Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ Microsoft Word (10).docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
49.44 Кб
Скачать

Права и свободы человека

Первая советская Конституция РСФСР 1918 г. не содержала в себе специального раздела, посвященного статусу граждан новой, Советской России. Только в главе 5 раздела 2 содержится достаточно скромный набор прав и свобод, не выделенных при этом в отдельную главу и адресованных не всем гражданам, а только «трудящимся».

Конституция, в основном, концентрировала внимание на обязанностях граждан, основная из них – труд. Ст.18 закрепляла: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!». Женский и мужской труд ничем не отличались, так как оба пола были уравнены, о чем речь пойдет дальше по тексту данной курсовой. Свобода как естественное условие равенства была отсечена в принципе.

В Конституции есть «право на жизнь» и «обязанность подчинения», вместе с тем, нет общепринятых свободы слова, печати, собраний, воинской повинности. Здесь закреплен принцип уравнительного распределения материальных и духовных благ, специально подчеркивая, что труд квалифицированный не дает никаких преимуществ в распределении благ перед трудом неквалифицированным.[]

Используя для классификации конституционных прав и свобод критерий однородности материального содержания, который позволяет отличать экономические права от политических и личных, можно отметить, что Конституция содержала в себе, прежде всего, политические права и свободы: свобода выражения мнений (ст. 14), свобода собраний (ст. 15), свобода союзов (ст. 16) и, конечно, избирательное право (раздел 4).

На первое место среди прав и свобод в ст. 13 гл. 5 раздела 2 Конституции поставлена свобода совести, которая обеспечивалась за трудящимися, а также свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды, которая признается за всеми гражданами. В этой же статье подтверждалось отделение церкви от государства и школы от церкви.

Нормы данной статьи вобрали в себя положения целого ряда актов первоначального периода становления Советского государства, основным среди которых являлся Декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах».

Исходя из анализа норм ст. 13 Конституции 1918 г., а также актов, выступивших в качестве ее правовых источников, и последующего советского конституционного законодательства, можно прийти к выводу, что в Советском государстве свобода совести и свобода вероисповедания практически совпадали, были тождественны. В советских конституциях 1970-х гг. прямо указывалось, что гражданам «гарантируется свобода совести, т. е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой» (ст. 52 Конституции СССР 1977 г., ст. 50 Конституции РСФСР 1978 г.). Таким образом, советские конституции с 1918 г. под свободой совести подразумевали право выбора религиозных убеждений – исповедовать какую-либо религию или же быть атеистом. При этом Советское государство, создавая видимость альтернативы в вопросе свободы вероисповедания, не скрывало своей антирелигиозной направленности, стремясь отделить граждан от религии, что оказалось гораздо сложнее, чем отделить церковь от государства и школу от церкви. Тем не менее, предпринимались все возможные меры для того, чтобы превратить советских граждан в атеистов.

Также, Конституция 1918 г. закрепила, что мужчины и женщины имеют равные права. Это было достижением пролетарской культуры. Впервые за историю России был закреплен конституционный принцип равенства двух полов, и это, несомненно, был шаг в освобождении, эмансипации женщины. Конституция России использовала преимущественно терминологию периода революционных преобразований. «Человек» как субъект права не был заявлен в Конституции 1918 г. «Гражданин», «трудящийся» - вот терминология конституционных норм первых послереволюционных лет. Эти конституционные понятия определили понимание меры свободы и равенства граждан в обществе. Гражданин имел те права, которое ему предоставило государство. Он имел те свободы, которые ему были определены. Исходя из представления пролетарского государства, мужчина и женщина имели одинаковый статус, они были равны. Они были «трудящимися» или в соответствии со ст. 7 Конституции 1918 г. - «трудящимися массами». Тендерная экспертиза этих конституционных положений дает основание для принципиального вывода: классовая идеология привела к обезличиванию человека, личности, в том числе и путем нивелировки тендерных характеристик.

Тендерные понятия также не чужды Конституции 1918 г. В разделе 4, озаглавленным «Активное и пассивное избирательное право», нет указания на пол. Есть лишь обобщающая формула «лица обоего пола». Право женщин избирать и быть избранным было традиционно по-шовинистически мужским. Женщины были допущены к избирательным урнам, могли быть избраны в органы власти. Но это допущение было принципиально по-новому пролетарским. По-новому пролетарским означало, что женщина должна была иметь одно единственное подтверждение своего права для участия в выборах – она должна была быть «единицей», занятой домашним хозяйством, и она должна была быть «единицей», обеспечивающей субъекту возможность производительного труда, т.е. два условия для участия в выборах были по-пролетарски обозначены и соединены с признаком женского пола. Таким образом, очень селективно, по пролетарски упрощенно были закреплены избирательные права женщин. Но это был большой шаг вперед.

По-особому решает Конституция вопрос о праве на образование. В середине 1918 г. страна, разоренная войной, режимом царского и Временного правительств, не имела материальных средств для развертывания широкой работы по просвещению. Еще труднее было найти необходимое количество преподавательских кадров. В стране вообще был невысок процент интеллигенции, к тому же отнюдь не все старые преподаватели хотели сотрудничать с Советской властью.

Советская власть провела полную перестройку школьного образования. Все учебные заведения были переданы в ведение государства, школа отделена от церкви. Вводилось совместное обучение мальчиков и девочек. 23 декабря 1917 г. страна перешла на новое русское правописание, облегчившее усвоение грамоты. Большая работа стала проводиться по ликвидации неграмотности и политическому просвещению взрослого населения. По всей стране возникли кружки ликвидации неграмотности, курсы, вечерние школы. Открывались новые библиотеки, читальни.

Статья 19 Конституции РСФСР предоставляла трудящимся право защищать революцию с оружием в руках. Закон подчеркивает, что это не обычное, а почетное право. Подчеркивается и другой момент - право носить оружие имеют только трудящиеся, нетрудовые элементы его лишены. Больше того, Конституция провозглашает "полное разоружение имущих классов". Характерно, что ст. 19 говорит не о мужчинах, а о трудящихся вообще. Она не лишает, следовательно, этого почетного права и женщин. На практике так и было. Многие женщины наряду с мужчинами служили в Красной Армии, некоторые отличились на фронтах гражданской войны.

Право носить оружие, как и все другие права советских граждан, не ограничивалось национальной принадлежностью. Трудящиеся всех народов и наций в равной мере могли участвовать в защите завоеваний революции. Красная Армия с самого начала была интернациональной.

Понимание свободы в Конституции 1918 г. шло через отрицание эксплуатации человека человеком. Это была суть пролетарского понимания свободы - свободы от эксплуатации. По сути, Конституция 1918 г. была антифеодальной, антикрепостнической, поскольку была направлена на преодоление зависимости человека, будь то мужчина или женщина, от тех, кто его угнетал. Не случайно идея равенства в Конституции 1918 г. имела строго идеологическое содержание. Она была наполнена идеей борьбы с эксплуатацией: «равны в свободе от эксплуатации граждане обоего пола».

Финансовая политика по Конституции 1918г.

Бюджетному праву был посвящен пятый раздел. В этом разделе Конституции определялись содержание и основные задачи финансовой политики Советского государства, основы бюджетного устройства. Принципиальные, коренные изменения содержания и роли финансов отразились в составе доходов и расходов государственного бюджета: увеличилась доля поступлений от государственных предприятий и имуществ и резко возросли затраты на финансирование народного х-ва и социально-культурных мероприятий при резком снижении военных расходов и платежей по государственному долгу. Были образованы двухмиллиардный фонд для оказания помощи национализированным предприятиям и миллиардный фонд для социалистических задач. Предусматривались крупные ассигнования на строительство оросительных систем, железнодорожных линий, электростанций в республиках Средней Азии, в Поволжье, Приуралье.

Также Конституция определила приоритетность целей государства над интересами собственников, и определила, что Всероссийский съезд Советов или Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов будет определять какие виды доходов и сборов будут входить в бюджет.