Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Карабанов Курс лекций Новейшая геодинамика 2008...doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
1 Mб
Скачать

7.4. Сейсмичность и сейсмотектоника

Инструментальные сейсмические наблюдения на территории Беларуси проводятся с 1965 г. Основные результаты этих наблюдений опубликованы в

работах А.Г.Аронова, Боборыкина, Емельянова, Гарецкого и др. [24]. Несмотря на то, что запад Восточно-Европейского кратона часто относят к слабосейсмичным платформенным областям, на территории Беларуси и стран Балтии к настоящему времени выявлено 36 исторических землетрясений с интенсивностью до 6-7 баллов и зарегистрировано инструментально десять достаточно сильных местных землетрясений с магнитудой М 7,0 (из них четыре в Беларуси). Кроме местной сейсмичности заметное сейсмическое воздействие на территорию региона ока­зывают удаленные землетрясения (зона Вранча, Карпаты). Например, Карпатское землетрясение 4 марта 1977 г. с магнитудой М 7,1 вызвало в Беларуси сотрясения интенсивностью до 5 баллов по шкале MSK-64.

За период проведения инструментальных сейсмических наблюдений наибольшее число местных сейсмических событий (около 700) зарегистрировано в северо-западной части Припятского прогиба (район Солигорска). Здесь ежегодно регистриру­ется до 40-60 землетрясе­ний. В настоящее время сейсмичность в районе Солигорска не представляет большой опасности, однако не исключено, что наблюдаемый в настоящее время «рой» слабых землетрясений обусловлен постепенной концентрацией тектонических напряжений в земной коре (частично индуцированных значительным объемом горных работ), которая может завершиться сильным землетрясением.

Анализ региональной сейсмичности показал, что сейсмические события тесно связаны с неотектонической активизацией разрывных нарушений, а эпицентры землетрясений контролируются активными разломами (см. рис. 7.13) [ 6]. Поэтому была разработана сейсмотектоническая карта (рис. 7.18), на которой обо­соблено 18 сейсмогенных и потенциально сейсмогенных зон возмож­ного возникновения очагов землетрясений (ВОЗ). Размеры зон ВОЗ опре­делены с учетом морфологии и кинематики активных разломов, преобладающих глубин возникновения очагов землетрясений и мак­симальных размеров очаговых ареалов. Максимально возможная магнитуда землетрясений определена по данным расчета сейсмо­тектонического потенциала или принята реальная

максимальная магнитуда, зафиксированная в пределах данной зоны ВОЗ.

В слабосейсмичных платформенных областях обоснование зон ВОЗ и определение сейсмо­тектонического потенциала требуют системного подхода. Он включает анализ и обобщение геолого-геофизических данных, отражающих главные особенности проявления новейших и современных тектонических процессов, пространственное размещение активных и пассивных разломов, очагов землетрясений, теоретическую (формали­зованную) оценку максимальной магнитуды землетрясений в пределах конкретных зон. Картографическим синтезом этих материалов и является сейсмотектоническая карта, которая является базовой основой для общего сейсмического районирования региона.

При проведении комплексного сейсмотектонического анализа на основе суперпозиции карт разного профиля были обособлены потенциально сейсмогенные (сейсмогенерирующие) структуры. Основным крите­рием отождествления их с зонами ВОЗ было установление в их пределах эпицентров землетрясений. Большая часть выявленных зон ВОЗ имеет вытянутую форму и связана с активизированными разломами. Исклю­чение составляет лишь Припятский палеорифт, почти вся площадь которого рассматривается как зона ВОЗ с потенциальной сейсмической сотрясаемостью до 6-7 баллов. Однако и здесь основные сейсмогенные участки тяготеют к активным разрывным нарушениям.

Протяженность сейсмогенерирующих зон определена по длине активной части разлома либо по размерам сейсмотектонической зоны на карте сейсмотектонического потенциала. Ширина зон ВОЗ выявлена расчетным путем [6, 244-246]: ортогонально к осевой линии сейсмогенерирующей структуры откладывалось расстояние, равное удвоенному радиусу очаговой зоны для данного максимального значения магнитуды. Глубина возможного очага землетрясения с Мmax для каждой зоны определялась исходя из особенностей геологического строения, преобла­дающих глубин возникновения сильных землетрясений в сходных тектони­ческих условиях других участков древних платформ, вертикальных размеров очаговой области.

В целом, отмечая тесную связь зон ВОЗ с неотектоническими структурами, следует подчеркнуть общую закономерность, заключающуюся в том, что сейсмический потенциал региона закономерно возрастает к северо-западу - в направлении Восточно-Балтийской системы молодых рифтовых грабенов. Заметное влияние на сейсмичность Беларуси ока­зывают и особенности современного поля напряжений в земной коре, обусловленные динамическим воздействием Карпатского орогена.

Выводы. Установлены признаки современной активизации разломов, проявляющиеся в характере современных движений земной коры, газово-гидрогеохимических аномалиях, сейсмичности. Выделены сейсмогенные и потенциально-сейсмогенные зоны (зоны возможного возникновения очагов землетрясений, зоны ВОЗ), показана тесная связь зон ВОЗ с неотектоническими структурами (активными разломами), контролирующими распределение эпицентров землетрясений.