Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный материал к теме 2.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
33.6 Кб
Скачать

Русские земли в XI-XII вв.

Наивысшей точкой расцвета Древнерусского государства принято считать правление князя Ярослава I Владимировича, который пришёл к власти в Киеве после ожесточённой вооружённой борьбы с другими сыновьями Владимира. На протяжении его правления сохранялось политическое единство территории, закреплённое принятием единого законодательства («Русская Правда»), продолжилась христианизация страны (строилось много храмов, в первую очередь - соборы св. Софии в Киеве и Новгороде, символически носившие то же название, что и главный православный храм в столице Византии - Константинополе), значительно укрепился международный престиж Руси (об этом свидетельствуют браки дочерей и сыновей Ярослава с представителями императорской и королевских семей Византии, Франции, Венгрии, Дании, Норвегии).

В это время окончательно оформились три главных института государственной власти: князь, дружина и вече (народное собрание).

Древнейшим из них было вече, основанное на принципе общинного самоуправления, при котором право в обсуждении и принятии всех коллективных решений имели все лично свободные (и дееспособные) члены общины (главы семей). Веча повсеместно существовали и в сельской местности, и в городах, но наиболее влиятельны были в последних, так как в них участвовала бȯльшая торгово-ремесленная часть населения, обладавшая личной свободой, владевшая собственностью и платившая налоги. Веча городов, являвшихся историческими центрами отдельных земель, обладали правом заключать договоры с князьями, посылаемыми к ним из Киева, могли им даже отказать в княжении. При приезде князя в город он заключал с вече договор («ряд»), в котором оговаривались пределы его власти.

Княжеская власть основывалась прежде всего на военной силе - дружине, которая выступала как главная военно-административная опора внутри княжества, и как средство защиты населения от внешних врагов (кочевников) или соперников из других княжеств (в период ослабления центральной - киевской - княжеской власти). В руках князей сосредоточивались важнейшие функции государственной власти: помимо военной функции, сбор налогов и их распределение из княжеской казны на содержание дружины, различные хозяйственные нужды; законодательство и верховная судебная власть; обеспечение внутренней безопасности; сбор пошлин с торговых караванов; объявление и ведение войн; контакты с иностранными государствами, включая заключение с ними договоров.

Дружина играла роль военно-административной структуры: участие в войнах и военных походах (как основная функция) сопровождалось занятием различных управленческих должностей в городах и волостях, преимущественно связанных с обеспечением сбора налогов и поддержанием внутреннего порядка. Каждый князь имел свою собственную дружину, и общая численность дружинников постоянно росла, так как род Рюриковичей непрерывно разветвлялся за счёт прямых и боковых ветвей. Дружина стала делиться на «старшую» (не столько по возрасту, сколько по приближённости к князю и степени участия в управленческой деятельности) и «младшую» части (собственно воинов, постоянных участников походов). Из первой части формировалась особая группа - бояр (происхождение термина дискуссионно), которые получали от князя земельные владения, часть доходов с которых шла в их личную казну, а сами бояре играли роль советников князя и выполняли по его поручению различные управленческие функции (наместники в отдельных городах и волостях). Члены младшей части дружины в значительной мере приближались к статусу княжеских слуг, поскольку обеспечивались непосредственно из княжеской казны и обычно не имели других источников доходов (если не считать военной добычи во время походов).

Между этими тремя институтами государственной власти наличествовало как взаимодействие в решении общегосударственных вопросов, так и внутренние конфликты, связанные со стремлением каждого из них обладать основными полномочиями, в первую очередь, в налоговой области (основным источником налогов являлось сельское население Руси, составлявшее абсолютное большинство и обладавшее в это время в основном личной свободой, правда, ограниченной в ряде случаев экономической, например, долговой, зависимостью).

После смерти Ярослава I начался процесс политического распада единого Древнерусского государства на отдельные самостоятельные и часто враждовавшие между собой княжества. В таком состоянии русские земли просуществовали до середины XIII в., то есть до монгольского завоевания.

На протяжении XII-XIII вв. оформились три потенциальных пути, по которым могло пойти дальнейшее развитие русских земель, прежде входивших в единое государство. В наиболее последовательных вариантах эти пути воплотились в трёх государствах: Новгородской республике, Владимиро-Суздальском и Галицко-Волынском княжествах.

В Новгороде верховная власть принадлежала вече, которое ведало сбором и распределением налогов (через избираемого вече высшего администратора - посадника), имело в своём распоряжении вооружённую силу, чтобы защищать интересы города и собирать налоги с сельского населения (народное ополчение во главе с тысяцким). Князей вече приглашало исключительно для использования в качестве военной силы в конфликтах с другими княжествами или западными соседями (в Прибалтике).

Во Владимиро-Суздальском княжестве, хотя в городах сохранялись вечевые институты, но постепенно князья оттесняли их на второй план, стремясь ограничить полномочия веча только собственно городскими делами, а в масштабах всего княжества, включая сбор налогов с сельского населения, сосредоточить власть в своих руках. Наиболее последовательную политику в этом отношении проводил князь Андрей Боголюбский (вторая половина XII в.), которого многие историки считают предшественником возникновения на Руси в будущем единоличной княжеской системы власти.

В Галицко-Волынском княжестве, где особенно большой масштаб приняла боярско-вотчинная земельная собственность, дававшая за счёт плодородных земель значительные доходы, боярство сумело значительно ограничить власть князей, а последние пытались в своей борьбе с боярством опереться на городские веча. В результате возникло неустойчивое равновесие между князьями и боярскими группировками (эти группировки тоже враждовали между собой), нарушавшееся то в одну, то в другую сторону.

В целом три политических варианта развития Руси были следующими: в Новгороде верх брала республиканская тенденция («город-государство»), близкая аналогичной тенденции в богатых торговых городах Северной Европы; во Владимире - тенденция к единоличной власти князя; в Галиче - тенденция к совместному княжеско-боярскому правлению.

Вопрос о том, по какому пути пойдёт новое возможное объединение русских земель (или из них образуются несколько самостоятельных государств, идущих собственным путём) вплоть до середины XIII в. оставался открытым. Но во всех трёх вариантах пока не обнаруживалось сколько-нибудь серьёзных отличий от аналогичных процессов политической раздробленности в большинстве европейских государств, включая ближайших западных соседей Руси - Венгрию, Польшу, Швецию.

Процессы централизации (объединения в единое государство) и децентрализации (самостоятельного существования отдельных земель и княжеств) имели место и на предыдущем этапе развития древнерусского общества, их соотношение во многом зависело от личности князя, оказавшегося на киевском престоле. Однако естественное увеличение числа князей вело к их стремлению закрепить за собой определённую территорию, а если она приносила хорошие доходы, то это стимулировало желание не отправлять налоги в Киев, а самим полностью ими распоряжаться.

Разногласия по этому вопросу привели к созыву в 1097 г. в г. Любеч съезда большинства Рюриковичей, которые приняли решение, что те княжества, где они сейчас правят, должны впредь передаваться ими по наследству собственным сыновьям. Тем самым было положено начало удельной системе, когда княжества стали считаться уделом (по сути, собственностью) отдельной княжеской фамилии.

Распад единого государства (что было типично и для государств Западной Европы) носил объективный характер, так как был вызван социально-экономическими процессами формирования, наряду с государственной (княжеской), и частновладельческой (вотчинной) земельной собственности. Стремление князей, правивших в отдельных землях, и бояр-вотчинников, составлявших высшую часть их дружин, сосредоточить в своих руках растущие - в условиях общего хозяйственного подъёма - доходы, побуждало их дистанциироваться от киевского князя, а последний не имел достаточной силы, чтобы, за исключением единичных случаев, хотя бы на время заставить их вновь подчиняться своей власти.

Отношения Руси с Византией и кочевниками

Отношения Византийской империи с её славянскими соседями носили весьма переменчивый характер, представляя сочетание торговли и культурных заимствований славян от более высокоразвитой Византии с бесконечными военными столкновениями, в которых, как правило, активной, нападающей стороной были именно славяне, искавшие в богатой Византии источник добычи.

Первые упоминания о походах восточных славян против Византии относятся к 60-м годам IX в., более подробные сведения имеются о походах киевских князей Олега, Игоря, Святослава. В этих походах успех, как правило, был на стороне славянских дружин. Заключаемые после походов договоры с Византией содержали ряд торговых и других привилегий для славян. Высокие боевые качества славянских воинов ценились византийскими императорами, охотно приглашавшими их на службу. Военные столкновения сменялись периодом мира, когда между двумя странами даже возникали своего рода союзы, направленные против кочевников и Персии (как это было в период правления княгини Ольги).

Однако, пожалуй, главным результатом взаимодействия с Византией стало постепенное вовлечение Руси в орбиту византийской культуры, приобщения к христианству и другим культурным традициям, на которых базировалось византийское общество (включая и античное наследие).

Окружавшие русские земли с востока и юго-востока степи были населены многочисленными, в основном тюркскими по этническому происхождению, кочевыми народами, Большинство кочевников находились на более низкой, по сравнению с Русью, ступени общественного развития, что проявлялось в отсутствии государственности.

Крупнейшими из племенных объединений, с которыми приходилось взаимодействовать Древнерусскому государству, были печенеги и половцы.

Отношения с кочевниками определялись тем, что нападения на русские земли, их ограбление, захват и продажа в рабство людей, были одним из основных видов доходов, извлекаемых кочевыми племенами.

Проблему прекращения печенежского натиска на русские земли удалось решить князю Ярославу I. В 1019 и 1034 гг. его дружинам удалось нанести тяжёлые поражения печенегам.

Половцы, вплоть до монгольского нашествия, были основным степным соседом Руси. Они во второй половине XI в. овладели практически всей евразийской степью: от Каспийского моря на востоке до Дуная на западе.

Несмотря на поражения, которые половцы терпели от русских дружин, свои набеги они возобновляли вновь и вновь. В условиях ослабления единого государства русские князья стали рассматривать половцев как эффективное военное средство достижения собственных династических целей. Поэтому они не только сами ходили на них походами, но и привлекали отдельных ханов для борьбы против своих соперников из числа таких же русских князей.

Участие половцев в междоусобной борьбе часто стоило русским землям лишних жертв и разрушений, подрывало авторитет княжеской власти и, в конечном итоге, ослабляло, а не усиливало русские княжества в случае столкновения с более мощным и враждебно настроенным противником, нежели половцы.