Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Алексеев А. П. Автобиография.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
726.02 Кб
Скачать

§ 2. Наша семья

Главой семьи был отец, Павел Федорович, 1883 года рождения, добрый человек и строгий хозяин. Был он невысокого роста, с рыжей бородкой, мозолистыми руками и с глазами разного цвета: один глаз был карий, другой – близко к голубому. Это разноцветие сильно бросалось в глаза незнакомым людям. Отец в свое время окончил гимназию, что тогда было редкостью, и считался во всей нашей округе грамотеем. Обычно к нему приходили люди за советом, написать заявление или прошение не только из близлежащих деревень, но и из отдаленных. У него был очень красивый почерк. Писал он всегда с нажимом, избегал излишних завитушек, строчки были ровные, интервалы между буквами одинаковые. Отец хорошо знал историю, географию, литературу, математику, постоянно следил за периодической литературой, выписывал много газет. В зимнее время по вечерам собирались мужики в одном из домов, чаще всего у нас, и вели беседы на житейские темы. Назревала коллективизация. В этих беседах лидирующая роль принадлежала отцу, т.к. по грамотности и эрудиции он был выше других. Сидя на печи, я вслушивался в их беседы, старался что–либо понять. Мне отец рассказывал много сказок, много говорил о классиках литературы, особенно о Пушкине, Крылове, Лермонтове, Толстом, наизусть читал «Бородино» Лермонтова и басни Крылова, рассказывал о войне 1812 г. и других исторических событиях и исторических лицах: Петре I, Ломоносове. Я поражался его знаниям и непременно задавал один и тот же вопрос: «Папа! Откуда ты все это знаешь?». «Из книг, сынок, из книг. Будешь много читать, и ты будешь много знать», - отвечал мне отец.

Может быть, эти его слова возбудили во мне жажду знаний.

Кроме работы в поле, в зимнее время он столярничал. У него был самодельный токарный станок по дереву и на нем он вытачивал изумительной красоты детали. Он делал шкафы, столы, стулья, кровати и даже кареты. Это было его хобби.

Отец долгие годы служил в армии, захватил конец русско-японской войны 1904-1905 гг. участвовал в первой мировой войне, был ранен в поясницу с повреждением позвоночника. Не обошла его стороной и гражданская война. В мирное время он служил в Орле. Весной 1937 г. отец заболел. Вначале думали крупозное воспаление легких. Оказался рак легкого. Все лето он не вставал с постели. Он отлично понимал безнадежность своего положения и за несколько дней до смерти позвал меня к себе и дал наказ: «быть честным, добросовестным, трудолюбивым, справедливым, всю жизнь говорить правду в глаза даже тому, кому она особенно неприятна, уметь отстаивать свою точку зрения, если ты прав, и уметь извиниться, если ты не прав и т.д.» Это была наша последняя беседа. Когда я отошел от отца, у меня побежали слезы, а над его словами я сильно задумался, хотя этот наказ не казался для меня новым. Эти заветы созрели в моем сознании намного раньше.

Умер отец 12 октября 1937 г. на 54 году жизни. Похоронен на кладбище в д. Падоры, где были похоронены все наши родственники до 1937 г. Сейчас на этом кладбище не сохранилось никаких следов захоронений наших предков.

Мать, Фекла Константиновна, 1882 года рождения, трудолюбивая, добрая душой женщина, стремившаяся всегда кому-то помочь. Она рано осталась без матери. Поэтому в детстве не знала материнской ласки, рано была приучена к уходу за младшими братьями и сестрами, рано познала непосильный физический труд. Для учебы у нее времени не было, да и мачеха этого не хотела. Поэтому мать была единственная неграмотная в большой семье деда, за что она всегда упрекала своего отца. В жизни пережила много лишений и невзгод: раннее сиротство, непосильный физический труд на протяжении всей жизни, раскулачивание и утрата всего нажитого, хождение по людям и чуть ли не бродяжничество в тридцатые годы, война и оккупация, смерть двух сыновей на войне. Всю свою жизнь работала день и ночь: на поле в сельском хозяйстве, на торфоразработках, на льнозаводе, на разработке карьера и многих других местах. Не имела ни выходных, ни отпусков, и за все за это не заработала даже пенсии. Во время моей службы в Советской Армии проживала вместе со мною в Ленинграде, Кировограде, Витебске.

Теперь, когда мы оказались в разных странах, я даже не представляю себе, как съездить на могилу и положить цветы (ред. – Эти строки писались тогда, когда существовала строгая граница между Беларусью и Россией, отсутствовало пригородное и автобусное сообщение).

Старший брат, Федор Павлович, 1906 года рождения. В детстве я его очень любил, и все время называл няней. Он рано женился, еще до призыва в армию, на своей двоюродной сестре Анне, дочери своего дяди Павла. Я не знаю, брак этот был по любви или по воле родителей, но с биологической точки зрения браки близких родственников имели нередко неблагоприятные последствия. Так оно и проявилось в данном случае. В 1928 или в 1929 г. его призвали в армию. Многих призванных в армию сыновей кулаков вскоре возвратили домой, но Федор как-то удержался. Служил он в Бобруйске. До призыва в армию Федя был первым помощником отца в ведении хозяйства. Какое он получил образование до армии, я не знаю, но в армии в 1938 году он носил два кубика и медицинскую эмблему, т.е. был фельдшером. В 1938 г. он поступил в Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова (г. Ленинград) и в 1943 г. окончил ее в Самарканде. Во время войны был старшим врачом полка, затем дивизионным врачом. После войны заболел туберкулезом легких, лечился в клинике Военно-медицинской академии. Лечение не оказало положительного действия. В начале 1947 г. комиссован, уволен из рядов армии, а 3 апреля 1947 г. умер. Последнее место его службы - г. Рига. Похоронен в г. Демидове рядом с могилой дяди (в общей ограде). Когда Федя служил срочную службу, его семья жила с нами в общей хате, затем переехала в Бобруйск, позже в Ленинград. Во время войны жили в Самарканде, а когда он ушел на фронт - в Ленинск-Кузнецке. После войны - в Риге. После похорон его жена Нюра купила маленький дом в Демидове, в котором живет и поныне.

Средний брат, Гриша, 1914 года рождения, был очень озорной, учился с ленцой, любил попроказничать, за что ему часто попадало от отца и старшего брата. Жизнь сложилась так, что в 16 лет он вынужден был покинуть родной очаг, уехать в Ленинград и полностью перейти на самостоятельную жизнь. Чуть позже он переехал в Витебск и работал вместе с отцом вначале на лесосплаве, а затем на строительстве завода в поселке Руба. Мой отец, брат, дядя Филипп и еще несколько семей являются первыми семьями, заложившими первые камни в строительство известкового завода в поселке Руба, воткнули первый штык лопаты в будущий карьер. Первоначально мы жили в палатке, к 7 ноября было построено первое деревянное одноэтажное общежитие, и мы получили одну комнатушку на две семьи. В 1932 г. Гриша в Рубе во время земляных работ потерял правый глаз, чуть позже переболел брюшным тифом в очень тяжелой форме, который осложнился нефритом. В 1933 или 1934 г. брат снова уехал в Ленинград, где работал до войны рабочим, испытывал большие материальные трудности, а во время блокады Ленинграда умер голодной смертью в феврале 1942 г. Дата смерти и место захоронения неизвестны.