Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кащенко - ИГПЗС.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Ссср (период нэпа)

К началу 20-х годов с помощью массового террора и многочисленной красной армии В.И. Ленину удалось окончательно ликвидировать своих противников. Не дозволялась деятельность всех партий, кроме коммунистической, и иных политических объединений, не находившихся под контролем большевиков.

В начале 1922 года начался судебный процесс против ведущих членов партии эсеров, которых ранее преследовали и различные белые «правительства». Им инкриминировались «политические преступления», совершенные «против народа». В.И. Ленин и его окружение по-прежнему руководствовались положением о том, что «в России вся полнота власти в руках одной партии .., правящей без всякого контроля со стороны масс, широко прибегая к террору» (из программного документа ЦК РСДРП (б)).

В 20-е годы завершилось оформление партийной диктатуры и всевластия партийной верхушки в стране. Над системой государственных органов стояли структуры РКП (б), которые принимали важнейшие решения и осуществляли контроль над тем, как их осуществляли государственные органы.

Партийный аппарат строился на полувоенной основе, при которой «приказ начальника закон для подчиненного». Внутри его запрещали инакомыслие, несогласие с действиями главного партийного босса.

В марте 1921 года состоялся X съезд РКП (б). В его решения В.И. Ленин включил положение о том, что всякое с ним несогласие «должно вести за собой безусловное и немедленное исключение из партии».

Концентрация партийной власти проявлялась и том, что рядовые члены РКП(б) не допускались к решению важнейших вопросов. А также в том, что совсем утратил свое значение орган коллективного руководства партией — ее Центральный комитет, полномочия которого перешли к его политбюро, состоявшему из лиц ближайшего окружения главного партийного босса. Решения политбюро были обязательны для всех партийных и государственных органов.

В.И. Ленин безраздельно управлял и партией, и государством. В стране был установлен авторитарный режим, основой которого являлась жесткая однопартийная система. Все более усиливался партийный контроль над деятельностью государственных органов, в частности со стороны центральной контрольной комиссии РПК(б). ЦИК в значительной степени утратил свои властные полномочия — от его имени декреты стал штамповать его президиум.

Функции СНК во многом перешли к малому СНК, который теперь самостоятельно рассматривал такие важнейшие вопросы как оборона, внешняя политика, бюджет.

В связи с началом новой экономической политики в 1921 году было произведено разграничение функций по управлению в центре и на местах между государственными органами, а также созданы новые. Среди последних были государственная общеплановая комиссия, наркомат внутренней торговли и так далее.

Переход к новой экономической политике был временным тактическим шагом со стороны В.И. Ленина. В начале 20-х годов экономика страны находилась в «лежачем» положении. Восстановить ее применявшимися абсолютным запрещением рыночных отношений, массовыми реквизициями, всеобщей трудовой повинностью не было возможности.

Для восстановления экономики В.И. Ленин решил вопреки партийным догмам отменить продразверстку — принудительную реквизицию продукции сельского хозяйства у крестьян и ввести взимание с них фиксированного продовольственного налога.

Новая экономическая политика также допускала некоторое, но под строгим государственным контролем, развитие рыночных отношений, частного бизнеса.

Переход к новой экономической политике потребовал реорганизации правоохранительных органов, которые ранее действовали только чрезвычайными и репрессивными методами.

В мае 1922 года было утверждено «Положение о прокурорском надзоре», который строился на строго централизованных началах. Как структурное подразделение наркомата юстиции была учреждена государственная прокуратура, возглавлявшаяся прокурором республики (одновременно наркомом юстиции).

На прокуратуру были возложены функции надзора от имени государства за законностью действий органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций.

Понятно, что в условиях партийной диктатуры эта функция прокуратуры на практике сводилась к тому, чтобы все они не отступали от выполнения предписаний партийной верхушки, формально утвержденных государственными органами.

Не могла быть выполнена прокуратурой и другая возложенная на нее функция (в условиях партийного всесилия): контроль над деятельностью органов следствия и дознания и особенно за правомерностью деятельности органов политического сыска и расправы.

На прокуратуру также были возложены функции поддержания обвинения в суде и наблюдения за правильностью содержания заключенных под стражей.

В 1922 году была восстановлена адвокатура. Согласно «Положению об адвокатуре» при губернских отделах юстиции учреждались коллегии защитников, назначавшихся губисполкомами.

В том же году появилось «Положение о нотариате», на который было возложена регистрация различного рода юридических актов. «Положение о судоустройстве» 1922 года положило начало созданию единой судебной системы.

В структуру народных судов входили: народный суд из постоянного народного судьи, народный суд из постоянного народного судьи и двух народных заседателей, губернский народный суд, верховный суд РСФСР.

Одновременно сохранялась система специальных судов, в которую входили революционные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, земельные комиссии.

Судьи народных судов назначались губисполкомами советов только из числа лиц, в политической благонадежности которых коммунисты были уверены.

Деятельность народных судов проходила под надзором верховного суда. Одновременно он был высшей кассационной инстанцией для рассмотрения особо опасных преступлений.

В 1922 году В.И. Ленин осуществил и реорганизацию государственной системы политического сыска и расправы. В связи с этим была упразднена структура чрезвычайных комиссий, прославившихся своей жестокостью и беспределом, кровавыми расправами.

В феврале 1922 года президиум ВЦИК проштамповал решение политбюро о создании государственного политического управления (ГПУ). На него была возложена в качестве основной задача предупреждения, раскрытия и пресечения «враждебной деятельности антисоветских элементов», то есть всех инакомыслящих.

Его структуры получили право на бесконтрольные розыскные действия, дознание, предварительное следствие и на меры административного воздействия.

Местными структурными подразделениями ГПУ стали политические отделы губисполкомов и ЦИК автономных республик, а также особые отделы в армии и на флоте.

После образования СССР было создано объединенное государственное политическое управление, которое направляло работу репрессивных органов по уничтожению политических противников коммунистов в общегосударственном масштабе.

Начавшееся ранее наступление на церковь, которую В.И. Ленин считал вредной антикоммунистической организацией, было усилено в 20-е годы. Ее противодействие этому подавлялось репрессиями административного, военного и уголовного характера. После смерти патриарха выборы нового были запрещены, а высшие церковные иерархи оказались или за решеткой, или в Сибири.

Появился декрет, который беспредельно расширил полномочия местных органов по контролю за церковными приходами. Церковные храмы разрушались и перепрофилировались для хозяйственных и иных нужд.

Запрещалось отправление церковных обрядов. Чтобы воспрепятствовать проведению воскресных церковных служб, была введена шестидневная неделя (пять дней рабочих, выходной).

После перехода к новой экономической политике появилась необходимость законодательного регулирования гражданско-правовых отношений. Причем оно рассматривалось как временное явление, поскольку предполагалось, что при социализме произойдет отмирание права.

При «правотворчестве» по-прежнему руководствовались принципом «революционной законности», которую трактовали как определенный государством комплекс правил, закрепленный в соответствующих нормах.

Причем они должны были стать эффективным средством противодействия «буржуазным» началам в праве, определять «допустимость применения пережитков частной собственности переходного времени».

В 20-е годы интенсивно проводилась кодификационная работа по формированию нового советского «классового права», основной задачей которого было обеспечение сохранения монопольной власти коммунистов и защита их интересов.

Основы советского права были сформулированы с принятием гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, земельного кодексов, кодекса законов о труде и других советских кодифицированных нормативных актов.

Гражданский кодекс в структурном отношении состоял из общей части, норм вещного, обязательственного и наследственного права. Нормы в нем дифференцировались по принципу их обязательности — на диспозитивные и принудительные. Нормы гражданского кодекса разделялись на определительные, декларативные, истолковательные и организационные.

Использовались и неправовые категории, которые устанавливали порядок защиты имущественных прав только при соответствии их «социально-хозяйственному назначению».

В гражданском кодексе принципу законности противопоставлялся принцип целесообразности. Подчеркивалось, что имущественные права частных физических и юридических лиц являются лишь временной уступкой государства при «господствующей роли социалистической собственности». Статьи гражданского кодекса ограничивали объем и размеры права частной собственности, право распоряжения ею.

Устанавливалась повышенная ответственность частных лиц за некоторые, понимаемые как незаконные, действия перед государством. За них предусматривалась уголовная ответственность (за нарушение гражданских договорных отношений).

Основной задачей уголовного кодекса, вступившего в действия в 1922 году, была защита советского правопорядка. Кодекс соответствующим образом определил уголовное преступление как «общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени».

Устанавливалось, что наказание за него должен определять советский суд на основе «социалистического правосознания».

Среди мер уголовного наказания предусматривались расстрел, тюремное заключение, изгнание из определенной местности или РСФСР.

Преступления разделялись на государственные, против порядка управления, воинские, хозяйственные, имущественные, должностные, против социальных правил, определенных властью и пр.

Устанавливались уголовные наказания за выход за пределы ограничений, установленных законодательством для частного бизнеса.

Гражданско-процессуальный кодекс 1923 года содержал и следующее положение «классового» характера: «За недостатком узаконений и распоряжений для решения какого-либо дела суд решает его, руководствуясь общими началами советского законодательства и общей политикой рабоче-крестьянского правительства».

Уголовно-процессуальный кодекс 1923 года вводил публичность и гласность как основные принципы производства по уголовным делам, но предусматривал и возможность закрытого судебного заседания.

Земельный кодекс 1922 года «навсегда отменил право частной собственности на землю», ограничил применение наемного труда в крестьянских хозяйствах, предусмотрел различные формы хозяйствования на земле, но преимущества предоставил колхозам и совхозам.

Кодекс законов о труде 1922 года регламентировал порядок заключения коллективных и индивидуальных трудовых договоров, порядок государственного социального обеспечения и особенно регламентировал трудовые отношения в частном секторе.

После провозглашения СССР началась кодификационная работа по созданию перечней правовых норм, в пределах которых допускалось правотворчество в союзных республиках и организация судебной системы. В 1924 году появились утвержденные ЦИК СССР «Основы судоустройства и судопроизводства в СССР».

«Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» устанавливали допустимые пределы действия уголовного законодательства республик, цели и условия применения в них уголовных наказаний.

На ограничение развития частнособственнического хозяйства в селе были направлены «Общие начала землепользования и землеустройства в СССР» (1928 год).

Согласно им землю могли использовать только те, кто обрабатывает ее собственным трудом. Преимущества в вопросах землепользования и землеустройства предоставлялись колхозам и совхозам.

В тоже время сильно ограничивались землепользование и землеустройство зажиточных крестьянских хозяйств, поскольку это вело к «укреплению кулачества».

В конце 20-х годов начался новый этап в истории советской правовой системы, вызванный началом принудительного строительства в стране социализма.

В связи с новой экономической политикой в РСФСР, а затем в СССР был осуществлен переход от военно-административных форм государственного управления к тем, которые в значительной степени строились на основе формировавшегося советского «классового» права.