Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гончаров История экономики России.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.93 Mб
Скачать

Вопросы для повторения

  1. Назовите основные предпосылки Петровских преобразований.

  2. Что вы знаете об особенностях мануфактурного периода в России?

  3. Как решались вопросы привлечения капиталов и рабочих рук при создании мануфактурного производства в России в первой четверти XVIII в.?

  4. Назовите типы мануфактур в период правления Петра I. Какие из них были крепостными?

  5. Какие категории крестьян времен Петра I вам известны? Что вы знаете о процессе закрепощения крестьян в первой четверти XVIII в.?

  6. Для чего были введены Указ о единонаследии и Табель о рангах?

  7. Когда и почему был ликвидирован институт «гостей»? Чем он был заменен?

  8. Что вы знаете о Таможенном тарифе 1724 г.?

  9. Расскажите об источниках пополнения государственной казны.

  10. Что вы знаете о денежной реформе Петра I?

Глава 5. Экономика россии во второй половине XVIII века

5.1. Развитие сельского хозяйства и промышленности.

5.2. Город. Торговля. Финансы.

5.1. Развитие сельского хозяйства и промышленности

Во второй половине XVIII в. территория России значительно расширилась за счет присоединения Северного Причерноморья, Приазовья, Крыма, Правобережной Украины, Белоруссии, земли между Днестром и Бугом, Курляндии и Литвы. Соответственно, увеличилось и население страны с 18 млн чел. в середине XVIII в. до 36 млн к концу столетия. Основная масса населения проживала в сельской местности. В городах проживало около 10 % населения страны.

Ведущей отраслью экономики России по-прежнему оставалось сельское хозяйство. С одной стороны, в деревне наблюдался рост крепостнических отношений вширь и вглубь, с другой — расширялась связь помещичьих и крестьянских хозяйств с рынком. Создание всероссийского рынка и участие страны в международной торговле привело к тому, что сельское хозяйство все больше втягивалось в рынок.

В поместьях ужесточалась эксплуатация крестьян. Это был наиболее привычный для помещика путь увеличения производства сельскохозяйственной продукции с целью продажи ее на рынке. Тем более что к 60-м гг. XVIII в. личная зависимость крестьян от помещика усилилась: в 1736 г. Анна Иоанновна разрешила последним определять меру наказания крепостному за побег; Елизавета Петровна в 1760 г. дала им право ссылать крестьян за провинности в Сибирь или отдавать их в рекруты. При Екатерине II были приняты законодательные акты, позволяющие говорить о том, что крепостное право в России достигло своего расцвета. В период с 1763 по 1767 г. своими указами она разрешила помещикам ссылать своих крестьян без суда и следствия в Сибирь на каторгу с зачетом этих крестьян как рекрутов и запретила подавать крестьянам жалобы императрице на своих помещиков. Кроме того, крестьяне должны были оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений. Помещик имел право продать крестьянина, проиграть в карты и безвинно наказывать.

Усиление крепостного права привело к Крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева в 1773—1775 гг., а после смерти Екатерины II к многочисленным крестьянским выступлениям. Павел I в апреле 1797 г. в «Манифесте о трехдневной барщине» рекомендовал помещикам использовать крестьянский труд не более трех дней в неделю и не занимать крестьян работами в выходные дни.

Усиление крепостного права было направлено на укрепление помещичьего хозяйства. Во второй половине XVIII в. окончательно определились регионы, где господствовала барщина (отработочная рента), а где — оброк (денежная или продуктовая рента). Барщина, доходившая до шести дней в неделю, была распространена в черноземных районах страны. В нечерноземных — помещики переводили крестьян на денежный оброк. Здесь широкое распространение получили промысловые занятия и отход крестьян на заработки. Это укрепляло связь помещичьего хозяйства с рынком.

В барщинных хозяйствах помещики, стремясь увеличить производство зерна на продажу, с 80-х гг. XVIII в. стали переводить крестьян на месячину. У крестьянина отбирали надел, заставляя работать на помещичьей земле, а за это он получал месячное содержание в виде натурального пайка. Крепостной превращался в раба. С середины до конца века размер денежного оброка вырос в среднем в пять раз.

Отдельные помещики шли по пути рационализации хозяйства, совершенствуя орудия труда и используя современные агротехнические приемы. В целях поддержки и популяризации подобных попыток в 1765 г. было создано дворянское «Вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроительства», которое стало издавать «Труды ВЭО». В них публиковалась информация о новых сельскохозяйственных орудиях труда, печатались советы по агротехнике, севообороту. Крепостное хозяйство стало использовать не свойственные ему формы и методы организации труда, что было одним из проявлений начавшегося разложения крепостнических производственных отношений. Но в целом агротехнический уровень продолжал оставаться рутинным, господствующей системой земледелия оставалось трехполье.

Крестьянское сословие делилось на две большие категории: помещичьи и государственные. Кроме того, существовали более мелкие категории крестьян: дворцовые, превратившиеся в царствование Павла I в удельных, посессионные и др. Категория государственных крестьян сформировалась из черносошных и «экономических». Последние вошли в состав государственных после 1764 г., когда Екатерина II провела секуляризацию церковных земель. Бывшие монастырские крестьяне были подчинены Коллегии экономики и стали называться «экономическими». К государственным крестьянам была отнесена и категория однодворцев — потомков детей боярских и других категорий служивых людей, наделенных землей и несших службу в районе засечных черт. Они были обложены подушной податью и должны были нести военную повинность на укрепленных линиях. К концу XVIII в. все крестьянское население стало податным, и на него распространились различные формы крепостничества и сословного неполноправия.

В этот период все сильнее проявлялись признаки имущественного расслоения крестьянства в зависимости от количества используемой земли, скота и т. д. Особенно была заметна разница среди государственных крестьян, где сформировалась зажиточная сельская верхушка. Она имела возможность закабалять обнищавших соседей.

Курс правительства на укрепление помещичьего хозяйства получил во второй половине XVIII в. законодательное оформление. 18 февраля 1762 г. Петр III «Манифестом о вольности дворянской» освободил дворян от обязательной службы. В связи с этим поместья окончательно потеряли условный характер и стали обычной частной собственностью, отчуждаемой и наследуемой независимо от службы. В 1785 г. Екатерина II издала «Жалованную грамоту дворянству» — «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», которая окончательно закрепила и оформила законодательно все сословные права и привилегии, полученные дворянством к этому времени: монопольное право собственности на крестьян и землю, свободу от подушной подати, телесных наказаний, рекрутской повинности, право уходить в любое время в отставку, право торговать и заводить мануфактуры. Дворянского звания и собственности нельзя было лишиться без дворянского суда, на местах можно было создавать дворянские собрания и т. д. «Жалованная грамота дворянству» закрепила и юридически оформила дворяновластие в России.

Екатерина II укрепила не только политические, но и экономические права дворян. В августе 1765 г. был издан Устав о винокурении, в соответствии с которым дворяне получили монопольное право винокурения, возможность производить водку и сдавать ее в государственные кабаки, что значительно повышало их доходы. Крупнейшими поставщиками водки среди дворян был граф А. Шувалов, отправлявший ее в 32 города, генерал-прокурор А. Глебов — в 30 городов, граф Н. Вяземский — в 11 и др.

Более активно, чем в сельское хозяйство, рыночная экономика проникала в промышленность. В конце века насчитывалось около двух тысяч мануфактур различного типа: казенных, вотчинных, купеческих и крестьянских.

Развитию промышленности в значительной степени способствовала экономическая политика, осуществляемая Екатериной II. С середины XVIII в. на смену господствовавшей ранее теории меркантилизма приходит концепция физиократов. Меркантилисты важнейшей задачей считали приоритет внешней торговли, для чего предлагалось поддерживать одни и ограничивать другие отрасли производства. Физиократы выдвигали идею абсолютной ценности частной собственности и свободной конкуренции.

Екатерина II провозгласила «занятие промыслами» доступным делом для каждого и высказала желание предоставить неограниченную свободу в их торговой и промышленной деятельности. В 1767 г. императрица высказалась против существования казенной монополии. В одном из своих указов по поводу казенной кожевенной фабрики она отмечала, что «никаких дел, касающихся до торговли и фабрик, не можно завести принуждением, а дешевизна родится только от великого числа продавцов и от вольного умножения товара». В 1775 г. был издан «Манифест о свободе предпринимательства», по которому Екатерина II разрешала всем желающим заниматься промышленной деятельностью. Это заметно ускорило развитие безуказных фабрик и заводов — заведенных без специального разрешения и основанных на наемном труде. В изданном в 1780 г. очередном указе Екатерина подтвердила свой курс в отношении частного предпринимательства: фабрики и мануфактуры предпринимателей были провозглашены полной собственностью, которой они могли распоряжаться по своему усмотрению, «не требуя никакого дозволения от начальства».

Вотчинная мануфактура господствовала в винокурении, занимала видное место в полотняной и суконной промышленности. На таких мануфактурах работали крепостные крестьяне, это было для них своеобразной барщиной. Часть работников переводилась помещиком на месячину или получала определенную денежную оплату. Результатом принудительного характера труда на этих мануфактурах были низкий уровень производительности труда и качества продукции. В итоге, несмотря на наличие собственного сырья, даровой рабочей силы, вотчинная мануфактура к концу XVIII в. не выдерживала конкуренции с мануфактурой, основанной на вольнонаемном труде, и ее удельный вес в промышленности страны значительно сократился.

В 1762 г. было запрещено покупать крепостных крестьян к заводам. В этом же году правительство прекратило приписку крестьян к предприятиям. Стал складываться рынок вольнонаемного труда.

Все больший удельный вес приобретала купеческая мануфактура, основанная на наемном труде. В легкой промышленности она господствовала к концу XVIII в. Ее интенсивное развитие было обусловлено тем, что оборот капиталов проходил значительно быстрее, чем в других отраслях промышленности. Наибольшее развитие получило полотняное производство. Производство полотняных изделий было проще, чем шерстяных, особенно суконных. Рынок предлагал в большом количестве сырье (пеньку и лен) и полуфабрикат (пряжу различных сортов и разного качества). Предприятия устанавливали прямые хозяйственные связи с деревней, давая заработок тысячам крестьян. При этом продукция фабрик не повторяла продукт деревенского ткачества и не вытесняла его.

Несколько иначе, чем в текстильном производстве, обстояло дело с развитием мануфактур тяжелой промышленности, где оборот капиталов был медленнее и для организации предприятий требовался больший первоначальный капитал. Большинство заводчиков не имели дворянского происхождения. Но в условиях феодально-крепостнического государства многие из них в XVIII в. получили дворянские звания. Демидовы и Строгановы стали дворянами в 1720-е гг. Во время правления Екатерины II дворянские звания получили Лазарев, происходивший из армянских купцов, бывший извозчик Турчанинов, а также Баташовы и Мосоловы, которые вышли из тульских кузнецов-оружейников. Они использовали труд приписных крестьян, и в этой отрасли практически не было купеческих мануфактур с наемным трудом. Вместе с тем если рассматривать здесь использование труда крепостных для обслуживания прямого или косвенного рыночного спроса, то можно говорить о некой ступени буржуазной эволюции предпринимательства в России.

В 1775 г. вышел указ, разрешивший крестьянскую промышленность. Крестьянские мануфактуры формировались, как правило, на основе кустарных мастерских. Владелец мануфактуры не обладал никакими средствами внеэкономического принуждения в отношении работавших. У него не было никаких прав и привилегий. Поэтому все работники были вольнонаемными. Но большинство из них были оброчными крепостными и платили оброк помещику, а государственные крестьяне — государству.

Нельзя не отметить, что крепостной крестьянин, для того чтобы создать собственное предприятие, прилагал недюжинные способности и упорство. Уплачивая помещику крупный оброк, крестьянин получал определенную свободу предпринимательской деятельности. С другой стороны, неограниченная власть над крепостным давала русскому дворянину возможность при необходимости отбирать у крестьян все, что те приобретали благодаря удачной конъюнктуре, сметливости или накопительству. На практике такой вариант был менее выгоден помещику. Чаще они не только терпели, но и поощряли хозяйственную инициативу крепостных. В конкурентной борьбе с гильдейским купечеством крестьянин также мог рассчитывать на поддержку господина. Вместе с тем фискальный интерес помещика заставлял крепостного предпринимателя прятать свой достаток. Неудивительно, что богатый крепостной старался порою жить беднее односельчан.

Взимание помещиками большого оброка с крестьян-предпринимателей задерживало накопление капиталов, расширение производства и его техническое оснащение. Создав мануфактуру, крестьянин не являлся ее собственником. Юридически владельцем был его помещик. Все сделки, связанные с поставкой сырья, оборудования, продажей продукции, заключались от имени помещика. Поэтому при благоприятных обстоятельствах крепостной владелец мануфактуры старался выкупиться на волю. Из крепостной крестьянской мануфактуры выросли крупные промышленные предприятия династий Морозовых, Гандуриных, Ямановских, Грачевых, Бутримовых и др.

Владелец мануфактуры из государственных крестьян стремился выйти из крестьянской общины и записаться в купеческое сословие. Но при этом ему до следующей ревизии приходилось платить двойные подати: и как крестьянину, и как купцу. Крупные же заводчики, в свою очередь, стремились войти в сословие дворян. Понятно, что эти процессы не способствовали формированию российской буржуазии.

Развитие мануфактурного производства свидетельствовало о том, что в России шел процесс складывания капиталистических производственных отношений. Но это проходило в крайне неблагоприятных условиях. Капиталистический уклад испытывал сильное влияние господствующего строя и сохранял ряд черт крепостнических отношений. Поэтому возможности для его утверждения и воздействия на экономику страны были весьма ограничены.

Развитие капиталистических отношений и формирование капиталистического уклада обнажали нараставшее противоречие между новыми производительными силами, требовавшими рынка вольнонаемной силы, и сохранением и распространением крепостнических отношений. Это оказало негативное воздействие на использование в производстве достижений российской технической мысли. Так, первая в мире универсальная паровая машина была изобретена И. Ползуновым за 20 лет до Д. Уатта. Токарный станок изобрел А. Нартов еще при Петре I, тогда как в Англии он появился только в конце XVIII в. На уральских заводах в первой четверти века применялись прокатные станы и валы. Однако широкое применение в производстве эти изобретения не получили. Господство крепостничества, общая рутинность хозяйства привели к тому, что в конце XVIII в. Россия начала отставать от государств Западной Европы, уже завершивших промышленный переворот.