Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЗЛ экзамен 3 курс 6 семестр ННГУ
Скачиваний:
78
Добавлен:
17.06.2022
Размер:
3.16 Mб
Скачать

15. Поэтика романа э.Золя «Жерминаль»

Роман "Жерминаль"

«Карьера Ругонов»: рождение династии.

Этот роман — пролог эпопеи. Действие романа разворачивается в небольшом провинциальном городке Плассане, который является своеобразной моделью французского общества, пропитанного духом собственничества и бездушного мещанства. Время действия - 1851 год. В центре — события государственного переворота, осуществленного Луи Бонапартом и поддержанного местными лавочниками и буржуа.

В ретроспективе Золя излагает историю рода Ругон-Маккаров, Аделаида Фук, дочь богатого огородника, женщина со странностями, о кото-рои говорит, что она «не в своем уме», выходит замуж за простого крестьянина Ругона. Их сын Пьер Ругон положил качало ветви Ругонов. После скоропостижной смерти мужа Аделаида сходится с Маккаром, контрабандистом и пьяницей. У них рождается сын Антуап Маккар, положивший начало ветви Маккаров. Эта ветвь отмечена чертами «плохой наследственности». Переворот 2 декабря 1851 г., день рождения «эпохи безумия и позора», возвращает корону Бонапартам и кладет начало процветанию Ругонов. Симпатии и антипатии Золя в романе прослеживаются довольно четко. И режим Наполеона III, подавившего оппозицию «железной рукой», и «люди режима», аплодировавшие «порядку», вызывают у него отвращение. Писатель сочувствует восставшим и потерпевшим поражение республиканцам.

Эта тема будет продолжена и в последующих романах, одним из ключевых является "Жерминаль"(1885).

В 70—80-х гг. во Франции растет рабочее движение, усиливается стачечная борьба. Особое внимание общества привлекает тяжелое положение шахтеров. Стачка шахтеров в департаменте Нор в марте 1884 г. послужила прообразом событий, отображенных в романе. Золя лично посещает район забастовки, беседует с бастующими и хозяевами, интересуется объективными причинами снижения заработной платы. Собранные Золя материалы по изучению специальных работ экономистов и социологов насчитывают больше пятисот страниц.

Остросоциальная проблематика. Книга о шахтерах-углекопах.

Задача: “Я должен сойти в преисподнюю труда, найти там своих героев, в ту черную страну …, где люди теряют человеческий облик”.

Многие сравнивали “Жерминаль” с Адом Данте. Не первое обращение к жизни низов. Первым изобразил трагическую жизнь. Описание стихийного бунта, протеста (+роман “Западня”).

Название

“Голодные”, “Жизнь под землей”, “Кровавые всходы”. “Жерминаль” относит нас к весеннему месяцу по французскому революционному календарю.

В романе есть своя география и своя этнография, воспроизведение быта северных шахтерских поселков. Шахта Воре, о которой у Золя идет речь, вырисовывается ночью на черном небе серой массой сгрудившихся строений с возвышающимся силуэтом заводской трубы, штабелями бревен и горами угля. Но и за ее пределами тоже промышленный край. В этом промышленном краю живут династии промышленных рабочих. Такова семья Маэ. Сто шесть лет, пять поколении, работают они на одного и того же хозяина. Первый в этой династии пятнадцатилетним мальчишкой открыл уголь в округе. Но богатства забирает компания, а на его долю выпадает только честь назвать своим именем шахту. История семьи — история кровопролитной битвы человека и природы во славу капитала. Сын первого Маэ гибнет в шахте совсем молодым во время обвала. Двое его братьев и три сына сложили головы там же. Самый старший из Маэ - старик, прозванный «Бессмертным» за то, что несколько раз спасался от гибели и дожил до пятидесяти восьми лет.

Из романа видно, что Золя проявляет большое сочувствие к Маэ и его семье, которая, как и другие шахтеры, обитает в поселке Двухсот сорока. Угольная кампания гордится теми условиями, которые она предоставляет рабочим. На самом деле дома в поселке своим скучным однообразием напоминают казармы. Стены их так тонки, что слышен кашель соседа или его ссора с женой, а в шахтерской лавке продаются испорченные продукты. Золя не хочет сгущать краски. Семья Маэ живет даже лучше, чем другие семьи, но и эта жизнь ужасна. Жена Маэ к тридцати девяти годам выглядит старухой, измученная вечной нуждой и заботами о семерых детях. В младших Маэ отчетливо видны признаки вырождения. В шахте работают пять членов семьи, мать экономит каждое су, а денег все равно систематически не хватает. Золя рисует мрачную сцену возвращения рабочих с получкой после очередного снижения зарплаты: «По всему поселку раздался тот же вопль отчаяния и нищеты». Именно нищета толкает рабочих на восстание.

В него оказываются втянутыми не только шахтеры поселка, но и пришлый механик Этьен Лантье, нанимающийся на работу в шахту. Это сын прачки Жервезы из романа «Западня». В романе «Жерминаль» он главный герой повествования. Рассказ о событиях, происходящих в романе ведется от его лица. Этьен работает в бригаде Маэ и влюблен в его дочь Катрин. С образом Этьена Лантье тесно сплетены основные сюжетные линии романа — возникновение шахтерского бунта и любовная история Этьена и Катрин.

Герой: Этьен Лантье, который устраивается в угольную компанию. Оказывается в артели забойщика Майя. Автор дает картину глазами своего героя. Воссоздается атмосфера тяжелого труда за чудовищно-низкую плату. За эти деньги шахтеры голодают. У Золя землекоп низведен до уровня животного. Он поставлен в такие условия, что он вынужден довольствоваться только самыми примитивными биологическими инстинктами: еда.. Золя ставит социальную проблему: “Почему народолюбы не решают проблему, не хлопочут об участи таких людей”. Задача: вытащить человека из грязи. Золя провозглашает далеко идущие задачи своего труда. Экспериментальный роман Золя — научное исследование болезни, которую надо лечить. Золя подчеркивает 2 важных момента: крайнюю нужду и абсолютное бесправие, покорность, которая возмущает. Такой расклад вещей никто не желает оспорить. Гибель лошади: её мертвую поднимают с этой глубины на поверхность. Символическая сцена.Тема социальной несправедливости. Золя пытался этими реалистичными картинами вызвать в читателе чувство ужаса, жалости, сострадания к несчастным шахтерам и их семьям. Многими его роман был воспринят как призыв к протесту. Но сам он преследовал иную цель. Золя пытается прямой оценки избежать, но мы понимаем, что оценочность присутствует.

В начале романа Лантье приходит в поселок, а в конце покидает. Разворачивается его жизнь: участие в забастовке, кровавый бунт, катастрофа. Золя пытается столкнуть разные точки зрения на происходящее: Плюшар (марксист, интернационал) предлагает метод решения соц проблем. Тернер — реформистский бунт не приветствует. Общество должно постепенно меняется. сторонник бескровных изменений. Машинист Суварин — анархист, террорист, пропаганда действия, насилия. Наш герой между разными полярными точками зрения пытается определиться. Первоначально организованная идея протеста выходит из-под контроля. Бессознательное начало несоизмеримо с идеей. Золя как ученый фиксирует, как ведет себя бедный человек со своей правдой: как назревает восстание, как напитывается этот бунт, перерастает в откровенный погром-резню, когда “кирпичи против ружей”, Всплеск приводит к кровавым результатам. Чем страшнее нужда, чем тяжелее условия, тем сильнее протест. Лейтмотивный образ: образ зверя, который выпущен на свободу, а инстинкты ярости и дикости все поглощают вокруг и разрушают все на своем пути.

Мечтая о справедливости, Этьен берется за самообразование, становится свидетелем того, как стачку пытаются направить в нужную им сторону разные силы. Плюшар — марксист, профессиональный агитатор; Раснёр придерживается реформистских взглядов, содержит пивную, где проповедует свои взгляды; Суварин — поклонник Бакунина, мистик индивидуального насилия. Этьен приходит к выводу, что все они далеки от народной жизни. В итоге и сам он пытается возглавить бунтующих и даже сравнивается Золя с «апостолом», проповедником новой церкви. Многие из рабочих поверили в Этьена, но дальнейшее развитие событий показало, что бессознательный порыв в народном восстании несравнимо сильнее сознательного начала. Стихийность восстания неизбежно приводит его к поражению. Рабочие снова спускаются в шахты. Погиб Маэ. И многие семьи недосчитывают кормильцев, расстрелянных солдатами, детей, погибших от голода во время забастовок. На бывшего вожака Этьена обрушивается презрение толпы.

Создавая образ Этьена Лантье, Золя не порывает с теорией наследственности. Нервозность Аделаиды Маккар передается Этьену и выражается у него в приступах неудержимого гнева. Во время такого приладка он убивает своего соперника Шаваля: «Убийство стало для него непреодолимой физической потребностью. Оно надвигалось помимо его воли, побуждаемое наследственностью». Для Золя Этьен не только продукт своего отравленного алкоголем рода, но и той среды, куда он попадает; формально Этьен Лантье — вожак восстания; фактически он только его орудие: «... Его поднимала вместе со всеми товарищами какая-то сила! К тому же он никогда не руководил ими, сами они вели его, побуждая на такие поступки, которых он никогда бы не сделал, если бы на него не напирала сзади смятенная толпа».

Тройная катастрофа, пережитая Этьеном (поражение восстания, крушение на шахте, гибель Катрин), делает его лишним человеком — он стал другим и уже не сможет вновь приспособиться к обычному укладу жизни в Монсу. Не находя аргументов против Дарвина (и опровергая Маркса), Этьен вступает в противоречие с самим собой, готов признать себя «сильным». Однако стихия перечеркивает и эту иллюзию. Взвешивая на фоне происходящего различные способы утверждения справедливости и связывая эту справедливость с коллективизмом, Золя, пожалуй, приходит к выводу, что эволюция, прогресс не терпят ускорения, любых форм насильственного воздействия на них. Да, Вторая империя биологически нежизнеспособна и должна пасть, как некогда пала «великая язычница», римская империя.

Что же это за будущее, которое должно, в интерпретации Золя, прийти на смену христианской Европе? В «Жерминале» оно, как и во всем позднем творчестве Золя, представлено утопической верой в труд. «Кто не работает, тот не ест» — эти слова апостола Павла в романе относятся именно к работе эволюции, к биологической целесообразности. В настоящем же — выступают обвинением тем, кто без конца ест (завтрак Грегуаров, обед у Энбо).

Символично само название романа. «Жерминаль» — имя весеннего месяца по календарю Великой французской революции, месяца всходов (жерминаль, или март-апрель, — седьмой месяц по календарю революции 1789— 1794 гг.). Последняя страница книги бросает светлый луч на печальные события в поселке Двухсот сорока. Под ногами уходящего с шахты Этьена раздаются глухие удары кирки. «В пламенных лучах светила юным утром земля вынашивала в себе этот шум... и Этьен знал, что посев этот скоро должен пробить толщу земли».