Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
laboratornaya_Sergushkin-1.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.06.2022
Размер:
98.87 Кб
Скачать

9. Африканская правовая семья.

1. Традиционно-обычные нормы;

2. Нормы принципы, привнесенные в период колониального господства законами и иными актами европейских государств;

3. Нормы общетерриториального права, создаваемые в результате проведения кодификации с учетом норм обычного права, а также утвердившихся НА европейских государства с приоритетными заимствованием норма английского права;

4. Нормы африканских межгосударственных объединений;

5. Нормы международного права.

Обычай – норма, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней людей, на основе неоднократного применения ее на практике, следовательно, многообразные обычаи различных племен, населяющих Африку (обычай не равен обычному праву).

Обычное право – совокупность норм, которые не устанавливаются ОГВ, а вырабатываются в течение длительного времени в какой-либо общественной среде и становятся юридическими, получив закрепление теми или иными способами со стороны государства.

Характерные особенности Африканского обычного права:

  1. Совокупность юридических правил, основанных на обычаях, НО вне юридических текстов и конструкций, отраженных в письменной форме;

  2. Право групп и общин, а не право индивидуумов – главный субъект права – община, племя, клан, семья, этническая группа – недостаточно внимания субъектинвым правам, акцент на обязанностях в рамках социальной общины; вне общины традиционное право не существует;

  3. Неразрывная связь правовых и моральных либо правовых и религиозных норм;

  4. Основанность на принципе добровольности исполнения ;

  5. Непрерывный и единообразный характер исполнения без каких-либо существенных отклонений.

Обычай (фомба) – занимает центральное место в традиционном африканском праве; характера религиозно-правового источника не имеет (как в мусульманском ли индусском праве); сфера действия постоянно ограничивается, оставляя в области регулирования только частно-правовые отношения, которые в силу национальной специфики не поддаются регулированию каким-либо иным инородным правом).

10. Смешанные правовые семьи.

В качестве основных источников права выступают законы, акты делегированного законодательства и подзаконные акты.

Судебная практика, обычай, доктрина и общеправовые принципы считаются, соответственно, не основными источниками права.

Систему источников права в постсоветских правовых системах возглавляет закон, что роднит эти правовые системы с романогерманским правом. Возглавляют систему законодательства конституции.

3. Особенности конкретной страны.

Правовая система Латвии.

Общая характеристика.

Латвия входит в романо-германскую правовую семью, занимая в ней своеобразное место. Нынешняя правовая система Латвии сформировалась на протяжении последних 150 лет под влиянием самых различных правовых культур: главным образом немецкой, дореволюционной русской, а также советской.

Латвия получила собственную государственность только в 1918 г., до этого страна принадлежала немецким рыцарским орденам (XIII - середина XVI в.), Швеции (середина XVI - начало XVIII в.), Российской империи. Некоторые части Латвии до конца XVIII в. входили в состав Польши.

Средневековое право местного населения Прибалтики не ушло дальше обычного. Немцы принесли с собой развитое право, создали законодательство, опиравшееся на принципы германского права. Эти законы действовали в той или иной мере вплоть до XIX в. Немцы также кодифицировали местное обычное право, приспособив его в качестве крестьянского. Вскоре по присоединении к России Остзейского края была осознана необходимость составления единого Гражданского уложения, могущего заменить собой бесконечно разнообразные законы: шведские, польские, германские и др. С 1728 г. созывается ряд комиссий, на которые возлагают эту задачу. Выполнить ее удалось лишь в XIX в., когда II Отделением Собственной Ее Императорского Величества Канцелярии был составлен местный Свод, третья часть которого охватывала собой гражданские законы. Окончательная переработка этой части была поручена профессору Дерптского университета Бунге. 12 ноября 1862 г. третий том "Свода местных узаконений губерний Остзейских" был утвержден и вступил в действие с 1 июля 1865 г.

В 1889 г. на Прибалтику было распространено действие судебных уставов России. Тем не менее в целом вплоть до 1917 г. в Прибалтийских губерниях продолжало действовать не общероссийское право, а Свод законов губерний Остзейских.

В 1915-1917 гг. территория Латвии, как и другие земли Прибалтики, была оккупирована немцами, которые ввели здесь в действие русское Уголовное уложение 1903 г. (так и не вступившее в силу в самой России, за исключением ряда статей). Это Уложение действовало в независимой Латвии вплоть до принятия собственного УК 1933 г. В 1930-егг. в Латвии была проведена кодификация гражданского права. Гражданский закон 1937 г., вступивший в силу с 1 января 1938 г. и считавшийся сугубо латвийским законодательным актом, был подготовлен на основе III тома вышеупомянутого Свода местных узаконений.

Поскольку большинство латвийских юристов межвоенного времени получило юридическое образование в царской России, влияние русской правовой мысли было преобладающим. Все преподавание права строилось на основе русских учебников и классических трудов, в том числе написанных русскими эмигрантами, жившими в Латвии. Развитие национальной правовой системы Латвии было прервано после установления здесь советской власти в июне 1940 г. Все местное законодательство было немедленно отменено. В ноябре 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР ввел в действие на территориях трех прибалтийских республик законодательство РСФСР и СССР: уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное, трудовое и семейное. Собственные кодексы в Латвии, так же как в Литве и Эстонии, были приняты только в 1960-е гг. Будучи вполне сформировавшейся буржуазной нацией к моменту включения в состав СССР, латыши всегда находились в оппозиции как к социалистическим ценностям, так и к советской государственно-правовой культуре. Латвийский менталитет, сформировавшийся главным образом под влиянием немецкой колонизации и шведского владычества, отличается законопослушностью, дисциплинированностью. Поэтому латыши считают себя вполне органичной частью западноевропейской правовой культуры.

В 1990 г., заявив о восстановлении своей независимости, Латвия начала самую радикальную ломку советской правовой системы. Из всех республик Союза Латвия стала единственной, которая пошла по пути реставрации досоветской правовой системы. Это выразилось прежде всего в том, что в 1992 г. были восстановлены в силе два главных акта Конституция 1922 г. и Гражданский закон 1937 г. Оба документа с точки зрения современных правовых реалий и юридической техники выглядят просто архаичными, однако для латвийского руководства важно их символическое значение как свидетельство непрерывности, преемственности латвийской государственности. В акты вносятся только самые необходимые изменения, например, Конституция 1922 г. дополнена отсутствовавшим ранее разделом о правах человека и нормами о Конституционном суде. Восстановление других досоветских законов часто имеет временный характер, они действуют до принятия нового законодательства. Несмотря на неприязнь к советскому праву, латвийская правовая система во многих отношениях все еще основана на его кодифицированном законодательстве. Так, по-прежнему действуют (с многочисленными поправками) советские УК, УПК. Поэтому современная правовая система Латвии оказалась как бы "разорванной": на уровне одних отраслей она все еще входит в "постсоветскую" группу романо-германской правовой семьи, а на уровне других - уже явно вышла из нее, заняв изолированное место в романо-германской правовой семье.

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Исторически частное право Латвии тяготеет к германскому типу.

Основу современного гражданского права Республики составляет Гражданский закон 1937 г., восстановленный в силе в 1992 г. (Закон "О Гражданском законе Латвийской Республики 1937 года" от 14 января 1992 г.) и действующий с рядом незначительных поправок. Как указывалось выше, он был составлен на основе третьего тома "Свода местных узаконений губерний Остзейских" 1862 г., вобравших в себя нормы немецкого, шведского, польского и местного обычного права. Многие положения Гражданского закона безнадежно устарели, поскольку воспроизводят социальные, хозяйственные, земельные отношения и семейно-бытовые устои межвоенной Латвии.

Гражданский закон состоит из Введения и четырех частей: 1) семейное право; 2) наследственное право; 3) вещное право; 4) обязательственное право. Каждая из частей делится на главы, некоторые из глав включают подразделы. Всего в Гражданском законе около 2400 статей. Многие частные вопросы гражданского оборота регламентируются им гораздо детальнее, чем ГК государств СНГ, немалое число норм носит явно казуистический характер. Во Введении содержатся главным образом положения, относящиеся к международному частному праву (коллизионные нормы).

В части, посвященной семейному праву, закрепляются институты помолвки, приданого, наряду с гражданским браком признается церковный. Причем за каждой конфессией (римско-католической, православной, старообрядческой, иудаистской и т.д.) признается право заключения брака по ее собственным правилам.

Весьма характерным является выделение в Гражданском законе в качестве самостоятельного института владения, которое поставлено на первое место в ряду вещных прав. Это соответствует романо-германской цивилистической традиции, не воспринятой в гражданском праве большинства государств СНГ. С исключительной подробностью Закон регулирует всевозможные виды городских и сельских сервитутов. Так же как и гражданские кодексы Франции и Германии, Гражданский закон относит к числу вещных прав залоговые права.

В отличие от наследственных и вещных, обязательственные отношения в Гражданском законе регулируются менее подробно, чем в ГК РФ и других государств - членов СНГ. Этот недостаток восполняется отдельными законами (например, в 1998 г. принят Закон о договоре страхования).

Самым радикальным изменениям в постсоветский период подверглись в Латвии аграрные отношения. Начало преобразований в сельском хозяйстве было объявлено постановлением Верховного Совета Латвии "Об аграрной реформе в Латвийской Республике" от 13 июня 1990 г. Оно определяло основные цели и содержание готовящейся реформы, которую предстояло осуществлять по трем направлениям: земельная реформа, реформа экономических отношений и реформа управления аграрной отраслью. 21 ноября 1990 г. принят Закон "О земельной реформе в сельской местности Латвийской Республики", предусматривающий постепенную приватизацию земли, которая должна способствовать перестройке правовых, социальных и экономических отношений на селе, восстановлению традиционного для Латвии уклада сельской жизни. Закон определяет порядок предоставления земли в пользование с правом наследования. Следующим шагом было принятие 21 июня 1991 г. второго основополагающего акта - Закона "О приватизации сельскохозяйственных предприятий и рыболовецких колхозов". Эти акты вместе с законами "О приватизации земли в сельской местности" от 9 июля 1992 г., "Об индивидуальном (семейном) предприятии, крестьянском хозяйстве и индивидуальной трудовой деятельности" от 8 января 1992 г., постановлением Совета Министров Латвийской Республики "О волостных сельскохозяйственных кооперативных товариществах (обществах)" от 26 октября 1992 г. заложили основы правовой базы реформы в сельском хозяйстве. Главной отправной точкой аграрной реформы в Латвии было приведение сельского хозяйства в состояние, существовавшее до 1940 г. В ходе приватизации на селе первостепенной задачей стал возврат земли и имущества бывшим собственникам. Эту задачу облегчило то, что к началу реформы в Латвии сохранились не только документы о собственности на землю и имущество, но и представления о прежних формах деятельности в сельском хозяйстве. Например, латвийские товарищества молокохозяев в настоящее время создаются по образцу товариществ, существовавших до 1940 г., причем те, кто имел в них тогда паи, теперь получают такое же количество паев без вложения каких-либо средств. Как и в межвоенный период, нынешние сельскохозяйственные кооперативные товарищества в Латвии представляют собой скорее кооперативные союзы и образуются по территориальному принципу в волостях. Курс на восстановление статус-кво в имущественных отношениях проводится и в других сферах, в частности жилищной (законы "О возвращении домовладений законным собственникам" от 30 октября 1991 г., "О квартирной собственности" от 28 сентября 1995 г., "О приватизации государственных жилых домов и жилых домов самоуправлений" от 21 июня 1995 г.).

В 1990-егг. принята также большая серия законов, направленных на создание современной правовой базы для развития предпринимательства, в том числе законы "О предпринимательской деятельности" от 26 сентября 1990 г., "Об акционерных обществах" от 5 декабря 1990 г., "Об ООО" от 23 января 1991 г., "Об иностранных инвестициях в Латвийской Республике" от 5 ноября 1991 г., "О биржах" от 28 января 1992 г., "О кредитных учреждениях" от 5 октября 1995 г., "О ценных бумагах" от 23 сентября 1995 г., "О несостоятельности предприятий и предпринимательских обществ" от 2 октября 1996 г., "О безопасности товаров и услуг и ответственности производителя и оказывающего услуги лица" от 8 октября 1996 г., "О конкуренции" от 8 июля 1997 г., "Об инвестиционных обществах" от 30 декабря 1997 г., "О гарантиях вкладов физических лиц" от 3 июня 1998 г., Патентный закон Латвии от 30 марта 1995 г. и др.

Формирование новой отрасли торгового права завершил в целом Коммерческий закон, принятый Сеймом 13 апреля 2000 г. Этот акт, являющийся по своей сути торговым кодексом, состоит из двух частей. Часть А "Общие правила коммерческой деятельности" содержит определения и общие положения о коммерсантах и коммерческой деятельности, коммерческом регистре, предприятии и филиале, прокуре и простой коммерческой доверенности, коммерческом агенте, маклере. Часть B "Коммерсанты" закрепляет и регулирует организационно-правовые формы предпринимательства в Латвии. К последним относятся: индивидуальный коммерсант, общество с полной ответственностью, коммандитное товарищество, товарищество капитала, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

В соответствии с новыми экономическими отношениями перестраиваются и другие отрасли права: трудовое право (Закон "О забастовках" от 12 мая 1998 г. и др.), право социального обеспечения (Закон "О частных пенсионных фондах" от 20 июня 1997 г.). Основным источником гражданского процессуального права является Гражданско-процессуальный закон от 3 ноября 1998 г., вступивший в силу с 1 марта 1999 г.

Уголовное право и процесс

В отличие от частного, уголовное и уголовно-процессуальное право Латвии сформировались под влиянием русского, а затем и советского законодательства, хотя в межвоенный период наблюдались заимствования и из других правовых систем. Временное правительство Латвии Законом от 6 декабря 1918 г. оставило в силе введенное немцами русское Уголовное уложение 1903 г. На территории Латвии также действовали уголовные законы Временного правительства России и с изменениями Военно-уголовный закон России 1896 г. С декабря 1919 г. по 1 августа 1933 г. в Уложение 1903 г. внесено около 40 изменений и дополнений. В 1927 г. Чрезвычайный закон предоставил правительству право создавать военно-полевые суды в мирное время. Уже в 1920 г. образована комиссия по выработке нового УК, в 1928 г. работа над проектом завершена, в 1930 г. он утвержден в Кабинете министров (в окончательном варианте - в 1933 г.) и вступил в силу с 1 августа 1933 г. Этот УК был переработкой Уложения 1903 г.; были также заимствования из уголовного права Германии и Италии (УК 1930 г.). Предусматривались меры общественной безопасности в духе социологической школы права. Самым тяжелым наказанием были каторжные работы (в том числе пожизненные). В новом УК был расширен круг политических преступлений, наказывались забастовки. После переворота 1934 г. принят ряд реакционных уголовных актов, в том числе Закон о порядке и общественной безопасности в стране, стали расширяться внесудебные репрессии 1938 г.

С 1940 по 1960 г. в Латвии действовали УК и УПК РСФСР, затем были приняты соответствующие кодексы Латвийской ССР, сохранившие силу и после провозглашения независимости (с многочисленными изменениями).

В настоящее время в Латвии действует Уголовный закон, принятый Сеймом 17 июня 1998 г. и обнародованный 8 июля 1998 г. Он состоит из Общей и Особенной частей, 25 глав и 356 статей. По содержанию и стилю латвийский Уголовный закон близок новым уголовным кодексам государств СНГ, хотя есть и существенные отличия. В частности, ст.7 подразделяет все преступные деяния на уголовные правонарушения и преступления. Преступления делятся на менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие. Уголовным правонарушением является деяние, за которое Уголовным законом предусмотрено лишение свободы на срок не более двух лет или более мягкое наказание.

В качестве основных наказаний Уголовный закон 1998 г. предусматривает: смертную казнь; лишение свободы; арест; принудительные работы; штраф. Осужденный может быть приговорен также к дополнительным наказаниям: конфискации имущества; выдворению из Латвийской Республики; штрафу; ограничению прав; полицейскому надзору. Согласно ст.37 Уголовного закона приговор к смертной казни - расстрелу возможен исключительно за убийство при особо отягчающих обстоятельствах. Максимальный срок лишения свободы - 20 лет; в предусмотренных Уголовным законом особых случаях может назначаться пожизненное заключение. В 1996 г. Латвия объявила о введении моратория на смертную казнь. В 1999 г. смертная казнь была отменена за все общеуголовные преступления. Основным источником уголовно-процессуального права по-прежнему остается УПК 1960 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями).