Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
04_Ч4 гл3 (МН Пак и КВ Хазизова)_4 стр.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
55.81 Кб
Скачать

3. Развитие торговли

В начале периода Чосон государство проводило политику под лозунгом «мубон огмаль» («Долг превыше всего, принуждение второстепенно»), которая поощряла занятие земледелием, составлявшее основу всех производств, а торговля при этом рассматривалась как последнее дело, что в определенной степени ограничивало ее развитие. Однако это делалось не для того, чтобы уничтожить торговлю, а с целью не допускать бегства крестьян от земли в погоне за торговой прибылью. Тем не менее, с развитием сельского хозяйства и ремесел, естественно, развивался и обмен товарами.

Торговля, конечно, развивалась в городах с многочисленным населением, и центром ее становился Сеул, где проживало около 100 тысяч человек. В правление вана Тхэджона на Чонно, главной улице столицы, удобной для сообщения, и на улицах, примыкающих к Южным воротам (Намдэмун) и мосту Квантхонгё, располагались постоянно функционировавшие торговые дома (сиджон), занимавшие более арендованных 2600 комнат.

Торговые дома сиджон представляли собой магазины, каждый из которых торговал лишь одним специфическим товаром на монопольных правах. За это они платили государству торговый налог (коннансе), а в качестве государственных повинностей обязаны были поставлять двору и казенным учреждениям необходимые товары. Государственное ведомство Кёнсисо (Канцелярия столичного рынка), занимавшееся определением цен, мер и весов, препятствовало таким образом получению торговцами незаконных доходов. Можно предположить, что это была смесь рыночной и контролируемой экономики. Торговые дома, похожие на сиджон, существовали и в других больших городах: Кэсоне, Пхеньяне, Чонджу и др. Среди сеульских торговых домов наиболее процветающими были шесть, торговавшие шелком, бумагой, рыбой, тканями из рами, пеньковыми и хлопчатыми тканями и называвшиеся Югыйджон («Большой шестеркой»).

В деревнях торговали купцы-носильщики (посан и пусан, сокр. побусан); посан носили свои товары в узелках или тюках (как коробейники), а пусаны – на спине в плетеных чиге. Побусаны, путешествуя по стране, торговали предметами повседневного спроса, а также солью, рыбой, посудой, письменными принадлежностями, книгами и пр. Обычно крестьяне покупали товары в обмен на рис и хлопчатую ткань. Хотя государство выпускало бумажные деньги из коры шелковичного дерева и медные монеты (чосон тхонбо), они обращались только в городах, а в провинции в качестве денег использовали хлопчатую ткань (тохва – «деньги-ткань»). На местах товарообмен, осуществлявшийся через побусанов, с конца XV в. сменился новой формой торговли, когда крестьяне провинции Чолла стали продавать излишки своей домашней продукции в окружных центрах (ып) на рынках чанси (или чанмун, местный базар). Правительство запрещало эти рынки, опасаясь, как бы крестьяне не оставили земледелие ради торговли, но со временем рынки чанси появились повсюду и впоследствии превратились в регулярные местные рынки, функционировавшие раз в несколько дней. На этих рынках собирались крестьяне, ремесленники и побусаны, которые обменивали продукты земледелия, ремесла, морепродукты, лекарства и пр. Одновременно крестьяне собирались на толкучие рынки, что стало одним из любимых развлечений народа.

Поскольку натуральное хозяйство обеспечивало жизнь населения, правители династии Чосон не видели большой необходимости в торговле с иностранными государствами. Однако Япония, племена чжурчжэней и др., неспособные к самостоятельному обеспечению всеми необходимыми продуктами, нуждались в торговых отношениях с Кореей, поэтому торговля с чжурчжэнями осуществлялась через рынок Чхэнмун хуси (Рынок за частоколом) на пограничной территории, а торговля с Японией – через Японское подворье (Вэгван) в Тоннэ. Предметами обмена были главным образом продовольствие, сельскохозяйственные орудия, ткани.

1 Дождемер в Корее Европе был изобретен почти на два века раньше, чем в Европе (итальянцем Кастелли в 1639 г.) и на 270 лет раньше, чем в Японии.

2 К государственной типографии Кёсогван были приписаны мастера следующих восьми специальностей: яджан – кузнецы, выплавлявшие руду, кюнджаджан – производители шрифтов, мокчан – столяры, изготовлявшие рамки для помещения шрифтов, инчхульджан – печатники, какчаджан и чогакчан – наборщики и резчики текста на досках, чуджан – литейщики, отливавшие металлические шрифты, чиджан – изготовители бумаги.

4