Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Губанов_ Пакт компрадорской стабильности и его...docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
55.91 Кб
Скачать

Историю не перехитрить

В политическом расчёте участников компрадорского пакта скрыт существенный изъян. Мыслить столь конъюнктурно можно было в 2000 году, но не теперь. С тех пор многое изменилось. Трудовое большинство все круче берёт влево и требует национализации, тогда как политика Путина заворачивает вправо. Тем самым привносится предельное растяжение полюсов социально-экономических противоречий. А где тонко, там и рвётся. Общество стремительно левеет, умнея, и быстро умнеет, левея. Ситуация революционизируется день ото дня. Низы всё сильнее не хотят жить по-старому, на «экономике трубы», а верхи не способны жить по-новому.

Оказаться посередине в условиях назревающей революционной ситуации — значит очутиться между молотом и наковальней, попасть под перекрёстный огонь. «Золотой середины» в компрадорской России больше нет. И кто наивно думает перехитрить историю, подобно Николаю II, Столыпину, Керенскому, Горбачёву, Ельцину, тот закончит как они, бесславно перехитрив лишь самого себя.

Ход событий уже повернул в это русло. С одной стороны, весьма симптоматичны инициативы крайне правых, созвучные инструкциям Вашингтона. Изрядно напуганные полевением России после кризиса 2008—2009 годов, компрадоры не верят, что власть консервативной фракции сумеет гарантировать соблюдение колониального социального контракта. И дают понять, что им нужен другой гарант компрадорской стабильности страны, способный жёстко предотвратить левый поворот к национализации. Чем? Прежде всего опорой на силу внешнего управления. Для компрадорского олигархата В.В.Путин перестал быть национальным лидером, со всеми вытекающими отсюда последствиями типа десакрализации и вызова легитимности.

Вместе с тем политика Кремля настолько явно развернута в интересах олигархически-компрадорского меньшинства, что не имеет поддержки социального большинства и быстро теряет крохи той, что имеет. У олигархического меньшинства Кремль изымает меньше, чтобы дать всё больше, тогда как у социально-трудового большинства, напротив, изымает больше, чтобы дать всё меньше. Россияне уже научились видеть не только то, сколько им дают, но и то, сколько у них отнимают: инфляцией, безработицей, смертностью, дороговизной, низкой заработной платой, низкопробной и суррогатной продукцией, низким качеством здравоохранения, образования, инфраструктуры, жилищно-коммунальных услуг, аварийностью, катастрофами, коррупцией и т. д.

Частнособственнический, олигархически-компрадорский строй есть строй социальной несправедливости и экономической неэффективности — таков вывод, к которому приходит социально-трудовое большинство. Приговор этот окончателен и обжалованию не подлежит. Наступает время, чтобы он был приведён в исполнение. Общество всё более закипает недовольством против олигархически-компрадорского строя и колониальной зависимости России от нефтедоллара. С каждым днём почва всё стремительнее уплывает из под ног консервативной фракции, погруженной в болото колониального соглашательства. Попав меж двух огней, власть открыто хватается за соломинки — мелкобуржуазный патриотизм, православие, черносотенство и т. п. И не понимает, что это явный признак начала конца.

Переводить социальное в шовинистическое в нашей многонациональной стране, поднимаемой на дыбы системой социальной несправедливости и экономической беспросветности, — дело из самых последних. К тому же зазывать патриотизм на поддержку компрадорской власти, которая распродает Россию за долларовые фантики, можно разве лишь в театре абсурда. В сырьевых колониях патриотизм всегда сопутствует антиколониальным, освободительным революциям и движениям, направленным на установление экономической независимости ради быстрого индустриального развития. Олицетворение этого — Китай, Индия, Бразилия, ЮАР и т. д.

Беспринципное (ни то ни сё) решение вопроса о власти и собственности не устраивает теперь ни правых, ни левых. Противоречия обостряются на глазах. Перепуганная компрадорская олигархия потеряла доверие к Кремлю и открыто апеллирует к Вашингтону. Предложенный компрадорский пакт не удовлетворил её. Она нагнетает политическое давление. Гарантией для неё видится теперь марионеточный вице-президент, приставленный к Путину в ранге провашингтонского регента (см.: Сидибе П. ИНСОР предложит Медведеву пост вице-президента // Известия, 6 февраля 2012 г.). Параллельно усиливается левый фланг, который все больше консолидируется на платформе национализации стратегических высот народного хозяйства, деприватизации экономики и государства.

Политическая поляризация общества отражает экономическую и зримо нарастает. Она приближает канун революционной ситуации: антиколониальной, антиолигархической, антикомпрадорской по направленности. Сплетённые в тугой узел, социальные противоречия России разрешимы только национализацией собственности и неоиндустриальной революцией.

В ситуации, когда в полный рост встаёт вопрос «кто кого?», какие-либо политические манёвры бесполезны. Их время прошло. У России нет в запасе 12 лет на сохранение «экономики трубы». Счёт идет не на годы — на месяцы, а вскорости пойдёт на дни и часы. На привязи нефтедоллара Россию уже не удержать. Без новой индустриализации её ждёт развал. Шутки с историей для нашей страны кончились. Либо новая индустриализация, либо развал страны — такова ныне альтернатива. Никакой середины здесь нет и быть не может.

Приближение революционной ситуации обязывает к политическому самоопределению все социальные силы, приводя их к концентрации вокруг главных полюсов, с полярным размежеванием. На повестке дня двуединый вопрос — о власти и собственности. Все остальные вопросы предельно сконцентрированы теперь в этом, общесистемном вопросе.

С точки зрения неоиндустриальной парадигмы современного развития ясно, что для возрождения России недостаточно неполной национализации в виде частичного присвоения государством компрадорской ренты. Требуется фундаментальная национализация стратегических высот народного хозяйства: земли, электроэнергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, морских, речных и аэропортов и т. д. Для возрождения России недостаточно простого преодоления деиндустриализации. Необходима сплошная новая индустриализация народного хозяйства. Для возрождения России недостаточно единоличной президентской власти. Требуется власть партийного государства, как государственная власть партии социального большинства, партии вертикальной интеграции собственности.

Конечно, Россия не погибнет. Она не раз уже стояла на краю катастрофы, и всякий раз находила ум, силы, волю и мужество, чтобы преодолеть вначале себя, а затем препятствия, казавшиеся несокрушимыми. Так будет и теперь. Прискорбно лишь, что социальному большинству, на плечи которого ляжет вся тяжесть борьбы за неоиндустриальный прорыв, придётся заплатить в итоге более высокую цену. Но тогда за ценой оно уже не постоит.