Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Убийство с овобой жестокостью.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
58.7 Кб
Скачать

Глава 2. Практические аспекты уголовной ответственности за убийство совершенное с особой жестокостью

2.1. Объективные и субъективные признаки убийства совершенного с особой жестокостью

Объектом убийства являются общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации человеком естественного, подтвержденного международными и конституционными актами права на жизнь и обеспечивающие безопасность жизни. Уголовный закон в равной мере охраняет жизнь каждого лица независимо от состояния его здоровья, моральных свойств и т.д.

Момент окончания жизни определяется смертью человека. В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и принятым в ее развитие Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. N 950 "Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека", моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека).

Формально не отмененная, хотя фактически и утратившая силу в связи с изменениями законодательства Инструкция по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий, утвержденная Приказом Минздрава России от 4 марта 2003 г. N 73, также разграничивает смерть головного мозга и биологическую смерть как стадии процесса умирания.

Биологическая смерть человека устанавливается на основании наличия ранних и (или) поздних трупных изменений и характеризуется посмертными изменениями во всех органах и системах, которые носят постоянный, необратимый, трупный характер.

Смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех его функций, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких.

Установление факта смерти человека с позиций уголовно-правовой оценки содеянного является необходимым:

а) для квалификации убийства как оконченного преступления;

б) для отграничения правомерных случаев трансплантации органов и (или) тканей от убийства;

в) для квалификации как покушения на убийство действий, направленных на причинение смерти уже умершему человеку.

Объективная сторона убийства выражается деянием в форме действия или бездействия, последствий в виде наступления смерти и причинной связи между ними.

Как правило, убийство совершается путем активных физических действий, нарушающих анатомическую целостность органов и (или) тканей человека. В ситуации, когда умысел на убийство возникает у виновного непосредственно во время совершения иного преступления против здоровья потерпевшего и таким образом преступление, начатое как менее тяжкое, перерастает в более тяжкое, все содеянное охватывается составом убийства и не требует дополнительной квалификации по статьям об ответственности за преступления против здоровья.

Оконченным убийство признается в момент наступления смерти потерпевшего. Между деянием и последствием возможен промежуток во времени. При этом, значительный промежуток во времени, прошедший между умышленным причинением телесного повреждения и смертью потерпевшего, сам по себе не исключает возможности умысла виновного на лишение жизни потерпевшего.

Ответственность за убийство исключается, если между деянием виновного и наступившей смертью отсутствует причинная связь. Причинная связь - объективная, не зависящая от нашего сознания связь между двумя явлениями, одно из которых (деяние) предшествует другому (последствию) во времени и создает реальную возможность его наступления, являясь его необходимым условием.

Нанесение повреждений жизненно важным органам тела, которые, как правило, влекут гибель потерпевшего, но в конкретном случае не привели к смертельному исходу в силу случайного стечения обстоятельств, не зависевших от воли виновного, надлежит квалифицировать как покушение на убийство14. При этом покушение на убийство возможно лишь с прямым умыслом, т.е. когда содеянное свидетельствовало о том, что виновный осознавал общественную опасность своих действий (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления смерти другого человека и желал ее наступления, но смертельный исход не наступил по независящим от него обстоятельствам (ввиду активного сопротивления жертвы, вмешательства других лиц, своевременного оказания потерпевшему медицинской помощи и др.).

К объективным признакам особой жестокости, в частности при убийстве, следует относить:

1) способ убийства, при котором потерпевший испытывает длительные, сильные физические страдания;

2) обстановку убийства, в которой потерпевшему или его близким причиняются особые нравственные страдания;

3) иные объективные обстоятельства, свидетельствующие о проявлении виновным особой жестокости при совершении убийства15.

Помимо средств совершения преступления суды при характеристике особой жестокости акцентируют внимание и на орудиях совершения преступления, таких как металлическая монтировка, предварительно нагретый утюг, иглы, кирпич, нож и деревянный брусок, нож и вилка и др16. Безусловно, использование указанных орудий еще не свидетельствует о проявлении виновным особой жестокости, однако их применение при нанесении телесных повреждений потерпевшему с учетом количества, характера и локализации повреждений, поражающих свойств орудий, а также с учетом осознания содеянного виновным позволяет суду прийти к обоснованному выводу о наличии особой жестокости в действиях преступника.

Анализ приговоров показал, что хотя суды при вынесении решения не всегда связывают особую жестокость с признаками объективной стороны состава преступления, не указывают на иные обстоятельства, свидетельствующие о ее проявлении, однако нередко обосновывают установление особой жестокости через такие известные науке уголовного права признаки, как орудие, средство, место и время совершения преступления. Поэтому мы считаем, что иными обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении виновным особой жестокости, выступают именно перечисленные выше факультативные признаки объективной стороны состава преступления. Более того, на наш взгляд, для установления особой жестокости невозможно ограничиться только одним таким признаком, например местом совершения преступления, а необходим учет нескольких признаков или всей их совокупности. Так, средство или орудие, используемые при совершении преступления, характеризуют в свою очередь способ, с которым связывается особая жестокость. Место и (или) время совершения преступления предопределяют либо изолированно, либо в своем единстве обстановку совершения преступления, свидетельствующую об особой жестокости. Все это в очередной раз подтверждает многогранность проявлений особой жестокости с позиции объективных признаков состава преступления.

Таким образом, сквозь призму объективных признаков состава преступления особая жестокость и в науке уголовного права, и в правоприменительной практике связывается со способом и иногда с обстановкой совершения преступления. Однако часто упоминаемые иные обстоятельства, свидетельствующие о проявлении особой жестокости, остаются без должного внимания. Поскольку единственным основанием уголовной ответственности является наличие состава преступления, целесообразно относить к иным обстоятельствам такие факультативные признаки объективной стороны, как место, время совершения преступления, а также средства и орудия, используемые при его совершении. Данный подход будет способствовать единообразному рассмотрению уголовных дел, связанных с обвинением лица в совершении преступления с особой жестокостью, а также снимет спорные вопросы ее оценки в доктрине уголовного права.

С субъективной стороны убийство характеризуется только умыслом (прямым или косвенным). Виновный осознает общественную опасность деяния, направленного на лишение жизни другого человека, предвидит возможность или неизбежность наступления смерти и желает либо сознательно допускает или безразлично относится к возможной смерти потерпевшего.

Лицо, имевшее умысел на убийство определенного лица, по ошибке убившее другое лицо, несет ответственность за убийство17, поскольку ошибка субъекта преступления относительно фактических обстоятельств, не относящихся, помимо его воли, к составу данного преступления, не оказывает никакого влияния на форму вины. Такая ошибка не может устранить умышленной вины, так как для наличия умысла при убийстве необходимо предвидение, что от совершаемых действий может последовать смерть человека.

Особого внимания при квалификации заслуживает вопрос об отграничении убийства с косвенным умыслом от неосторожного причинения смерти, а также от случаев причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть18. В Постановлении Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1 "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)" указано, что при решении вопроса о направленности умысла виновного следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, способ и орудие преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранения жизненно важных органов человека), а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения. При определении содержания умысла виновного по делам о преступлениях против личности суд должен исходить не только из объяснений обвиняемого, но и из совокупности всех обстоятельств совершенного преступления.

Правильная уголовно-правовая оценка убийства предполагает точное установление факультативных признаков субъективной стороны (мотива, цели, эмоционального состояния виновного).

Субъективный предполагает умысел виновного на причинение особых нравственных или физических страданий потерпевшему либо третьим лицам.

Условно признаки, характеризующие особую жестокость убийства, можно разделить на следующие группы:

а) перед лишением жизни или в процессе совершения убийства к потерпевшему применялись пытки, истязания или совершалось глумление. При этом следует иметь в виду, что если пытки применялись с целью получения от потерпевшего каких-либо сведений, то причинение смерти в данной ситуации возможно и с косвенным умыслом;

б) убийство совершено способом, который заведомо для виновного связан с причинением потерпевшему особых страданий: нанесение большого количества прижизненных ранений, использование мучительно действующего яда, кислоты или других агрессивных веществ; причинение смерти путем применения огня, электротока бытового напряжения; закапывание заживо; замедленное утопление или удушение; причинение смерти путем лишения пищи или воды и т.п.

Вместе с тем факт множественности ранений сам по себе не является самостоятельным и достаточным признаком особой жестокости. Данное обстоятельство следует оценивать через призму субъективной стороны. Необходимо, чтобы при нанесении таких повреждений виновный преследовал цель причинения потерпевшему особых мучений либо страданий;

в) убийство совершено в присутствии близких потерпевшему лиц, если виновный сознавал, что своими действиями причиняет присутствующим либо жертве особые душевные страдания;

г) в целях продления мучений жертвы виновный, причинив опасное для жизни ранение, препятствует оказанию помощи умирающему.

Субъект убийства общий - физическое, вменяемое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста.

Таким образом, квалифицирующий признак, характеризующий субъективную сторону подобного рода убийства, присутствует лишь в тех случаях, когда виновный избирает конкретный, особо жестокий способ действий и осознает факт причинения другому человеку особых мучений и страданий ради достижения какой-либо цели или совершает действия, осуществляя которые субъект допускал или предвидел, что подобные последствия наступят. Поэтому не сам по себе объективно особо жестокий способ совершения преступления, а его сочетание с субъективными характеристиками личности виновного и особенностями его мотивационного процесса отягощают ответственность.

Если же виновный совершает преступление объективно особо жестоким способом и объективно причиняет потерпевшему особые страдания, но избирает данный способ совершения преступления в силу иных причин, допустим, из-за невозможности действовать иначе в данной конкретной ситуации, то применение п. "д" ч. 2 ст. 105 УК РФ исключается.

В силу этого особая жестокость как квалифицирующее обстоятельство убийства имеет место лишь в тех случаях, когда, во-первых, способ совершения преступления объективно является особо жестоким, мучительным и, во-вторых, виновный избирает такой способ совершения преступления и осознает в процессе совершения убийства, что причиняет этим потерпевшему особые мучения и страдания.