Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
реферат история1.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
469.5 Кб
Скачать

Без красот и функционально

Но их творения не удовлетворяли запросы массового общества XX века. А ему требовались промышленные сооружения, деловые центры и жилье, которые можно было строить дешево и быстро из стандартных элементов и панелей. Пионерами такого функционализма были Петер Беренс в Германии, создавший здание турбинного завода фирмы «AEG» в Берлине (1908-09)(приложения рис.5), и Отто Вагнер (1841-1918) и его последователи в Вене. Вагнеровское здание почтамта и сберкассы в Вене (1904-06) стало одним из первых образцов модернизма с использованием конструкций из стали и стекла. Радикальный венский архитектор и теоретик Адольф Лоос (Лоз), провозгласив, что «орнамент – это преступление», в экстремальной форме утверждал подчеркнутый аскетизм внешнего облика, после 1920 года ставший типичным для оформившегося в Западной Европе «движения модернизма». Среди родоначальников этого движения была голландская группа «Стиль», основанная в 1917 году. Здания ее архитекторов были в основном вариациями на тему кубических форм с гладкой плоской поверхностью, окрашенной в белый или основные цвета, с плоскими крышами и подчеркнуто горизонтальными линиями.

К схожей концепции пришел и более именитый швейцарский архитектор Шарль Эдуар Жаннере, известный как Ле Корбюзье (1887-1966). Он воплотил в чистом виде установку движения модернизма на освобождение архитектуры от орнаментальных элементов и сведение ее к простым геометрическим формам. В 20-е годы Ле Корбюзье построил целый ряд оказавших заметное влияние частных жилых домов, как, например, вилла Савой в Пуасси (Франция, 1927-31), поднятая на отдельные опоры-столбы так, что на уровне земли оставалось открытое пространство.

В 30-е годы, когда частные заказы были редки, Ле Корбюзье посвятил себя градостроительству. Он видел решение проблемы нехватки пространства и роста населения в строительстве «вверх».

Ле Корбюзье вдохновляло видение архитектуры как одной из ведущих сил в создании демократичного и рационального общества, свободного от хаоса и балласта прошлого. Похожие идеи «социального строительства» исповедовал «Баухауз», авторитетная школа дизайна в Веймаре (Германия), основанная Вальтером Гропиусом (1883-1969). В «Баухаузе», нацеленном на интеграцию искусства и архитектуры с достижениями техники и массового производства, преподавали как ведущие художники, так и архитекторы-модернисты, такие как Мис Ванн дер Роэ (1886-1969). Когда в 1925 году «Баухауз» переехал в Дессау, Гропиус сам спроектировал для него новое здание.

Самой влиятельной фигурой в архитектуре США в течение нескольких поколений был неукротимый Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959), начинавший под руководством Луиса Салливена. Разделяя некоторые принципы движения модернизма, Райт отвергал философию «коробочек на ходулях», а дар находить оригинальные решения и зрелищные эффекты возвысил его над школами и направлениями. Среди его ключевых работ можно назвать «дома в прерии», в которых он упразднил разделение пространства, утверждая, что изобрел «интерьер открытого плана», и снял все перегородки между жильем и окружающей средой. Его знаменитый «Дом над водопадом» (1936) в пенсильванском лесу выглядит почти как нагромождение скал. До конца жизни Райт активно творил, создавая такие смелые проекты, как Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (1956-59).

К 1932 году движение модернизма обрело широкую известность, а его характерный стиль стал называться «интернациональным». Но архитекторы-модернисты по-прежнему получали мало заказов, и 30-е годы оказались для них тяжелым периодом: Германия при нацистах и СССР вообще не признавали модернизм, а в остальном мире новое строительство было серьезно подорвано экономическим кризисом.

После второй мировой войны интернациональный стиль оказался вне конкуренции. Идеи Ле Корбюзье и его единомышленников отвечали духу времени, а огромный объем послевоенного строительства требовал простоты и использования сборных конструкций. В 1946 году Ле Корбюзье проектирует знаменитую «жилую единицу» – 337-этажный жилой комплекс на открытых опорах, с магазинами на средних этажах и садом, яслями, спортивным комплексом и кафе на крыше. Этот проект значительно усилил тенденцию к многоэтажному строительству в качестве решения ряда социальных и экономических проблем. В это время в США «правит бал» Мис Ванн дер Роэ, создавая одно за другим офисные здания обманчивой простоты. Их тут же взялись копировать во всем мире. Наибольшее влияние оказало здание компании «Сигрэм» в Нью-Йорке (1958, в соавторстве с Ф. Джонсоном)(приложения рис.4). Это безупречно пропорциональное здание из стекла и металла помещено на заднем плане открытого пространства, его бронзово-коричневые тона надолго установили моду в цветовых решениях.

Все новые и новые технологии находили воплощение в т. Н. геодезических куполах (решетчатых крышах из прозрачного плексигласа) и прочих чудесах, украсивших международные выставочные центры и стадионы. И все же к концу 60-х годов разочарование в интернациональном стиле стало явным.

Бесцветный бетон и техническое несовершенство привели общество к открытому недовольству модернизмом. Люди воспринимали эту архитектуру как холодную, тусклую и лишенную индивидуальности. Проектировщиков жилых массивов обвиняли в разрушении сложившихся общин и насильственной изоляции обитателей, а строителей офисных центров – в нарушении исторического облика городов. К началу 70-х некоторые постройки, ранее взятые за образец современной архитектуры, были забракованы и снесены.