Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kudryavtsev_V_N_Dashkov_G_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminologii_Predm.rtf
Скачиваний:
50
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
6.91 Mб
Скачать

§ 4. Принятие и исполнение решения

Каждый из рассмотренных выше типов механизмов преступного поведения включает в себя процесс принятия решений, относящихся к планируемому и совершаемому преступлению. Это — решения о цели, способе действий, месте и времени совершения преступления и т. д. Принципиальное значение имеет решение о том, следует ли вообще действовать в данной ситуации преступным путем; нередко это основное для субъекта решение не является явно выраженным (сформулированным) и совпадает с другими реше-

372

ниями. принимаемыми им в процессе формирования мотивов, целей и способов их достижения.

Особенности принятия решения преступниками изучены к настоящему времени главным образом в отношении лиц, совершивших наиболее опасные преступления. — убийства, разбойные нападения, хищения, а также тех лиц, действия которых привели к наступлению общественно опасных последствий по неосторожности. Исследования показали, что решение является тем важным элементом механизма преступного поведения, который в ряде случаев завершает формирование преступных намерений, сложившихся на основе рассмотренных выше дефектов потребностей, возможностей или ценностных ориентации, а иногда имеет и самостоятельное детерминирующее значение. Принятое решение: а) делает более определенным характер и содержание будущего поведения; б) изменяет характер взаимодействия личности и окружающей среды; в) повышает готовность личности к реализации избранного варианта поведения'4.

Случаи, когда принятию решения предшествует деформация потребностей, ценностных ориентации, правосознания или же конфликт потребностей и возможностей, были рассмотрены выше. В этих случаях решение по существу закрепляет уже сложившуюся тенденцию действовать преступным путем. Разумеется, и стадия решения не представляет собою автоматического процесса: под влиянием внешних и внутренних факторов (особенностей личности и данных внешней среды) субъект может отказаться от намерения совершить преступление, изменить его характер и направленность, пересмотреть свои цели и интересы. Тем не менее п рассмотренных типах механизма преступного поведения деформированные предшествующие звенья — потребности, возможности, ценностные ориентации — оказывают на решение значительное воздействие. Схематически это можно выразить следующим образом.

ЛИЧНОСТЬ

мотивация ^-варианты поведения в^-решение

I

внешняя среда

Рис. 8. Принятие решения

Давление искаженных потребностей, ценностных ориентации Или сложившейся конкретной жизненной ситуации в ряде преступлений столь велико, что только в 6,4% убийств и 4.1% разбойных нападений решения, принимавшиеся преступниками, более Или менее продуманы'3. 18,2% убийц расценивали ситуацию, приведшую к принятию ими решения о совершении преступления, как

373

безвыходную . О глубокой деформации ценностных ориентации преступников говорят следующие цифры: в 26,4% дел об убийстве и 23,3% дел о совершении разбойных нападений преступниками принимались «стандартные» решения, свойственные им по прежнему опыту в подобных ситуациях1 .

Рассмотрим разновидность механизма преступного поведения, когда предшествующие принятию решения элементы этого механизма не подвергались заметным деформациям: ни потребности, ни ценностные ориентации субъекта не отличаются чем-либо существенным от аналогичных свойств большинства граждан; нет и расхождения между потребностями и возможностями. Основа механизма этого, четвертого типа, лежит именно в звене принятия решения.

В каких случаях это может иметь место? Очевидно, в тех, когда процесс принятия решения страдает изъянами, происходит неправильно, не отражает реальной действительности достаточно адекватно и потому приводит к ошибочным выводам.

Для более подробного рассмотрения этого вопроса необходимо напомнить, что всякое решение есть результат выбора варианта поведения из нескольких возможных (существующих и предполагаемых) вариантов, причем этот выбор происходит на основе имеющейся у субъекта информации о данной ситуации и с учетом прогноза в развитии дальнейших событий. В связи с этим ясно, что дефектность решения может зависеть от многих факторов, в том числе: а) от недостатков внешней информации; б) от ограниченного представления о существующих вариантах поведениях и неверного прогноза; в) от нарушений психологического механизма выработки решения и др. Авторы, изучавшие эту проблему применительно к преступному поведению, указывают на следующие черты, общие для всех процессов принятия решений в механизме преступного поведения:

принятие такого решения в большинстве случаев происходит на усиленном эмоциональном фоне (волнение, страх и т.п.);

решения часто принимаются в стрессовых условиях и обладают особой значимостью для субъекта;

восприятие необходимой для решения информации является неполным, а ее анализ — искаженным;

отдельные элементы процесса принятия решения могут происходить в сфере подсознания и потому решение не всегда отчетливо.

Все эти особенности многократно усиливаются в следующих случаях, которые и можно отнести к механизму преступного поведения четвертого типа (дефектность принятия решения): а) при особой сложности или быстротечности ситуации; б) при аффективном поведении; в) при оказании сильного воздействия (принуждения) со стороны организаторов преступления и соучастников; г) при наличии психических аномалий.

Исслелования показывают, что сильное душевное волнение

374

резко нарушает процесс принятия решений. По данным Т. Г. Шав-гулидзе, 38,1% умышленных убийств были совершены в состоянии душевного волнения в том числе — 18,1% сильного волнения, а 15% —в состоянии аффекта. При этом «трудность обуздания импульсивных побуждений прямо пропорциональна интенсивности эмоций. Однако роль эмоций этим не ограничивается. Она оказывает воздействие на самый процесс и направленность деятельности индивида, в том числе на выбор шаблонов (стереотипов) поведения»'8.

Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности, нарушении самоконтроля, а следовательно, и процесса принятия решений. «Аффективное действие как бы вырывается у человека, а не вполне регулируется им»19.

Немалая часть преступлений со стороны лиц, нравственные и правовые навыки которых отличаются неустойчивостью, связана с воздействием соучастников, которое подчас принимает характер психического и физического принуждения (хотя и не образующего непреодолимой силы). Среди лиц, совершивших разбойные нападения, принятие решений под давлением группы преступников имело место в 41,1% случаев, среди убийц гораздо реже—9,1% дел °. Однако, если к этому добавить подстрекательство к преступлению, то проценты возрастут соответственно до 80,8% и 24,5%21.

Неправильная ориентировка в ситуации, искаженное восприятие происходящих событий, ошибочные прогнозы характерны для лиц, имеющих психические аномалии, не исключающие вменяемости. Таких лиц среди убийц — до 49%"". Неврозы, психопатия и психопатоподобные состояния вызывают неадекватную оценку действий других лиц (потерпевших), ограничивают возможности правильного выбора вариантов поведения.

Укажем, наконец, на то, что часто механизм принятия верных решений «не срабатывает» из-за сложной ситуации, в которой оказался действующий субъект. Это характерно, в частности, для случаев совершения преступлений по неосторожности. Известно, что неосторожное преступление всегда связано с принятием ошибочного решения, суть которого состоит в неверной оценке (отсутствии предвидения) реально грозящих вредных последствий. Анализ причин ошибок одной из разновидностей неосторожных преступлений — морских навигационных аварий — показал, что они состояли в следующем: недостаточное поступление информации (41% аварий), дефекты в личных качествах и поведении судоводителей (59%). В числе последних—ошибки в ориентировании (41%) и в прогнозе событий (26%) и принятие неадекватных решений (13%). Недостатки в исполнении правильных решений составили 15%"

Понятно, что ошибки, приводящие к совершению преступлений по неосторожности, связаны как с особенностями личности, так и

375

со свойствами ситуации совершения преступлений. Механизм преступного поведения в этих случаях практически начинается чуть ли не с последнего своего звена. Однако это не означает, что невозможна или бесцельна ранняя профилактика, направленная на улучшение процесса формирования личности. Дело в том, что если многим из лиц, совершивших неосторожные преступления, трудно предъявить упрек в антиобщественных намерениях или деформированных потребностях, но большей частью можно сказать, что их отличали чувства излишней самоуверенности, недостаточной внимательности, беспечного отношения к соблюдению существующих правил.

При исполнении принятого решения о преступном поведении в рассматриваемый механизм включаются дополнительные объективные и субъективные факторы.

К числу объективных факторов относятся прежде всего те свойства и обстоятельства внешней физической и социальной среды, которые облегчают или тормозят совершение преступных действий, ускоряют или отдаляют наступление преступного результата. К субъективным факторам относятся самооценка преступником своего поведения, предвидение их последствий и ожидание грозящей уголовной ответственности.

Под влиянием системы этих факторов, нередко противоречивой, субъект может отказаться от плана своих действии, изменить его, ускорить совершение преступления или, напротив, его отсрочить. Могут измениться и отдельные компоненты преступного поведения — интересы и потребности, выбор места и способа действий, оценка вероятности общественно опасных последствий и др.

В криминологических исследованиях и в практике борьбы с преступностью основное внимание на этапе исполнения преступления долгое время уделялось так называемым условиям, способствующим совершению преступления. Это организационные, технические, материальные и иные факторы и обстоятельства, которые создают для субъекта реальные — объективные и субъективные возможности осуществить преступное деяние и достичь намеченных результатов.

Анализ условий, способствующих совершению преступлений, целесообразно проводить применительно к разным видам преступной деятельности, так как они всегда специфичны: то, что способствует умышленному убийству, обычно не имеет непосредственного отношения к хищению социалистической собственности. Хотя условия, способствующие совершению преступления, объективно включаются в механизм преступного поведения только на его последнем этапе, субъективное представление об этих условиях (предвидение) может быть у преступника уже с начальных звеньев механизма совершения умышленного преступления. Более того, многие преступники заранее рассчитывают на факторы, которые должны им облегчить совершение задуманного.

376

т-

Завершая рассмотрение этого вопроса, приведем сводную схему четырех основных типов механизма преступного поведения, рассмотренных в настоящей главе (рис. 9). Из нее видно, что эти ме~ хйниз\:ы связаны с нарушением линии правомерного поведения человека на разных ее этапах: при формировании потребностей; при оценке и использовании возможностей; при действии системы ценностных ориентации; наконец — при принятии решений. С этими же этапами связана и организация предупредительной работы, цель которой состоит в том, чтобы не допустить деформации механизма поведения, предотвратив формирование преступных намерений и пресечь их осуществление.

Общая линия поведения

Потребности-

Возможности-

Деформации и типы механизмов

Искажение потребностей (1)

Ограничение возмож-" костей (2)

Ценностные ориентации-

I

Средства

I

Реш ен ия

Исполнение-

Искажение системы цен--•fc-ностей, дефекты правосознания (3)

^Применение незаконных средств

Ошибки в принятии решений (4)

Дефекты в исполнении

задуманного

Рис. 9. Основные элементы механизма преступного поведения и его варианты.

ПРИМЕЧАНИЯ