Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Финансовые ресурсы государства.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
110.43 Кб
Скачать

3.2. Факторы роста финансовых ресурсов государства на современном этапе

Текущие темпы роста номинальных доходов населения составляют около 8% годовых (на октябрь), за первые 10 месяцев доходы выросли на 8.5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. К декабрю темпы роста номинальных доходов несколько замедлятся (до 6-7%) и чуть возрастут до 8-9% к марту. Но это номинальные доходы. С учетом инфляции значительно хуже.

На конец октября реальные доходы сократились на 0.5%, в ноябре падение уже на 1.5% (в соответствии с обновленными данными инфляции), в декабре падение ускорится до 3% (также, как в кризис 2008). По официальным данным Росстата, к концу ноября инфляция составляет уже 9.1% годовых. К концу декабря в лучшем случае 10.3%, но может быть хуже. К марту падение доходов может достичь 5%, что станет худшим показателем с кризиса 2008.

Собственно, ниже сравнение темпов изменения номинальных и реальных доходов населения (начиная с ноября мои оценки изменения доходов)

В государственном секторе среди большей части категории бюджетников и чиновников доходы (в первые 4 месяца 2015) либо сохраняться на уровне 2013, либо умеренно проиндексируются на 6-10%, что недостаточно для компенсации роста цен. В бюджете из-за стагнации экономики и выпадении нефтегазовых доходов просто нет денег для масштабных вливаний, ассигнаций и роста зарплат.14

В бизнесе настроения пессимистические и на фоне падения спроса и рентабельности бизнеса даже 5-7% номинального роста зарплат может быть успехом.

Кстати, есть однозначная корреляция между реальными доходами и расходами.

На графике реальные расходы населения из отчета по ВВП и реальные доходы (по моим расчетам, используя номинальные доходы и величину инфляции).

По расходам данные только за 2 квартал, но зная тенденции в доходах, то можно оценить потенциальное изменение расходов населения. Следуя выше проиллюстрированной корреляции, в первой половине 2015 может быть падение расходов населения на 5-7%. Настроения населения, в целом осторожно-подозрительное, что будет способствовать увеличению нормы сбережения, опасаясь увольнения и потери источника дохода.

Кредитование населения (как едва не основной драйвер увеличения потребительской активности последние 2 года) на декабрь этого года замедляется до 12-15% (в 2012 году было 45% роста, в 2013 около 30%). В первой половине 2015 кредитование может замедлиться до 5% роста.15

Тенденции дефляционные. Снижение темпов кредитования, увеличение нормы сбережения, крайне подавленный спрос. Это, кстати, ограничит разгул цен в 2015 году, т.е. выше 15-18% вряд ли инфляция поднимется.

России все активнее внедряются в бюджетный процесс финансовые инструменты и механизмы, ориентированные на реализацию обозначенных выше приоритетов государственной финансовой политики, такие как:

– применение бюджетных правил в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета;

– формирование расходов федерального бюджета в структуре государственных программ;

– привлечение значительных объемов государственных внутренних заимствований, нивелирующих рост расходов на обслуживание государственного долга.

Хотя первоначальный проект федерального бюджета на 2015 год и на плановый период был рассчитан на консервативной оценке основных макроэкономических показателей российской экономики, в сравнении и с показателями предыдущих бюджетов: замедлением экономического роста, более низким уровнем мировых цен на нефть, ослаблением курса рубля к доллару США и продолжением оттока капитала из страны. Реальная экономическая ситуация разрушила даже эти весьма консервативные прогнозы.

Сегодня при разработке проекта бюджета не была дана адекватная оценка вероятности негативных сценариев, которые смогли существенно увеличить риски для российской экономики. И поэтому в бюджете был снова реализован подход полной функциональной зависимости российской экономики от состояния внешних рынков сырья.

В последние годы потенциал роста России оценивался большинством экспертов в невысокие 2-3%, в 2013 году рост ВВП составил 1,3%, а его замедление в 2014 году было еще более значительно и рост составил всего 0,6%. В такой ситуации, по словам специалистов, вопросы о путях стимулирования экономики выходят на первый план.

Усложняющая экономическая и политическая обстановка неизбежно приведет к необходимости роста общественных, главным образом государственных финансов. На рост бюджетных расходов повлияет растущая потребность финансовых ресурсов на крупные инвестиции в модернизацию производств, в разработку новых технологий, в подготовку кадров. Иначе говоря, стимулирование экономики неизбежно должно стать затратным и для консолидированного бюджета страны.

Конечно, не следует упрощать проблему, сводя ее только к необходимости роста бюджетных расходов. Один из ключевых выборов, стоящих перед правительством, – это выбор политики, нацеленной на поддержание экономического роста за счет текущего потребления, или политики устойчивого роста, предполагающей пропорциональное распределение расходов между текущим потреблением и инвестициями в инфраструктуру («инвестиции в будущее»). Но, безусловно, сейчас время, когда мы больше должны думать о механизмах поддержки предложения.

Сейчас, когда государство ограничено в ресурсах, задачи развития все равно надо решать, но теперь уже в условиях санкций и, ориентируясь на программы импортозамещения. Понятно, что фискальное стимулирование имеет свои границы. Стимулируя спрос, мы не должны стимулировать пузыри активов, не должны стимулировать инфляцию.

Но когда мы говорим о государственном спросе, нужно помнить о том, что мы внедряем федеральную контрактную систему, а это правило организации этого спроса. Развитие импортозамещения – это тоже дополнительный спрос, который предъявляется на продукцию отечественных производителей.

Все меры поддержки экспорта – это тоже дополнительный спрос внешнего мира на продукцию наших предприятий. Текущую ситуацию важно использовать для оперативного наращивания отечественных производств, однако импортозамещение надо рассматривать как во многом вынужденную меру и не возводить его в ранг стратегии, мы не должны закрыться от глобальной конкуренции.

Безусловно, в условиях ограниченности государственных финансовых ресурсов, речь должна идти и о пересмотре механизмов финансирования бюджетных трат. К сожалению, и сегодня мы находимся на начальном этапе переформатирования бюджетных расходов из ведомственной структуры расходов в программную конфигурацию представления федерального бюджета.

Приходится констатировать, что полноценная система госпрограмм, позволяющая с помощью комплекса взаимосвязанных мероприятий и межотраслевого взаимодействия достигать поставленных целей и решать намеченные задачи, в настоящее время пока не сформировалась. Государственные целевые программы – это все еще, по сути, переформатированые под новые требования бюджетного процесса старые задачи старых целей и старых программ.

Проблема заключается в том, что переход к программному принципу предполагает необходимость изменения самой системы принятия решений, обеспечивающих реальную конкуренцию государственных программ. То есть более эффективные программы должны иметь право получать более увеличенное финансирование, поскольку дают результат. Менее эффективные программы, которые результата не дают, по идее, должны сворачиваться.

Безусловно, за последние несколько лет был достигнут определенный прогресс в выстраивании системы экономических правил: создали бюджетное правило, перешли к новым правилам организации государственных закупок по контрактной системе, в монетарной сфере практически перешли к таргетированию инфляции. Тем самым создаются предпосылки для достижения сбалансированности бюджета в долгосрочном периоде.

Но при этом координация этих правил – это проблема, которая еще ждет своего решения. Более того, внутри самих «правил» заложены определенные противоречия.

Так, влияние процесса замедления экономического роста и соответствующее замедление роста доходов бюджета через бюджетное правило активизирует его воздействие на изменение расходной части бюджета, существенно сдерживая их.

Если учесть, что определенная часть расходов экономики в рамках бюджетного правила искусственно затормаживается, то понятно, что при этом не только инфляционные процессы, но и экономический рост будут естественным путем замедляться.

В качестве своеобразного нивелирования этого влияния вводится общая установка о том, что на ближайшую перспективу основной источник повышения расходов бюджета – это источник, связанный не с абсолютным их увеличением, а с оптимизацией бюджетных расходов (как структурной, так и технологической) и повышением их эффективности.

Механизм резервного рубля как средство увеличения финансовых ресурсов страны. Для отечественной экономики интернационализация рубля несет с собой как выгоды, так и издержки. К наиболее очевидным преимуществам интернационализации рубля следует отнести следующие.

Самое главное позитивное следствие превращения рубля в резервную валюту - включение в процессы перераспределения глобального капитала . Иначе говоря, Россия будет регулярно получать значительный дополнительный приток долгосрочных инвестиции, а следовательно увеличивать объем финансовых ресурсов. Перераспределение глобального капитала между резервными валютами означает предоставление существенных преимуществ в глобальной конкурентной борьбе тем странам, которые эмитируют валюты, используемые глобальными инвесторами в качестве резервных. Эти преимущества реализуются в форме дополнительных ресурсов для развития предприятий данной страны, приобретения активов в других странах , для дополнительного роста благосостояния населения и т.д. Поэтому наличие у России валюты, рассматриваемой в качестве резервной, исключительно важно для повышения ее роли на мировой арене, устойчивого социально -экономического развития, роста жизненного уровня граждан.

Кроме того, следует отметить и другие важные позитивные следствия превращения рубля в резервную валюту. Минимизация издержек внешней торговли. В связи с переводом контрактов на рубли исчезают издержки обмена валют. Валютные риски для резидентов больше не существуют , что позволяет более обоснованно планировать инвестиции. Снижаются операционные издержки (связанные с валютными и хеджевыми операциями международными платежами и управлением счетами в различных валютах).

Транспарентность внешней торговли и конъюнктуры финансовых рынков. Цены становятся более прозрачными, поскольку контрагентам в рамках зоны влияния рубля их легче сравнивать, что способствует усилению конкуренции . Кроме того, повышается транспарентность ценообразования на финансовых рынках. При международном кредитовании и инвестировании в рублях приоритет получает оценка кредитного, а невалютного риска.

Снижение волатильности экспортных доходов. В настоящее время из - за того что экспортные контракты номинированы в долларах или евро , рублевая выручка зависит от колебаний обменных курсов . После перевода внешней торговли на рубли экспортные доходы стабилизируются, и, как следствие, волатильность экономического роста уменьшится. Кроме того, стабилизируются объемы торговли внутри зоны влияния рубля (в СНГ).

Увеличение размеров финансового сектора. Поскольку значительные объемы рублевых ресурсов будут храниться на счетах в российских банках , у них увеличатся рублевые пассивы. Приток капитала в страну для покупок резервов иностранными инвесторами заложит основу для роста иностранных обязательств и активов банковского сектора, номинированных в рублях.

Развитие рынка долгосрочных инструментов. Выбирая рубль в качестве резервной валюты, иностранные центральные банки будут заинтересованы в приобретении долгосрочных долговых обязательств с высоким кредитным рейтингом. Тем самым они будут способствовать формированию рынка для консервативных инвесторов и обеспечат спрос на долгосрочные инструменты , дефицит которых испытывает Россия .

Снижение издержек финансирования. Увеличение размеров банковского сектора приведет к появлению дисконта (отрицательной премии) за ликвидность. Благодаря притоку иностранного капитала снизятся процентные ставки на емком и ликвидном рублевом рынке.

Повышение устойчивости национальной экономики к внешним шока . Рост банковского сектора и укрепление рынка ценных бумаг будут способствовать большей стабильности национальной экономики. Исчезнут проблемы с текущим финансированием ее развития, что уменьшит уязвимость страны перед внешними шоками.

Финансирование дефицита торгового баланса. Облегчается покрытие гипотетического дефицита торгового баланса, поскольку потоки капитала номинированы в той же валюте, что и текущие платежи . Россия сможет беспрепятственно финансировать этот дефицит за счет выпуска рублевых долговых инструментов .

Минимизация издержек российских граждан, выезжающих за рубеж . При выезде за границу с туристическими или деловыми целями можно будет легко и с минимальными потерями на курсовой разнице обменивать рубль на местную валюту на наличном рынке стран - основных партнеров России . Кроме того , российские граждане , выступающие потребителями импортных товаров и услуг , получат дополнительную экономию при покупке этих товаров и услуг вследствие того факта , что курс рубля будет устойчиво укрепляться. В то же время статус резервной валюты несет с собой серьезные издержки. По этой причине ряд стран , включая Японию и Китай , не стимулируют или даже препятствуют распространению национальных валют за пределами своих экономик.

Главное негативное следствие получения рублем статуса резервной валюты-неизбежное укрепление курса рубля, ведущее к ослаблению конкурентных преимуществ российских товаропроизводителей. Следует также указать и другие негативные следствия получения рублем статуса резервной валюты.