Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otchet_brigada2_kukudocx.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
51.69 Mб
Скачать

Глава 3. Основные сведения о тектонике.

Горный Крым представляет следующее к востоку звено рассматриваемой ветви Альпийско-Гималайско-го пояса. Он не соединяется непосредственно с Северной Добруджей - структуры первой обрываются континентальным склоном Черноморской впадины, структуры второго прослеживаются под водой лишь на 50 км к западу от полуострова. Добруджу и Крым, очевидно, разделяют ветви линеамента Тейсейра-Торик-виста, пересекающие Черное море - Западно-Черноморский меридиональный и Центрально-Черноморский северо-западного простирания разломы.

Северным ограничением структуры Горного Крыма, отделяющим ее от Скифской платформы, служит Симферопольский разлом, к которому приурочены Лозовская зона дислокаций и впечатляющий осадочный меланж. Сам разлом полого наклонен к северу. В меланже присутствуют обломки пород самого различного происхождения, включая не известные по обнажениям и данным бурения в Крыму известняки карбона и перми и, вероятно, фрагменты офиолитовой ассоциации (базальты, радиоляриты). Наиболее молодые образования относятся к нижнему мелу.

Новейшее поднятие Горного Крыма, достигающее отметок 1500 м, имеет протяженность в пределах суши 150 км и ширину 60 км. В западной части оно характеризуется северо-восточным простиранием, постепенно изменяя его на востоке на западо-юго-западноеное. Южное крыло Крымского орогена опущено под воды Черного моря в пределы подводной окраины полуострова. На востоке Горно-Крымское сооружение ограничивается системой меридиональных сбросо-сдвигов, проходящей западнее Феодосии и отделяющей его от Керченско-Таманского поперечного прогиба.

В основании обнаженного разреза Крымского орогена залегает мощная толща темного песчано-глинистого тонкоритмичного флиша, известная как таврическая серия. Возраст этой серии по редким фаунистическим остаткам обычно трактуется как верхне- (или средне) триасовый-нижнеюрский (или ааленский), но есть мнение о ее более молодом возрасте. Мелководным аналогом таврической серии считается эски-ордынская обломочная свита; обе они входят в состав единого структурного комплекса, интенсивно смятого в мелкие складки южной вергентности. Существуют серьезные основания полагать, что данный комплекс образует тектонический покров, из-под которого на севере обнажаются нижнемеловые глины, а по геофизическим данным на глубине 4-6 км его тектонически подстилает домезозойский фундамент. Среди отложений комплекса распространены глыбы известняков карбона, перми и триаса, которые рассматриваются либо как олистолиты, либо как тектонические отторженцы автохтона в подошве покрова. В состав комплекса некоторые исследователи включают еще остро-водужную вулканогенную толщу известково-щелочного состава байоса-келловея.

Другой литолого-стратиграфический и тектонический комплекс имеет оксфорд-берриасовый возраст и его наиболее примечательным элементом являются верхнеюрские рифогенные известняки, которые и слагают высокое плато Крымской Яйлы. В южном направлении известняки замещаются конгломератами с галькой экзотических для Крыма пород, в том числе гранитов, а в юго-восточном направлении - флишем. В западной части Яйлы данный комплекс лежит в общем полого и внешне спокойно, а восточнее представляется смятым в относительно простые складки. В настоящее время выяснено, что весь этот комплекс залегает аллохтонно, подстилаясь то нижнемеловыми глинами, то таврической серией, и обладает достаточно сложным внутренним тектоническим строением .

Происхождение и время становления покровных комплексов Горного Крыма-Таврического и Яйлин-ского, могут быть различными. Таврический покров с его интенсивными внутренними деформациями несомненно образовался в условиях горизонтального сжатия, очевидно в процессе коллизии расположенного на юге микроконтинента или островной дуги с южным краем Евразии, представленным Скифской платформой. Яйлинский покров мог образоваться в условиях не сжатия, а растяжения, с образованием на краю северного шельфа листрических сбросов и сползанием пластин известняков в расположенный южнее глубоководный бассейн. По другим представлениям (В.В.Юдин), этот покров имеет первично гравитационное происхождение и состоит фактически из олистоплак, сползших в конце раннего мела с расположенного южнее поднятия, служившего и источником верхнеюрских конгломератов.

Так или иначе, процессы покровообразования в Крыму закончились к позднему альбу - сеноману, и возникшая здесь структура была в позднем мелу - раннем палеогене перекрыта водами эпиконтинентального моря с накоплением шельфовой карбонатной формации, ныне залегающей полого моноклинально на северном склоне Крымских гор.

Более молодые, чем эоцен, морские отложения в Горном Крыму отсутствуют, но они появляются к востоку от Феодосийской зоны поперечных разломов, на Керченском полуострове, и на подводной окраине Крыма. Это, прежде всего, мощная глинистая майкопская серия олигоцена - низов миоцена и более мелководные отложения остального неогена. Майкопские глины выступают здесь в ядрах диапировых складок, линейно вытянутых в восточно-северо-восточном направлении. Этот структурный стиль характеризует не только Керченский полуостров и юго-восточную подводную окраину Горного Крыма, но продолжается отсюда через Керченский пролив на Таманский полуостров и подводную окраину северо-западного погружения Большого Кавказа, т.е. свойствен всему поперечному прогибу между Крымом и Кавказом. Складки осложнены надвигами, вдоль которых и происходит внедрение майкопских глин, а также грязевыми вулканами, наиболее крупными на Таманском полуострове.

На севере Керченско-Таманская зона молодой складчатости окаймляется выполненным неогеновой молассой Индоло-Кубанским прогибом, продолжающимся на востоке вдоль северо-западного сегмента Большого Кавказа.

Между тем вдоль южного берега и подводной окраины Крыма в плиоцене - квартере продолжались деформации сжатия и происходило образование мощных олистостром - Массандровской на берегу и недавно обнаруженной на подводном склоне между Севастополем и Ялтой.

Складчатый нижний структурный этаж (триас - юра). Самые сложные тектонические нарушения наблюдаются в толщах аргиллитов и песчаников триаса – нижней юры, образующих несколько тектонических покровов, надвинутых один на другой в южном направлении. Складки, среди которых встречаются опрокинутые и перевернутые, осложнены многочисленными мелкими разрывами. Почти всегда эти складки осложнены надвигами и крутыми сбросами, по-видимому, образовавшимися в более поздний этап тектогена. Изучение такого вида складок была посвящена точка №6 Маршрут №1. Здесь, в береговом клифе залегают сложнодислоцированные отложения флиша Таврической серии. Они прекрасно обнажены на значительном протяжении вдоль берега. Высота клифа составляет 10-20 м и на его поверхности можно изучить сложное сочетание складчатых и разрывных дислокаций.

Рисунок 21. маршрут №1 точка №6.

Рисунок 22. Сложнодислоцированные отложения флиша Таврической серии в береговом клифе бухты Лазурной. Маршрут №1 точка №6

Слои песчаников и вулканитов средней юры изогнуты в более крупные складки, но и в них залегание слоев бывает крутым и даже опрокинутым, много разрывных нарушений. Сравнительно простым выглядит залегание верхнеюрских известняков и конгломератов, преобладают моноклинали с наклоном слоев до нескольких десятков градусов, есть пологие мульды. Однако в водораздельной части Горного Крыма (Чатыр-даг, Бабуган-яйла, Ай-петри и т.д.) это не более, чем внутренняя структура сложенных верхнеюрскими породами тектонических пластин, надвинутых на триас, нижнюю и среднюю юру, а местами и на нижний мел.

С запада, юга и востока Чатырдагский массив верхнеюрских известняков и конгломератов залегает на породах Таврической серии верхнего триаса – нижней юры.

Особенности строения плато Чатыр-даг хорошо просматриваются в карьере «Мраморный» (Маршрут №2 точка №6).

В пределах Чатыр-дага, имеющего, так же как и плато Димерджи складчато-чешуйчатую структуру, развиты крутые прямолинейные разломы широтной, северо-западной и северо-восточной ориентировки, являющиеся постнадвиговыми сбросами, взбросами и сдвигами. Вследствие этого хорошо наблюдается высокая степень тектонической переработки верхнеюрских карбонатных отложений. По северному ограничению Чатырдагского массива проходит зона «Мраморного» надвига. Он подстилается зоной тектонического брекчирования, состоящей из раздробленных красноцветных мраморовидных известняков и конгломератов. Под зоной тектонического брекчирования залегают более молодые породы – нижнемеловые глины верхнеальбского подъяруса. Этот факт подтверждает проводимые бурильные работы в карьере «Мраморный».

Моноклинальный верхний структурный этаж (мел – эоцен, в подгорьях олигоцен - четвертичный) залегает на домеловом складчатом основании с угловым несогласием. Моноклиналь наклонена на северо-запад и на север, она выполаживается к предгорьям и наклон слоев убывает в этом направлении. Моноклинальное залегание слоев определяет характерный квестовый рельеф северных склонов Горного Крыма в районе практики.

Карьер «Петропавловский» Маршрут №2 точка №2, с данной точки просматриваются особенности квестового рельефа Второй гряды, положение в рельефе углового несогласия средней юры и нижнего мела.

Рисунок 23. Карьер Старопетропавловский. Образование подушечных лав.

Маршрут № 2 точка №2

Рисунок 24. Новопетропавловский карьер. Маршрут 2, точка 3.

Интрузивные образования Горного Крыма формировались в результате внедрения базальтовой и андезитобазальтовой магмы, которая увязывается во времени и пространстве со среднеюрским вулканизмом. Эрозией вскрыты тела разнообразной формы, в том числе изометричные, самые крупные из которых не превышают 1-2 км в поперечнике. Преобладали интрузии габбро-долеритов, а в подчиненном количестве внедрились более поздние плагиограниты и кварцевые диориты. Интрузивные тела залегают среди мощных, смятых в складки отложений триаса – нижней юры, а также среди пород средней юры. В последнем случае это так называемые субвулканические образования – дайки, силы, питавшиеся из тех е магматических очагов, что и среднеюрские вулканы, или даже служившие подводящими каналами подъема магмы при вулканических извержениях.

Такие магматические тела застывали на небольшой глубине, сложены главным образом долеритами, базальтами и андезиобазальтами. Они также нередко контрастируют непосредственно с вулканическими толщами.

Рисунок 25. Гора Аю-Даг.

Рисунок 26. Вид, открывающийся с горы Аю-Даг.

Геологическая история. Развитие Горного Крыма как часть молодого Альпийско-Гималайского складчатого пояса прослеживается с раннего мезозоя и подразделяется на три этапа: Этап формирования домелового складчатого основания (длительностью более 100 млн лет), Этап формирования остаточного чехла (мел – эоцен, около 110 млн лет) и этап поднятий,завершившийся горообразованием (олигоцен – четвертичный, около 130 млн лет).

Рисунок 27. Геологическая карта Горного Крыма.

Первый этап триас – юра, формирование складчатого основания

Отложения среднего триаса – нижней юры, самые древние из выходящих на поверхность в районе практики, образовались в краевой части глубоководного морского бассейна с мощным терригенным аполнением, а также на его северном шельфе. Этот бассейн развивался в пределах континентальной окраины мезозойского океана Тетис, размещающегося южнее. На рубеже триаса и юры, когда бассейн был временно вовлечен в поднятия, осадконакопление прерывалось. Общее поднятие и сжатие континентальной окраины в начале средней юры привели к замыканию этого бассейна, заполнявшие его отложения триаса – нижней юры привели к замыканию этого бассейна, заполнявшие его отложения триаса – нижней юры испытали складчатость с тектоническими надвигами в южном направлении. Новый, среднеюрский этап погружения начался с накопления конгломератов – очень мощных, но локализованных на небольшом участке.

Рисунок 28.

Позже бассейн расширился. Вскоре оказался в пределах широкого и протяженного пояса вулканических проявлений глубиной андезиобазальтовй магмы, который протянулся на многие сотни километров вдоль континентальной окраины океана Тетис. Так появились среднеюрские подушечные лавы, туфы и интрузивные тела района практики, а к востоку от него – впечатляющая вскрытая в высотах береговых обрывах вулканическая постройка Карадаг. На рубеже средней и поздней юры отмечена фаза тектонических деформаций, когда среднеюрские осадочные и вулканические породы были изогнуты в складки. Мощные конгломераты позднеюрского времени, особенно хорошо представлены в районе города Димерджи, отлагались в прибрежной части морского бассейна при обильном поступлении туда грубого обломочного материала. Материал этот – горный массив, сложенный осадочными, магматическими и метаморфическими породами нижнего мезозоя, палеозоя и до кембрия. В этом же позднеюрском морском бассейне формировались многочисленные рифовые постройки, а рядом с ними накопились толщи слоистых известняков. Многие вопросы палеореконструкции остаются для поздней юры нерешенными, так как значительная часть обнажающейся породы этого возраста находятся не на месте их образования, а в смешанных по надвигам тектоническим пластинах.

Обособление и первое перемещение этих надвиговых пластин наиболее вероятна на рубеже юры и мела, как одно из проявлений важной фазы деформаций, которая завершила в Горном Крыму формирование его сложного, складчатого основания. Тогда же произошли поднятия с выработкой наземного эрозионного рельефа, некоторые элементы которого сохранились под перекрывшими их морскими отложениями нижнего мела.

Рисунок 29.

Второй этап, мел – эоцен, формирование осадочного чехла. Последующая геологическая история протекала в более спокойной обстановке мелководно – морских эпиконтинентальных бассейнах, где чередовались терригенное и карбонатное осадконакопление, морскими несогласиями. При этом в начале глубина морских бассейнов нарастала, но в конце следующей ингрессий моря в его понижения. Одно из примечательных событий зафиксировано в подошве известняков палеоцена, отложению которых предшествовал размыв морского дна. Примечательны и нуммулитовые известняки эоцена – свидетельство локального обмеления бассейна до глубины менее 50 м.

рисунок 30.

Третий этап, олигоцен – четвертичные поднятия, завершившиеся горообразованием. С олигоцена область будущего Горного Крыма начала подниматься. Вероятно, уже тогда на краю черноморской впадины наметилось то пододвигание её литосферы под Крым, которое много позже привело к горообразованию, а в настоящее время выражено активной сейсмической зоной. Все это увязывается с началом общего сжатия складчатого пояса под давлением с юга, где в это время произошло столкновение края пояса с Аравийским континентальным выступом. Направленное с юга пододвигание приподнимало крымскую окраину с наклоном на север, она вышла из-под уровня моря, и только дальше, где в настоящее время предгорье и Степной Крым, осадконакопление продолжалось. Сначала в олигоцене – раннем миоцене, судя по преобладанию глинистых отложений, восходящие движения были незначительными и почти не поставляли в прогиб грубого обломочного материала. Последующие поднятия второй половины миоцена оставляли уступы, которые разделяют древние денудационные поверхности, сохранившиеся водораздельные части западного Крыма. Горообразование прослеживается с плиоцена: тектонические поднятия активизировались, заложились речные долины, углубление которых сопровождалось выработкой террас и некоторых ярусов подземного карста. В настоящее время по геодезическим данным, происходит неравномерное поднятие орогена со скоростью до 3 – 4 мм/г, а его черноморский край затягивается вниз со скоростью до 1,5 мм/г. В наклоненный под Крым сейсмической зоне возникают все новые очаги землетрясений, указывающие на продолжающиеся пододвигание со стороны Черного моря, это отражается и складчатостью в самых молодых осадках подводного склона, сопутствовавшие поднятиям Горного Крыма позднекайнозойские («альпийские») складчатые разрывные нарушения завершили формирование его современной структуры. Также могли быть связаны и известные в районе практики надвиги верхнеюрских известковых нижнемеловых глин.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]