чинить, заполнять проплешины.

Порог в хате высокий, а двери низкие — чтобы тепло зря не уходило. Двери были одностворчатые, на железных засовах.

До конца XIX в. пол в хате был земляной или глинобитный («ток»), который заменил деревянный пол на лагах из струганных досок. В хозяйственных помещениях пол глинобитный был долго. Делали его так: на разровненную землю сыпали сырую глину и начинали били по ней острыми концами деревянных молотков, а я ямки сглаживались тупыми концами. Делалось это неоднократно. Потом песок трамбовали колодой, а позже бельевым вальком. Пол становился как бетон.

В курных хатах потолок делали сводчатый из бревен, позднее плоский из досок (сначала на продольной толстой балке, затем на поперечных балках и комбинированный). Настилался он из обтесанных досок, обмазывался глиной и засыпался мхом, листьями песком или землей.

Утепляли хату, конопатя мхом. Со временем хаты шалевались. Никто, в отличие от Украины, ничего на хате не рисовал.

Особой остановкой или убранством белорусская хата, конечно же, не отличалась. В ней были стол, обычно на козлах, услон, зэдлик, топчан, сундуки или лари для хранения одежды и прочего, колыбель, лавы, полки, полати. Каждая вещь имела свое место, определенное вековыми традициями.

Услон представлял собой небольшую переносную лавку из толстой доски на ножках, часто из расколотого куска дерева с четырьмя ровно подпиленными сучьями, они и были ножками.

Зэдлик — это разновидность скамейки из корневища или комля дерева с 3-4 ответвлениями-ножками и круглым или квадратным сиденьем.

Топчан известен и в России. Это широкая деревянная скамейка на ножках или козлах, на которой сидели или спали.

Колыбель (люлька) на веревке подвешивали к потолку. В ней спал ребенок. Плели люльку из лозовых прутьев, ракиты или делали из досок, реек. В конце XIX в. появилась люлька на ножках с дугообразными брусками.

Массивная длинная широкая доска, укрепленная на колодках или ножках, называлась лавой. В хате были обычно две неподвижные лавы вдоль стен, сходившиеся в красном углу. Там часто стояла дежа с хлебом. Со второй половины XIX в. появилась канапа — широкое деревянное сиденье длиной до двух метров, на четырех ножках, с подлокотниками и спинкой, часто украшенными резьбой. Канапу с сиденьем-сундуком, куда складывали вещи, называли шлебаном.

Для посуды служила полка — прикрепленная к стене доска с боковой стенкой, иногда в несколько ярусов вдоль стены от угла к дверям. В Полесье ее называли коником (боковые стенки выпиливали в виде конской головы).

Полати многим известны по русскому быту. Это настил из досок, на котором спали. Крепились они возле печи на уровне лежанки на прибитой к стене хаты горизонтальной рейке и к двум подвешенным к балке планкам.

Все эти предметы хатнего быта делали сами хозяева или местные деревенские мастера.

Старики любили спать на печи. Молодоженам летом отводили камору, а летом полок или сеновал.

Войдя в белорусскую хату XIX в., сразу слева или справа можно было увидеть глиняную курную печь без трубы. Такая печь не имела дымохода, и когда ее зажигали, то дым шел прямо в хату. Нужно было открывать дверь, чтобы не угореть. Но вместе с дымом уходило и тепло, поэтому некоторые хозяева в стене, отделявшей хату от сеней, проделывали дыру. Иногда дыра была в потолке, ее закрывали мешковиной. Хаты с «белыми» печами, то есть с дымоходом, стали повсеместно ладить в начале XX в.

Современная печь — меньших размеров, из обожженного кирпича, обмазанная глиной или облицованная кафелем.

У печи издавна, да и теперь тоже, стоят кочерга, ухват, чепела (ухват для сковороды). Напротив печи, по другую сторону входа, стояла кадушка с водой и деревянным ковшом и рядом на лаве — деревянные ведра, ведро для дойки (доенка), круглое корыто и пр. Под лавой — бадья для помоев. На гвозде у входа висела верхняя одежда — по сезону.

Такая хата освещалась плохо. Вместо полноценных окон долгое время на Беларуси просекали в стене дыры, примерно 35х35, в которых вместо стекла был бычий пузырь. Зимой эти дыры просто затыкали тряпкой или закрывали ставней. На исходе крепостного права встречались хаты, где окон вообще не было. Исчезли они совсем только к началу XX в. Тогда уже не могла встретиться хата с бычьим пузырем вместо окон. Окна стали стеклянными, впрочем, совсем небольшими, и хата с сумерками освещалась лучником — вертикально вставленной в подставку (крестовину, полено, колодку) палочку с расщепленным концом или с особым железным приспособлением для крепления лучины. Известен и подвесной лучник — из дымохода, капора и металлической решетки, на которой жгли лучину. Под лучник ставили посудину с водой для углей.

В красном углу — по диагонали от печи — висела икона, убранная вышитыми красными рушниками.

Стол обычно застилали вышитой скатертью. Часто на нем лежал хлеб, покрытый рушником.

Неотъемлемой вещью каждой хаты было веретено (кросны) — станок для домашнего ткачества.

Зимой хата превращалась в маленькую мастерскую, ведь летних ежедневных работ уже не было, оставалось только глядеть за скотиной. Поэтому здесь и ткали холсты, и, при свете лучины или каганца, шили одежду, вышивали, вязали.

В начале XX в. практически во всех крестьянских хатах был деревянный пол. Кроме лав появились табуреты, стулья. Исчезали полати, появлялись кровати, кухонные шкафчики. Снаружи перед входной дверью стали пристраивать крыльцо, веранду. Со второй пол. XIX в. преобладало открытое крыльцо: помост с 1- или 2-скатной крышей на двух или четырех опорных столбиках. Позже стало чаще встречаться полузакрытое крыльцо.

Английским словом веранда называлась легкая пристройка вдоль стены хаты со стороны входных дверей. Нижняя часть каркаса веранды обшивается досками или выкладывается кирпичом, верхняя — застекленная. Появилась веранда в конце XIX в. сначала в зажиточных усадьбах.

К началу второго десятилетия XX в. типичная белорусская хата выглядела так: жилая половина, бывшая одновременно и кухней, «чистая» половина", сени и кладовка. «Чистая» половина, как правило, была пристроена позже. Там стояли стол и лавы, у наиболее зажиточных в XX в. — никелированная кровать с покрывалом и пышными подушками. Там ночевал гость, — впрочем, они бывали нечасто. Там же стоял сундук с дочерним приданым, комод.

Сени служили для утепления жилья, там лежали кой-какие хозяйственные мелочи. Из сеней дверь вела в клеть-кладовку, где хранилось зерно, продукты, одежда. Клеть делалась из тонких бревен, без окон. Крышу делали закотом. Стлали пол, отгораживали закрома для ржи, овса, ячменя; на жердях развешивали кожухи, овчины. Здесь же стояли скрыни — большие дощатые или плетеные ящики для картофеля и овощей, бочонки с салом, квасом. Под потолком подвешивались колбасы, куски копченого мяса — кумпяки. Зачастую здесь же стоял сундук с железными ручками, где хранились ткани, разная одежда. Иногда встречался и топчан, где летом спали молодые члены семьи.

Хозяйственные и производственные постройки

Клеть, амбар – постройка для хранения зерна и наиболее ценного имущества. Могла присутствовать в составе жилого звена и быть отдельной постройкой.

Погреб – место для хранения припасов. Они, как правило, делались из камня. Помещались ниже уровня земли (под полом или в отдельной постройке).

Истопка – тип надземного отапливаемого хранилища овощей, распространённый там, где уровень грунтовых вод не позволяет строить погреб (Полесье).

Бани: граница распространения бань пролегает с северо-запада на юго-восток, где-то вдоль русла реки Березины. В Поднепровье баня – это небольшая четырехстенка (мыльня), с трёхстенным предбанником и двухскатной крышей. Бани Поозерья имели четырёхскатные крыши и часто строились возле искусственных прудов.

Омшаник, зимовник – постройка для зимнего хранения пчелиных улей.

Хлев – крытый загон для крупных домашних животных. Хлев мог состоять из конюшни, коровника, овчарни (хлева для овечек), которые могли соединяться при помощи навесов, дровяных сараев.

Гумно – постройка, предназначенная для хранения, молотьбы и другой обработки зерна.

Колодцы: кроме природных источников водоснабжения в деревнях Беларуси традиционно строились колодцы. Известны два основных типа: колодцы-коловороты, колодцы-журавли. Первые строились там, где горизонты воды залегали глубоко под землёй, вторые – при противоположном случае. Колодцы делали как из камня, так и из дерева.

Мельницы. Наиболее древнее из этих производственных сооружений – водяная мельница. Летописи, фольклор свидетельствуют, что у восточных славян они были известны с X-XI вв. Они ставились на таких широких реках как Припять, Днепр, Нёман. Ветряные мельницы, ветряки, согласно древним актам известны на Беларуси с XVI в. Среди них распространение получили два основных типа: козловые и шатровые.

Кузницы. Деревенская кузня представляла собой небольшую срубную конструкцию с горном (печью для нагревания железа), кожаными мехами (для подачи в горн воздуха), наковальней, корытами для воды, полками для инструментов и т. д.

Гумно:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]