Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Преступления организованной группы.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
02.02.2020
Размер:
111.87 Кб
Скачать

1.2. Признаки объективной стороны преступления организованной группы.

В Уголовном кодексе РФ предпринята попытка сформулировать признаки организованной группы. Это имеет большое теоретическое и практическое значение, так как в нормах Особенной части УК совершение преступления организованной группой является квалифицирующим признаком, что влечет более строгое наказание. В отдельных составах преступлений этот признак указан отдельно (например, пункт «а» часть 4 статья 158 Уголовного Кодекса Российской Федерации - кража, совершенная организованной группой), а в других составах - совместно с другими видами преступных групп (например, пункт «ж» часть 2 статья 105 Уголовного Кодекса Российской Федерации – убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой).

В статье 35 УК РФ указаны четыре вида преступных групп: группа лиц, группа лиц по предварительному сговору, организованная группа и преступное сообщество (преступная организация). Работникам правоохранительных органов важно знать признаки организованной группы и чем этот вид преступной группы отличается от других - группы лиц и группы лиц по предварительному сговору, за совершение преступления в составе которых закон устанавливает меньшее наказание, чем за совершение преступления в составе организованной группы. Так, статья 35 УК РФ устанавливает, что "преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений"23.

Таким образом, закон, по существу, определяет только два признака организованной группы: первый - ее устойчивость и второй - целью объединения в группу является совершение одного или нескольких преступлений.

Однако указанных двух признаков организованной группы явно недостаточно, чтобы отграничить ее, например, от группы лиц по предварительному сговору, так как и та, и другая обладают определенной устойчивостью, объединились с целью совершения преступлений. К тому же в законодательном определении понятия организованной группы есть, как считают некоторые исследователи, существенное противоречие - не может быть устойчивой группа, если она объединилась для совершения только одного преступления, а затем распалась. В этом случае такую группу следует считать группой лиц, совершивших преступление по предварительному сговору.

Видимо, понимая трудности практических работников правоохранительных органов в определении организованной группы, Верховный Суд СССР, а затем и Верховный Суд РФ в соответствующих постановлениях Пленумов неоднократно пытались разрешить эту проблему. Так, одно из первых толкований признаков организованной группы было дано в ст. 8 Постановления Пленума Верховного Суда СССР N 12 от 30 ноября 1990 г. "О применении судами законодательства об ответственности за спекуляцию": "Под организованной группой... следует понимать устойчивое объединение двух или более лиц с целью спекуляции. Об устойчивости такой группы могут свидетельствовать, в частности, предварительное планирование преступных действий, подготовка средств реализации преступного замысла, подбор и вербовка соучастников, в том числе работников торговли, распределение ролей между ними, обеспечение мер по сокрытию преступлений, подчинение групповой дисциплине и указаниям организатора преступной группы"24.

Часть указанных признаков организованной группы (подготовка к совершению преступлений, распределение ролей, подчинение членов группы дисциплине и указаниям организатора) действительно можно отнести к признакам организованной группы. Что же касается подбора и вербовки соучастников, то это не может быть признаком организованной группы, так как ее состав стабилизировался и вхождение в нее новых членов, как и выход из группы, существенно затруднен.

Для сравнения скажем, что в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 25 апреля 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности" дается несколько иное понятие организованной группы и ее признаков: "Под организованной группой следует понимать устойчивую группу из двух или более лиц, объединенных умыслом на совершение одного или нескольких преступлений. Такая группа характеризуется, как правило, высоким уровнем организованности, планированием и тщательной подготовкой преступления, распределением ролей между соучастниками"25.

Аналогичная трактовка признаков организованной группы была сформулирована ранее в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 04 мая 1990 г. № 3 «О судебной практике по делам о вымогательстве» «под организованной группой, предусмотренной в качестве квалифицирующего признака вымогательства … следует понимать устойчивую группу из двух и более лиц, объединенных умыслом на совершение одного или нескольких преступлений. Как правило, такая группа тщательно готовит и планирует преступление, распределяет роли между соучастниками, оснащается технически и т.д.»26.

Это одна из первых попыток на уровне постановлений Пленумом Верховного Суда РФ, если не принимать во внимание постановления Пленума Верховного Суда СССР, сформулировать не только обязательные, но и факультативные признаки организованной преступной группы.

Эта попытка авторам Постановления не совсем удалась, но такие признаки, как планирование и подготовка к совершению преступлений, а также распределение ролей между членами групп, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ указаны обоснованно. Однако при этом упущены многие другие признаки, характерные для организованной группы. Попытка авторов Постановления раскрыть понятие организованной группы через такой признак, как "высокий уровень организованности" не удалась, так как "организованность" можно доказать только через более конкретные признаки группы.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ - N 1 от 17 января 1997 года "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" - была также предпринята попытка сформулировать признаки организованной группы. Обоснованно рассматривая банду как организованную устойчивую вооруженную группу из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации, Постановление Пленума Верховного Суда РФ указывает, что "об устойчивости банды могут свидетельствовать, в частности, такие признаки, как стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между ее членами, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность ее существования и количество совершенных преступлений"27.

В отличие от Постановления от 25 апреля 1995 г. № 5 и Постановления от 04 мая 1990 г. № 3 в этом Постановлении речь почему-то уже не идет о таких признаках организованной группы, как планирование и подготовка к совершению преступлений, а также распределение ролей между членами группы. И для практических работников правоохранительных органов, становится непонятным - учитывать ли эти два признака при квалификации группы как организованной или нет.

В рассматриваемом Постановлении содержится ряд спорных положений о признаках организованной группы. Так, если с указанием на такой признак, как стабильность состава преступной группы, можно согласиться, то с другим указанным в Постановлении признаком, таким, как" постоянство форм и методов преступной деятельности", очевидно нельзя соглашаться. Ведь организованная группа оказывается способной к использованию сложных способов совершения и сокрытия преступлений, к их постоянному изменению и совершенствованию.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ - N 1 от 17 января 1997 года указывается также такой признак организованной группы, как ее устойчивость, о которой свидетельствует длительность существования преступной группы и количество совершенных ею преступлений. Указанная позиция Верховного Суда РФ формируется из того, что устойчивость преступной группы проявляется прежде всего в постоянном совершении преступлений в одном и том же ее составе. Однако это положение Постановления в настоящее время противоречит норме уголовного закона, сформулированной в п. 3 ст. 35 УК РФ, о том, что организованная группа может быть создана и для совершения одного преступления.

Другая попытка сформулировать понятие и признаки организованной группы предпринята в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 1 от 27 января 1999 года "О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)". В Постановлении указывается, что "организованная группа - это группа из двух и более лиц, объединенных умыслом на совершение одного или нескольких убийств. Группа тщательно планирует преступление, заранее подготавливает орудия убийства, распределяет роли между участниками группы"28.

Приведенные понятие и признаки организованной группы, как и в предыдущих Постановлениях, также не полностью отражают ее суть и не позволяют отграничить ее от группы лиц по предварительному сговору (п. 2 ст. 35 УК РФ), так как планирование преступления, подготовка орудий преступления и распределение ролей между членами преступной группы может иметь место и при совершении преступления группой лиц по предварительному сговору. Рассматриваемое Постановление делает шаг назад в определении признаков организованной группы по сравнению с двумя выше проанализированными Постановлениями, так как не указывает на такой важный признак организованной группы, как устойчивость ее личного состава. Рассматривая Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 1 от 27 января 1999 года, следует отметить еще одну ошибку в понимании Верховным Судом РФ сути организованной группы. В указанном Постановлении рекомендуется судам: в случае "признания убийства совершенным организованной группой действия всех участников независимо от их роли в преступлении следует квалифицировать как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК РФ". Соисполнительство же характеризует преступление, совершаемое группой лиц или группой лиц по предварительному сговору, но никак не может быть распространено на организованную группу. Указанное Постановление свидетельствует, что Верховный Суд РФ пока стоит на весьма спорных позициях относительно научного понимания сущности и признаков организованной группы29.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ - N 6 от 10 февраля 2000 года "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" - правоприменителям предлагается еще один набор признаков организованной группы. Авторы Постановления указывают: "В соответствии с законом (статья 35 УК РФ) организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя".

Данную позицию о признаках организованной группы отразил и принятый взамен утратившему силу Постановлении Пленума Верховного Суда РФ - N 6 от 10 февраля 2000 года - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях"30.

Данные Постановления в отличие от предыдущих вводит новый признак организованной группы - наличие в группе организатора и руководителя. В этом случае Верховный Суд РФ высказал точную позицию. «Наличие в преступной группе лидера (организатора) является важным признаком организованной группы, так как только в преступных группах высокого психологического развития - организованных группах и преступных организациях - феномен лидерства представлен в его классическом виде. В этих группах лидер проходит путь от лица, обладающего склонностью к лидерству и проявляющего эти склонности от случая к случаю, к подлинному руководителю, организатору преступной группы».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ - N 29 от 27 декабря 2002 года "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" отменившее п. 4. Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 25 апреля 1995 года "О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности", в котором давались понятие и признаки организованной группы, рассмотренные нами выше, содержит новые указания о признаках организованной группы. "Организованная группа, - указывается в Постановлении, - характеризуется, в частности, устойчивостью, наличием в ее составе организатора (руководителя) и заранее разработанного плана совместной преступной деятельности, распределением функций между членами группы при подготовке к совершению преступления и осуществлении преступного умысла"31.

Анализируя данные Постановления Пленума Верховного Суда РФ, при всем многообразии подходов на признаки организованной группы, можно сделать выводы, что:

1) большинство Постановлений указывают на устойчивость как признак организованной группы.

2) на наличие организатора, руководителя как признак организованной группы указывают два Постановления.

3) осуществление планирования и подготовки преступления как признак организованной группы называют три Постановления.

4) распределение ролей при совершении преступления между членами группы как признак ее организованности указывается в четырех Постановлениях.

Именно эти четыре признака в целом более правильно раскрывают сущность организованной группы. Другие же признаки, которые также указываются в ряде проанализированных Постановлений: объединенность группы умыслом, высокий уровень организации группы, взаимосвязь и согласованность действий ее членов, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность существования и количество совершенных преступлений, - не могут рассматриваться в качестве самостоятельных признаков организованной группы. В таком виде действующие Постановления Пленума Верховного Суда РФ, в которых по-разному трактуются и разъясняются признаки организованной группы, оставлять нельзя - это создает для практических работников правоохранительных органов и суда дополнительные трудности при квалификации преступных групп как организованных.