Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вещное и обязательственное право.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
510.98 Кб
Скачать

Бонитарное обладание

Бонитарным владением называлось владение, которое устанавливалось по решению претора. Дело в том, что квиритские собственники после продажи вещи зачастую требовали ее обратно, ссылаясь на то, что покупатель не вступил в права собственности по обряду манципации. В этих случаях претор давал отказ иску квиритского собственника, если судья устанавливал факт оплаты вещи. По истечении срока давности бонитарный собственник становился квиритским собственником.

Особенности квиритского права собственности

Особенности квиритского права собственности состоит в следующем. Установление права квиритской собственности нуждалось в строгом обряде отчуждения-приобретения. Непременным условием обряда было присутствие сторон, 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Покупатель накладывал руку на вещь и произносил: « Я утверждаю, по праву квиритов, что эта вещь принадлежит мне, и я купил ее за эту медь». Это обряд назывался манципацией. Он использовался при покупке земли, рабов, скота(res mancipi). Для покупки других вещей достаточно было неформальной передачи вещи (res nec mancipi).

При несоблюдении обряда манципации продавец, хотя и получал за вещь деньги, и передавал ее покупателю, мог потребовать ее обратно, так как формально вещь оставалась в его собственности по праву квиритов. Естественно, претор защищал покупателя с помощью специального иска.

Защита квиритской собственности и бонитарного обладания

Основное средство защиты прав собственности – виндикационный иск.

Этот иск представлялся собственнику для истребования вещи, владение которой им утрачено. Сторонами в виндикационном процессе являлись: в качестве истца – собственник, не имеющий фактического владения вещью. В качестве ответчика – фактический обладатель вещи, как держатель, так и владелец ее, добросовестный или недобросовестный. Предметом иска являлась вещь со всеми плодами и приращениями. Бремя доказывания всегда лежало на истце.

Собственник вещи мог нуждаться в защите и тогда, когда вещь остается в его фактическом владении, но кто-либо незаконным образом стесняет осуществление им своего права. Например, незаконный сервитут. Собственник мог предъявить негаторный иск.

Что касается защиты бонитарного владения, то дело обстояло следующим образом. Дело в том, что квиритские собственники после продажи вещи зачастую требовали ее обратно, ссылаясь на то, что покупатель не вступил в права собственности по обряду манципации. В этих случаях претор давал отказ иску квиритского собственника, если судья устанавливал факт оплаты вещи. По истечении срока давности бонитарный собственник становился квиритским собственником.

Кроме того, существовал так называемый публицианов иск. Его суть заключалась в следующем. Бонитарный собственник, утративший фактическое обладание вещью по каким – либо причина получал право по этому иску истребовать вещь, как будто бы он был ее квиритским собственником. То есть, стал им вследствие срока давности.

В) Способы установления и прекращения права собственности

Уже в древнейший период в Риме большое внимание уделялось способам приобретения вещных прав. Вещи, находящиеся в общем пользовании (воздух, море и т.п.), а также ряд других хозяйственно важных вещей (общественная земля — ager publicus) рассматривались как находящиеся вне имущественного, торгового оборота (res extra com-mercium). Однако государственные земли расхищались патрицианской знатью, что вело к появлению крупного землевладения, а поэтому по вопросу о выделении участков земли из общественного фонда в течение значительной части республиканского периода шла острая борьба между плебеями и патрициями. Эта борьба была несколько смягчена законом Лициния (около 367 года до н.э.), по которому были предусмотрены равные права плебеев и патрициев на пользование землей и устанавливался максимальный размер участка, выделяемого из общественного фонда — 500 югеров (около 125 га).

Возвращаясь к квиритскому праву, и в частности к Законам XII таблиц, отметим, что примечательной чертой Законов было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остальные вещи. Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей; при их продаже, дарении и пр. Именно по этому признаку определилось и само название указанных категорий. Первая называлась res mancipi (pec манципи), вторая - res nес mancipi (pec нек манципи). Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась mancipatio (манципация).

Манципация относилась к числу строго формальных сделок, заключаемых

«посредством меди и весов». Она предполагала приглашение пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу: «Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов». Затем он ударял этим металлом о весы (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации.[13]

Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых формальностей.

Древнейшему праву был известен еще один формальный способ передачи права собственности путем сложного обряда, который мог применяться как к манципируемым, так и неманципируемым вещам (in jure cessio). Данная процедура представляла собой фиктивный судебный спор, который разыгрывался в присутствии претора. Покупатель делал вид, что отчуждаемая вещь принадлежит ему и торжественно заявлял о своем праве собственности («данная вещь по праву квиритов принадлежит мне»), отчуждатель не возражал против такого утверждения, и претор присуждал данную вещь приобретателю, как будто являющуюся его собственностью. Тогда же (в древнейший период) в Риме сложился порядок, согласно которому вещь могла быть приобретена в собственность в силу длительного владения ею (usucapio). Законы XII таблиц запрещали лишь приобретение права собственности по давности в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок приобретательной давности устанавливался в один год, для недвижимых вещей — в два года.[14] Этим способом пользовался приобретатель вещи в тех случаях, когда, например, при совершении манципации допускались неточности в формальностях, а поэтому при строгости квиритского права покупатель не приобретал права собственности на вещь, и квиритский собственник мог даже требовать возвращения последней через суд.

В римском праве классического и постклассического[15] периода большое внимание уделялось способам приобретения права собственности, поскольку развитие имущественного оборота требовало большой точности юридических отношений и предельной ясности в вопросе о титуле (юридическом основании) приобретения права собственности. Наряду с манципацией, которая использовалась все реже, а в период домината[16] практически вышла из употребления, решающее значение как основной способ переуступки права собственности приобрела «традиция» (traditio). Удобство этого способа заключалось в его простоте и неформальном характере. При традиции право собственности приобреталось в силу самой фактической передачи вещи лишь при условии наличия «справедливого», т.е. законного основания (justa causa).

В классический период, особенно в «праве народов», получил более детальную разработку и ряд других способов приобретения права собственности, некоторые из которых были известны еще с древнейших времен.

Это захват брошенных вещей, а также вещей, которые не имели хозяев

(например, продукты рыбной ловли, охоты и т.п.). Сюда же относились вещи, захваченные у врага. Согласно рескрипту Адриана, найденный клад делился пополам между лицом, нашедшим его, и собственником земли, на участке которого он был обнаружен. К числу особых способов приобретения права собственности относилось создание новой вещи из чужого материала

(спецификация).

Право собственности могло возникнуть также путем соединения вещей.

Так, если на участке, принадлежавшем одному лицу, был выстроен дом из материалов, собственником которых являлось другое лицо, земельный собственник приобретал право собственности на выстроенный на его участке дом.

Дальнейшее развитие в классический период получила приобретательная давность (usucapio). В преторском праве был расширен круг лиц, которые могли приобрести право собственности по давности владения. Так, после десяти лет добросовестного и непрерывного владения это право признавалось даже за перегринами.

В постклассический период (при императоре Юстиниане) в результате непрерывного владения вещью в течение более 30 лет право собственности признавалось даже в случае отсутствия законного титула, т.е. «справедливого основания владения» (так называемая экстраординарная приобретательная давность).

Право собственности могло возникнуть в порядке законного отчуждения

(adquisitio). Такой способ можно назвать основным, он возникал в том случае, когда отчуждение вещи совершалось полноправным хозяином, в установленном законом формах (купли-продажи, дарении и т.д.).

Приобретение права собственности в порядке наследования имело место при составлении завещания на имущество собственника. С развитием преторского права получил окончательное юридическое оформление еще один самостоятельный вид вещного права — институт владения (possessio). Он вытекал из всего строя частнособственнических отношений и в известном смысле дополнял право собственности. Под владением вещью понималось фактическое обладание ею (corpus possessionis), сопровождавшееся намерением владеть ею самостоятельно (animus possessionis), как на праве, собственности. Последнее обстоятельство отличало владение от простого держания вещи (detentio), которое часто возникало на основе договора и передачи, вещи держателю самим собственником.

Наряду с приобретением, право собственности в римском праве считалось утраченным в следующих случаях: а) если вещь погибает физически (например, сломана или разбита) либо юридически (изымается из оборота); б) если собственник отказывается от своего права (будет ли это сопровождаться передачей права другому лицу или без такой передачи, например, собственник просто выбрасывает свою вещь); в) если собственник лишается права помимо своей воли (вследствие конфискации вещи, приобретения права собственности на нее другим лицом в силу давностного владения и т.д.).[17]

Право собственности возникает или прекращается на основании определенных юридических фактов. Всю совокупность юридических фактов римские юристы делили на следующие категории: первоначальные и производные. Критерием данного разграничения выступает воля лица, выраженная при передачи права собственности другому лицу. В первом случае право собственности возникает у определенного лица впервые независимо от предшествующего собственника, в другом случае право собственности переходит от одного лица к другому в порядке правопреемственности: универсального (наследование) или сингулярного (частного правопреемства по договору). Важным обстоятельством является то, что во втором случае воля собственника, а в первом нет. Переход собственности допускался между лицами способными отчуждать и приобретать имущество. Каждая сделка, направленная на перенесение права собственности, требовала на стороне отчуждателя действительного права собственности, так как иначе и другая сторона не могла приобрести этого права согласно правилу, сформулированному классиками: “Никто не может перенести на другого больше прав, чем имел бы сам[7]”.

Первоначальные способы

1.Оккупация (захват вещи путем наложения руки).

Под ней понимается приобретение права собственности на так называемые бесхозные вещи, которые находятся в обороте. Оккупация осуществлялась при наличии следующих условий:

а) вещь должна находиться без хозяина.

б) вещь изначально никому не принадлежит или собственник отказался от вещи публично.

Специфической разновидностью оккупации являлась находка и клад. Под кладом понимались любые ценности сокрытые в земле или ином объекте недвижимости собственник которых неизвестен. Если клад найден на своем земельном участке, то он поступает в собственность находчика. Если на участке, которым находчик обладает по какому-либо правовому титулу, то клад подлежит распределению между собственником участка и находчиком пополам, если иное не установлено договором.