Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
12.01.10. Мон. При родоохр. техн. на ТЭС рису...doc
Скачиваний:
104
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
49.8 Mб
Скачать

Предисловие

В настоящее время Россия является одной из неблагополучных в экологическом отношении стран мира. Структура отечественной экономики, преобладающую роль в которой играют материало и энергоемкие отрасли промышленности, расходующие значительные объемы топливно-энергетических ресурсов, главным образом органического топлива – основного эмитента загрязняющих атмосферу веществ, высокий уровень ее энергоемкости, в среднем в 3 раза превышающий соответствующие показатели по ведущим промышленно-развитым странам, а также слабое обеспечение объектов энергетики и энергопотребляющих установок эффективными очистными сооружениями, обуславливают высокую экологическую напряженность в стране. /1/.

На современном этапе существует несколько основных возможностей если не прекращения, то хотя бы замедления темпов развития негативных экологических тенденций, обусловленных топливопотреблением. Среди них:

– дальнейшее увеличение доли наиболее экологически чистого органического топлива – природного газа в общем потреблении органического топлива и рост мощностей атомной энергетики;

– вовлечение в энергобаланс экологически чистых нетрадиционных возобновляемых источников энергии;

– массовое оснащение объектов энергопотребления современными очистными сооружениями;

– масштабная реализация энергосберегающих мероприятий.

Рост доли природного газа в структуре потребления первичных энергоресурсов, несомненно, дает хороший экологический эффект, однако имеет ограничения, в значительной степени связанные с проблемой обеспечения энергетической безопасности, которая, в свою очередь, во многом зависит от уровня диверсификации источников энергоснабжения.

В России возможности значительного увеличения выработки электроэнергии на АЭС в ближайшие годы весьма ограничены.

Нетрадиционные возобновляемые источники энергии, которые в ряде стран благодаря целенаправленной поддержке, осуществляемой их правительствами, вносят некоторый вклад в структуру энергопотребления, в целом, к сожалению, не выдерживают пока экономической конкуренции с традиционными видами топливо и энергоснабжения.

Тем не менее, на Саммите – 2007, в котором приняли участие 27 стран Европейского Союза, все страны, кроме Польши, Чехии и Болгарии приняли решение увеличить до 20 % долю возобновляемых источников энергии к 2020 году с одновременным ростом атомной энергетики.

Инициатором стоительства атомных станций выступила, как всегда, Франция, которая, как и Япония практически не имеет природных энергоресурсов. Это решение было принято ещё и потому, чтобы странам Европы как можно меньше зависеть от поставок энергоресурсов из других стран, в том числе и из России.

Что же касается очистных сооружений, многие из которых действительно очень эффективны, то их приобретение и установка требуют значительных капиталовложений, которые, в свою очередь, существенно влияют на рост издержек производства энергии, неплатежи за поставки которой в России приобрели за последние годы поистине массовый характер. По оценкам американских ученых, использование в энергетическом секторе технологий и оборудования, способных обеспечить 80–95%-ое предотвращение эмиссии в атмосферу двуокиси углерода и других загрязняющих веществ, повышает издержки производимой на органическом топливе энергии как минимум в 2–3 раза.

Все выше сказанное отнюдь не означает, что не следует вкладывать средства в развитие этих направлений. Опыт промышленно-развитых стран-членов Международного энергетического агентства (МЭА) свидетельствует, в частности, о том, что расходы на НИОКР в области атомной энергетики и нетрадиционных возобновляемых источников энергии являются приоритетными в структуре государственного финансирования исследований в энергетике. Работам по повышению эффективности и внедрению очистных сооружений и оборудования в энергетике и других секторах экономики за рубежом также уделяется большое внимание.

В России важными направлениями снижения негативного воздействия использования органического топлива на окружающую среду, во всяком случае, в ближайшие годы будут расширение использования природного газа и частичное замещение им более «грязных» углей и нефтяных топлив, и снижение энергоемкости экономики за счет ее структурной перестройки в направлении снижения в ней доли высокоэнергоемких производств, а также реализации широкомасштабных программ энергосбережения на федеральном, региональном и местном уровнях.

В странах МЭА на перспективу ближайшего десятилетия высший приоритет в структуре мероприятий, направленных на снижение негативного влияния процессов производства и использования энергии на окружающую среду, также отдан энергосбережению. По различным оценкам от 65 до 85% от общего объема снижения эмиссии СО2 страны МЭА планируют достичь именно за счет интенсификации процесса энергосбережения.

В странах-членах МЭА за последние десятилетия достигнуты существенные успехи по предотвращению выбросов в атмосферу сернистых загрязняющих веществ и золы-уноса. Во многих странах мира эта проблема считается практически решенной, правда, не без существенного увеличения удельных капиталовложений, особенно в тепловые электростанции, работающие на угле. В последнее время проблема локализации парникового эффекта, вызываемого эмиссией СО2 в атмосферу, выдвинулась в промышленно развитых странах на первый план.

Основным эмитентом двуокиси углерода в атмосферу в странах МЭА является сектор производства и преобразования энергии, на долю которого приходится до 40 % суммарного объема эмиссии СО2 при его удельном весе в структуре потребления первичной энергии, составляющем менее 30 %. В последние годы в качестве важнейшего мероприятия, направленного на снижение выбросов СО2 в атмосферу этим сектором, в странах МЭА рассматривается проведение энергоснабжающими компаниями акций по регулированию, а точнее, снижению потребительского спроса на энергоносители. Реализация этих мероприятий, ежегодные расходы, на проведение которых составляют в Ирландии 13 млн. долл., в Германии – 550 млн. долл., а в США доходят до 2 млрд. долл., позволяет решить сразу несколько ключевых проблем.

Во-первых, подобные мероприятия вносят существенный вклад в снижение энергоемкости экономики, а, следовательно, способствуют повышению уровня благосостояния общества и повышают его обеспеченность энергетическим сырьем, снижая масштабы необходимого импорта энергоресурсов.

Во-вторых, потребители различных категорий, зачастую не имеющие достаточных средств, за счет повышения уровня энергетической эффективности, могут значительно сократить свои затраты на приобретение энергоносителей.

В-третьих, энергоснабжающие компании, занимающиеся на первый взгляд парадоксальным бизнесом в сфере энергосбережения, направленным, в конечном счете, на снижение спроса на свою продукцию, экономят в результате на инвестициях, которые потребовались бы для расширения генерирующих мощностей и энерготранспортных коммуникаций, поддержания действующих объектов в рабочем состоянии и приобретения дополнительных объемов топлива.

В-четвертых, снижение расхода топливно-энергетических ресурсов автоматически влечет за собой и снижение эмиссии в атмосферу СО2 равно как и других вредных выбросов.

В данном случае постановка экологического эффекта, достигаемого в результате проведения мероприятий по регулированию потребительского спроса на энергоносители на то или иное место, является весьма условной, однако тот факт, что этот эффект достигается непосредственно за счет энергосбережения – неоспорим.

На уровне конечного потребления топлива и энергии основные усилия по снижению эмиссии СО2 в атмосферу сосредоточены на повышении энергетической и экологической эффективности транспорта, промышленности и коммунально-бытового сектора (включая сферу услуг).

Среди основных мероприятий государственной политики, осуществляемой в странах МЭА, направленной на снижение выбросов СО2 транспортным сектором, следует выделить:

– периодическое ужесточение стандартов топливной экономичности для автомобилей различных классов;

– осуществление программ государственной инспекционной проверки экологичности транспортного парка;

– налогообложение транспортных средств, дифференцируемое в зависимости от уровня удельных выбросов СО2;

– повышение роли общественного транспорта в структуре пассажирских перевозок;

– оптимизация системы грузовых перевозок;

– поддержка и осуществление программ, направленных на расширение использования экологически чистых альтернативным моторных топлив.

Из перечня приведенных выше мероприятий лишь государственные инспекционные проверки экологичности транспорта можно в полной мере отнести к мероприятиям чисто «экологического» характера. Все остальные меры в большей или меньшей степени стимулируют процесс энергосбережения.

Введение и периодическая корректировка стандартов топливной экономичности автомобилей, равно как и расширение использования общественного транспорта и совершенствование системы грузовых перевозок имеют ярко выраженную энергосберегающую направленность, а результаты, достигнутые в снижении энергоемкости транспортного сектора, ведут к уменьшению объема эмиссии СО2 и других загрязняющих веществ.

Налогообложение в зависимости от экологических характеристик автомобилей также в значительной степени стимулирует процесс энергосбережения на транспорте. Первоначально основной целью внедрения альтернативных моторных топлив на транспорте являлось замещение ими бензина, а экологическая компонента этой идеи обрела свою важность значительно позже. Таким образом, повышение экологической чистоты транспорта также напрямую зависит от масштабов и интенсивности процесса энергосбережения.

Среди первоочередных государственных мероприятий, направленных на снижение эмиссии загрязняющих веществ, и в первую очередь СО2, промышленностью, реализуемых в последние годы в странах-членах МЭА, необходимо отметить:

– введение и финансовую поддержку обязательных энергоаудитов на промышленных предприятиях;

–организацию и проведение рекламно-информационных и образовательных компаний;

–заключение соглашений между правительством и отраслями промышленности (отдельными крупными предприятиями), которые предусматривают добровольное снижение последними уровня эмиссии СО2 в атмосферу;

–введение налогов на энергоресурсы и углерод;

–экономическое стимулирование инвестиций в энергосбережение.

Основной целью энергоаудитов является выявление непроизводительных потерь энергоресурсов и резервов для экономии энергии, позволяющих с наименьшими затратами снизить энергоемкость промышленного производства.

Проведение информационных кампаний ориентировано на повышение осведомленности промышленных потребителей о наличии на рынке различных типов энергетически эффективного оборудования с низким уровнем загрязнения среды, а также о наиболее низкозатратных и эффективных мерах по энергосбережению и охране окружающей среды.

Принятие промышленными предприятиями добровольных обязательств по снижению уровня эмиссии СО2 предусматривает прежде всего проведение энергосберегающих мероприятий, так как эффективные и экономически приемлемые технологии и оборудование, способные улавливать и адсорбировать СО2 из продуктов сгорания органического топлива, на сегодня практически отсутствуют. Действие налоговой системы в сфере энергетики, в частности налога на углерод, имеет целью стимулировать как повышение использования более экологичных видов топлива для производства энергии (к ним относятся природный газ и возобновляемые источники энергии), так и интенсификацию процесса энергосбережения.

Активное использование в странах МЭА экономических стимулов, способствующих привлечению частных инвестиций в энергосбережение с целью предотвращения роста концентрации в атмосфере двуокиси углерода, является еще одним ярким свидетельством того, что промышленно развитые страны на современном этапе рассматривают энергосбережение как наиболее реальную с технологической и экономической точек зрения возможность для предотвращения глобального потепления климата.

К мерам государственного регулирования, практикуемым в странах МЭА, направленным на снижение выбросов парниковых газов в этом секторе следует в первую очередь отнести:

– введение жесткого контроля за соблюдением стандартов энергетической эффективности для зданий и электробытовых приборов, с обязательной маркировкой удельного энергопотребления последними;

– предоставление владельцам зданий различных финансовых стимулов и льгот (грантов, субсидий, налоговых скидок и т.д.) при приобретении и установке энергоэффективного оборудования и использовании энергосберегающих материалов;

– оказание технической помощи (включая энергоаудиты) и информационной поддержки, направленных на повышение энергоэффективности зданий и сооружений.

Даже беглый взгляд на приведенный выше перечень мероприятий подтверждает тезис о том, что энергосбережение будет продолжать развиваться.

Во-вторых, согласно ряду оценок, сделанных российскими экспертами, от четверти до трети этого потенциала может быть реализовано за счет осуществления незатратных или малозатратных мероприятий.

В-третьих, в зарубежных промышленно развитых странах за три последних десятилетия накоплен значительный позитивный опыт в формировании и реализации мероприятий в рамках государственной энергосберегающей политики, который может найти хорошее применение в условиях России.

В-четвертых, как в России, так и за рубежом имеется весьма обширный спектр высокоэффективного энергосберегающего оборудования, приборов, материалов и систем, позволяющих существенно снизить непроизводительный расход топливно-энергетических ресурсов и покончить с их расточительством.

В-пятых, даже в условиях инвестиционного кризиса, охватившего экономику России, имеется возможность для масштабного привлечения отечественных и зарубежных частных инвестиций в сферу энергосбережения благодаря схеме возврата капитала за счет сэкономленных потребителями энергоресурсов, которая уже на протяжении ряда лет применяется в зарубежных странах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]