Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семинар пенс реф.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
249.34 Кб
Скачать

Из пирамиды в прямоугольник

Причиной массового старения населения во второй половине XX века стало не только снижение темпов рождаемости, но и увеличение сроков жизни благодаря невиданному ранее технологическому прогрессу человеческой цивилизации. Прорывные открытия в области медицины сделали диагностику и терапию старческих заболеваний в разы эффективнее. Инновации в области сельского хозяйства ликвидировали угрозу голода в развитых и в большинстве развивающихся стран. Урбанизация населения (в том числе пожилого) сделала медицинские и социальные услуги более доступными. В результате только за период с 1970-го по 2004 год срок жизни пожилых людей в развитых странах увеличился на 6–13 лет. А процент людей, доживающих до 60-летнего возраста, за вторую половину XX века вырос с 46 до 76%

Гуманисты и защитники прав человека рассматривают увеличение продолжительности жизни как несомненное благо — однако экономисты уже хватаются за голову. Прежде всего потому, что рост числа пожилых людей меняет традиционную демографическую модель населения, под которую заточена вся современная структура экономики. Этот рост происходит слишком быстро (в 2007 году число пожилых людей росло на 870 тыс. человек в месяц, а в 2017-м темпы роста достигнут 2 млн), значительно обгоняя динамику роста молодежи. Так, по данным исследования компании Accenture и Oxford Economics, в Великобритании число людей в возрасте 60 лет и старше, как ожидают, к 2020 году увеличится на 17%, а количество людей до 16 лет вырастет только на 7%. В США прогнозируют рост числа лиц пенсионного возраста на 32% к 2020 году, а численность молодых увеличится только на 7%. По расчетам, уже к концу второй декады XXI века впервые в истории число пожилых людей в мире превысит число детей. В результате демографическая пирамида превращается в прямоугольник, что, в свою очередь, чревато серьезными проблемами для экономики стареющих стран.

Главная из этих проблем связана с кризисом системы пенсионного обеспечения. Появившиеся изначально в наиболее развитых странах, к середине XX века они превратились в непременный атрибут любого уважающего себя государства. Их число резко возросло: если до Второй мировой войны пенсионные системы были в 33 странах, то к 1970 году количество подобных государств утроилось, а к 2004-му выросло в пять раз. И сейчас из-за роста продолжительности жизни населения нагрузка на эти системы серьезно возрастает. Так, в Италии — самой «старой» стране Евросоюза — пенсионные расходы в 2004 году уже достигли 14,6% ВВП, а в Германии — 13,2. В среднем по ЕС эта цифра составляет порядка 12,2% ВВП и 46% всех выплат, связанных с социальным обеспечением. И доля пенсионных расходов в структуре ВВП будет лишь возрастать. В Италии, Германии, Франции и Швеции средние пенсии ниже зарплат всего на 10–30%. При этом в той же Германии соотношение пожилых на каждые 100 человек в трудоспособном возрасте, выросшее с 16% в 1956 году до 29% в 2006-м, к 2056 году может составить уже 60%.

Если подобная динамика сохранится, то, предрекают экономисты, уже к 2040 году соотношение людей до 19 лет и пожилых граждан к людям трудоспособного возраста в европейских странах вырастет до 80–90% (сейчас 60–70%). Причем рост этот будет достигнут именно благодаря увеличению числа пенсионеров — из-за низкого уровня фертильности динамика роста доли молодежи будет либо нулевой, либо отрицательной. И вряд ли эта немногочисленная молодежь сможет вынести ношу пенсионного обеспечения нового поколения пожилых людей.