Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на вопросы к экзамену.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
743.42 Кб
Скачать

Ответы на вопросы к экзамену

по словообразованию и морфемике.

1. Словообразование и морфемика как языковедческие дисциплины.

Предмет словообразования и морфемики.

Морфемика – 1) это раздел языкознания, изучающий систему минимальных, далее неделимых значимых единиц языка – морфем, а также морфемную структуру слов и их грамматических разновидностей (словоформ) и 2) система морфем конкретного языка в их взаимодействии.

При описании морфемного строя языка исследуются функции морфем, особенности значения морфем, их формальная структура, общие закономерности сочетаемости морфем в составе слова.

Задачи морфемного анализа конкретного слова заключаются в выяснении, членимо ли данное слово, определении границ между морфемами, выявлении типа каждой из морфем и установлении функциональных связей между морфемами в рамках морфемной структуры слова.

Морфемика позволяет получить сведения о строении слова, широко используемые в словообразовании и морфологии. Становление морфемики как особой лингвистической дисциплины стало возможным благодаря исследованиям основателя Казанской лингвистической школы И.А. Бодуэна де Куртенэ, который в 1881 г. ввел в научный оборот понятие морфемы, а также трудам В.А. Богородицкого, Г.О. Винокура, Н.М. Шанского, Е.А. Земской, В.В. Лопатина, И.С. Улуханова, Е.С. Кубряковой, М.В. Панова, А.Н. Тихонова и других отечественных ученых. Выделение морфемики в самостоятельный (хотя и тесно связанный со словообразованием и морфологией) раздел языкознания произошло лишь во второй половине XX столетия. Так, в академической «Грамматике современного русского литературного языка» (М., 1970) впервые в русистике основные сведения по морфемике были представлены в самостоятельной главе.

Словообразование также понимается в двух смыслах: 1) это раздел языкознания, который изучает способы и правила образования слов и 2) образование новых слов на базе имеющихся однокоренных с помощью служебных морфем, путём перехода из одной части речи в другую, путём лексикализации словосочетаний1 и др. способами. Для обозначения данной дисциплины и процесса образования слов нередко используется другой термин – деривация (лат. derivatio – образование).

Как самостоятельный раздел, изучающий словообразовательный строй языка, словообразование в русском языкознании сложилось сравнительно недавно. В самостоятельную область знаний оно выделилось в последние десять-пятнадцать лет. Термин «словообразование» иногда используется и для обозначения слово­образовательной системы, свойственной данному языку.

Итак, словообразование современного русского языка – сравнительно молодая отрасль языкознания. Важную роль в ее становлении сыграли исследования Ф.Ф. Фортунатова, разграничившего формы словоизменения и словообразования. Большое значение для развития теории и практики словообразовательного анализа имели труды В.А. Богородицкого, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова. Анализ словообразовательных отношений между словами лишь в 50-е годы XX в. (см. работы Н.М. Шанского) был четко отграничен как от этимологического, так и от морфемного анализа слова.

Словообразовательная система русского языка в настоящее время изучается как с позиций словообразовательного анализа, так и в плане синтеза словообразовательных отношений.

Словообразовательный анализ – наиболее активно разрабатываемое (и, можно сказать, уже традиционное) направление изучения строения русского слова. В ходе синхронного словообразовательного анализа описывается структура производных слов, определяется способ их образования, устанавливаются их формально-семантические связи с родственными словами. Исчерпывающий анализ русской словообразовательной системы на материале самых полных словарей русского языка представлен в академической «Русской грамматике» (М., 1980. Т. 1. Авторы раздела – В.В. Лопатин и И.С. Улуханов) и в «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова (М., 1985).

Что касается словообразовательного синтеза, то это относительно новое, выделившееся в 70-е годы XX в. (см. исследования И.Г. Милославского) направление в изучении словообразовательных отношений. Словообразовательный синтез опирается на выводы и положения словообразовательного анализа: используются такие понятия, разработанные в рамках аналитического направления, как «морфема», «производность», «производное слово» и др.

Однако по своим целям словообразовательный синтез отчетливо противопоставлен анализу. Основные задачи научных исследований с позиций словообразовательного синтеза таковы:

1) определение правил толкования значений членимых слов с опорой на представления о семантике морфем, составляющих то или иное слово; в частности, толкование лексического значения глагола прибежать 'достигнуть какого-л. места бегом' непосредственно вытекает из толкования значений входящих в него морфем: корня беж- (характеризующего такие, например, слова, как бежать, бегать, бегун, бег, и имеющего значение 'двигаться быстро, резко отталкиваясь ногами от земли') и префикса при- (имеющего значение приближения к какому-либо пространственному ориентиру: привезти, приплыть и т. п.);

2) установление закономерностей выбора конкретного словообразовательного средства, используемого при образовании того или иного производного слова с определенным (заданным) словообразовательным значением (например, глаголов, передающих значение начала действия: за-петъ, по-бежать, воз-ненавидетъ, раз-рыдатъ-ся и др.).

К настоящему времени задачи словообразовательного синтеза решены еще не в полном объеме; есть, как показывают специальные исследования, и неразрешимые для современного состояния науки проблемы словообразовательного синтеза. Поэтому в учебной литературе система русского словообразования по традиции более подробно рассматривается с точки зрения анализа, а не синтеза.

2. Словообразование в его отношении к морфологии и лексикологии. Становление словообразования как самостоятельного раздела грамматики русского языка.

Словообразование как особый раздел языкознания стало складываться в 40-50-е годы нашего века, прежде всего благодаря трудам В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.И. Смирницкого. Уже в те годы начали разрабатываться некоторые важные проблемы общей теории синхронного словообразования: место словообразования в ряду лингвистических дисциплин, проблемы членимости слова, принципы установления отношений синхронной производности, своеобразие семантики и строения производных слов разных частей речи.

Традиционно словообразование изучали в составе морфологии. В.А. Богородицкий (1857-1941) определил морфологию как учение о частях речи в отношении словообразования и словоизменения.

Морфологию и словообразование объединяет то, что средством выражения в них являются морфемы. Кроме того, по морфеме можно узнать, к какой части речи относится слово, в состав которого она входит. Сходны по сути словообразовательное и грамматическое значения слова: оно принадлежит не одной единице, а многим. Например, в словах чита-тель, води-тель, писа-тель и др. суффикс -тель имеет значение 'лицо, которое совершает действие, названное мотивирующим глаголом'. Однако, между названными значениями есть и существенное различие, которое было подмечено В.В. Виноградовым. Он писал: «Степень обобщенности словообразовательного значения никогда в русском языке не достигает степени абстракции соответствующей грамматической категории».

В.В. Виноградов определил границу между морфологией и словообразованием следующим образом: различие между разделами заключается в том, что в морфологии изучается формообразование, а в словообразовании – образование слов. С ним согласен Л.В. Щерба, который говорил, что с одной стороны рассматриваются формы слова, с другой – производные слова. Но здесь имеется много спорных вопросов. В частности, Ф.Ф. Фортунатов считал, что такая морфологическая категория, как категория числа должна относиться к словообразованию, а не к морфологии, потому что лексическое значение слов единственного и множественного числа значительно отличаются друг от друга.

В результате исследований в области словообразования в начале XX в. А.М. Шахматов счёл возможным выделить словообразование в отдельный раздел языкознания. Это повлекло за собой необходимость ответа на вопрос, куда следует отнести словообразование: к грамматике или к лексикологии. Вывести словообразование из состава грамматики Шахматов не решился. Границы словообразования как отдельного раздела так и не были определены.

Ряд лингвистов предложили отнести данный раздел к лексикологии. Два раздела объединяет то, что они работают на единой площадке: объектом их изучения является слово, его строение (семантическое и структурное). Кроме того, словообразование является базой для появления новых слов. На связь лексикологии и словообразования указывает также то, что деривационное значение относится к лексической части слова. Например: волк → волчонок 'детёныш волка'. Но словообразовательное значение более абстрактно и отмечается у целого ряда слов (ср. медвежонок, верблюжонок, зайчонок и т.д.), тогда как лексическое значение призвано дифференцировать слова, выделить слово среди других слов, выявить его «индувидуальность». Поэтому рациональнее отнести словообразование к грамматике, а не к лексикологии.

Окончательное выделение словообразования из морфологии и лексикологии произошло в 60-80-е годы. Наука о словообразовании стала самостоятельной лингвистической дисциплиной, имеющей свой объект исследования, свою методику анализа и систему понятий.