Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Подследственность.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
131.58 Кб
Скачать

2.2. Порядок передачи уголовных дел по подследственности

Вопрос об органах расследования и их компетенции относится к Общей части курса уголовного процесса (см. § 5—8 гл. 5 учебника). В качестве же общих ус­ловий расследования здесь выступают: а) правила выбора надлежащего органа в зависимости от признаков уголовного дела, или подследственность уголовных дел; б) принятие органом расследования дела к своему производству; в) взаимо­действие органов расследования между собой.

Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые по­зволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать. К органам расследования УПК относит следователя и дознавателя (п. 7, 41 ст. 5, ст. 38, 41). Однако правом проводить расследование наделены также руководитель следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39) и начальник подразделения дознания (ч. 2

ст 40[192]). Кроме того, органы дознания уполномочены осуществлять начальный этап расследования — неотложные следственные действия (ч. 3 ст. 40, ст. 157). Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом рассле­дования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отлича­ется от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа (субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК применительно к суду и к госу­дарству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст. 31—32) и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности1.

Правила подследственности непосредственно устанавливают надлежащие фор­му расследования и его субъекта, однако опосредованно это же должно обеспечивать быстроту и качество подготовки дела к судебному разбирательству. Правила подслед­ственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так они позво­ляют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подоб­ных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (за­конный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное наруше­ние правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа рас­следования, который, возможно, назначен ad hoc (лат. — специально для данного случая), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном процессе с принципом равенства сторон. Поэтому несоблюдение правил подследствен­ности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона (ст. 381) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7). Правила подследственности используются также для распределения дел внутри след­ственных подразделений и подразделений дознания.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подслед­ственности: предметную (родовую) — ст. 151 и территориальную (местную) — ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или допол­нениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу: а) особенно­стей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная, или лич­ная подследственность), б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность), в) исключительной компетенции того или иного органа уголов­ного преследования (универсальная подследственность)[193].

Предметная (родовая) подследственность определяется категорией (родом, ви­дом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от сте­пени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступ­ления по статьям Особенной части УК. По тяжким и особо тяжким преступлениям производится предварительное следствие, а по преступлениям небольшой или сред­ней тяжести может быть проведено дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК)7.

Большинство преступлений расследуется следователями и дознавателями орга­нов внутренних дел (см. п. 3 ч. 2 ст. 151). К предметной подследственности следова­телей следственного комитета при прокуратуре, как правило, относятся уголовные дела о преступлениях с особенно высокой степенью общественной опасности (убий­ство, похищение человека, изнасилование, терроризм и др. — см. подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи Федеральной службы безопасности производят предваритель­ное следствие по большинству преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и по некоторым другим преступлениям (см. п. 2 ч. 2 ст. 151). С учетом соответствующей сферы деятельности определяется предметная подслед­ственность и следователей (дознавателей) органов по контролю за оборотом наркоти­ческих средств и психотропных веществ, дознавателей органов пограничной служ­бы, службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 151).

Территориальная (местная) подследственность призвана разграничить компе­тенцию органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости от места совершения предполагаемого преступления (ст. 152). Это место определяется терри­торией, на которой совершено последнее деяние, охватываемое объективной сторо­ной состава преступления, вне зависимости от места наступления преступных по­следствий. Например, преступник в границах участка «А», расположенного на территории, закрепленной за одним органом расследования, произвел выстрел в по­страдавшего, который находился на участке «Б», включаемом в территорию другого такого же органа. Несмотря на место нахождения трупа пострадавшего на участке «Б», предварительное следствие должно производиться органом расследования, на тер­ритории которого находится участок «А». Распределение территории между одноимен­ными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными ак­тами с учетом административно-территориального деления.

В то же время в начале расследования территориальная подследственность устанавливается вероятно, прибли­зительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уголовное дело (или в который дело направлено прокурором). Если в дальнейшем будет установлено иное место окончания деяния, то дело может быть передано по подследственности.

Однако далеко не во всех случаях следы преступления, свидетели и сам обвиня­емый находятся в том районе, где совершено преступление. Поэтому в целях обеспе­чения полноты, объективности и быстроты расследования предусмотрены исключе­ния из общего правила территориальной подследственности. Для этого руководитель следственного органа или прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 3, 4 ст. 152).

Персональная (личная) подследственность уголовного дела устанавливает изъ­ятия из правил предметной подследственности в зависимости от признаков обвиня­емого или потерпевшего. Установлены два таких изъятия:

1. Из предметной подследственности дознания в пользу другой формы расследо­вания — предварительного следствия. Так, например, по делам невменяемых или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, де­лающее невозможным назначение или исполнение наказания, вне зависимости от ква­лификации деяния обязательно производство предварительного следствия, даже если по предметному признаку по делу должно было бы производиться дознание (ч. 1 ст. 434).

2. Из предметной подследственности любых других органов расследования в пользу следователей следственного комитета при прокуратуре по делам о пре­ступлениях, совершенных лицами, обладающими служебным иммунитетом (ст. 447), должностными лицами правоохранительных органов, военнослужащими, а также ли­цами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных ор­ганов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в распо­ложении соответствующего учреждения, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью (подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи следственного комитета при прокуратуре (военной) проводят дознание «вместо» командиров воинских частей соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов. Последние как орган дознания указаны в зако­не (п. 3 ч. 1 ст. 40), однако наделены правом производства только неотложных след­ственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 157). Персональная подследственность следственного комитета при прокуратуре как исключение из подследственности предметной не при­меняется лишь по четырем составам преступлений: государственная измена (ст. 275 УК), шпионаж (ст. 276 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Предварительное след­ствие по данным преступлениям проводят (по предметному признаку) следователи ФСБ, даже если обвиняемый является должностным лицом правоохранительного орга­на, военнослужащим и т.д. (ч. 4 ст. 151)8.

Альтернативная подследственность, или подследственность по связи дел до­пускает изъятия из предметной подследственности дела в пользу того органа предва­рительного следствия, который выявил соответствующее преступление и возбудил уголовное дело (ч. 5, 6 ст. 151). Это относится, например, к таким преступлениям, как квалифицированное мошенничество (ч. 2, 3 ст. 159 УК), незаконное ношение оружия (ч. 2, 3 ст. 222 УК), отказ от дачи показаний (ст. 308 УК), разглашение данных предва­рительного расследования (ст. 310 УК), злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК), дача взятки (ст. 291 УК) и др.

При конкуренции различных признаков подследственности решение о ее выборе принимает прокурор (ч. 8 ст. 151 УПК). При этом он руководствуется следующими общими правилами:

— при соединении различных дел приоритет имеет тот орган, к чьей предметной подследственности относится более тяжкое преступление;

— поэтому орган предварительного следствия, как правило, имеет преимуще­ство перед дознавателем;

— при конкуренции предметной и персональной подследственности приорите­том пользуется персональная, кроме случаев, прямо предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК;

— при конкуренции признаков альтернативной подследственности и персональ­ной последняя имеет большую силу.

Передача уголовного дела по подследственности регулируется ч. 3 ст. 146, п. 3 ст. 149; ч. 5 ст. 152; ст. 155. Уголовное дело передается по подследственности следо­вателем через руководителя следственного органа (который затем вправе направить его прокурору), а дознавателем или органом дознания — через прокурора. Споры о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151). Орган расследования, ус­тановив, что уголовное дело ему неподследственно, производит неотложные след­ственные действия, после чего передает дело руководителю следственного органа или прокурору для определения подследственности, о чем выносится мотивирован­ное постановление (приложение 17 к ст. 476 УПК). Прокурор вправе передать любое уголовное дело от органа дознания органу следствия (без соблюдения «дознаватель­ской» подследственности); он также может передать дело от любого органа предва­рительного расследования федерального органа исполнительной власти (при феде­ральном органе исполнительной власти) следователю следственного комитета при прокуратуре (п. 12 ч. 2 ст. 37). При этом распределение дел между следователями отно­сится к исключительной компетенции руководителя соответствующего следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39). Передавая дело от одного органа расследования другому, проку­рор и руководитель следственного органа обязаны соблюдать правила предметной и пер­сональной подследственности, кроме случаев передачи дела следователю прокуратуры (универсальная подследственность).