Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

751

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
4.01 Mб
Скачать

в конкуренции. Поэтому человеческий капитал в совокупном капитале постоянно растет.

Для достижения высокой конкурентоспособности нефтегазодобывающие компании активно занимаются отбором наиболее мотивированных и перспективных кандидатов. Внутри компании проводятся обучение, тренировка и переподготовка сотрудников.

Хорошие знания, опыт, инициативность, развитие творческого потенциала, большой интерес к общему делу и чувство ответственности каждого работника являются причинами высокой конкурентоспособности ведущих международных компаний, особенно высокотехнологичных. Поэтому необходимо создавать хорошие условия работы и оживлять интеллектуальных работников для того, чтобы повысить эффективность человеческих ресурсов. Современные нефтегазодобывающие компании должны понимать, что важнейшими конкурентными преимуществами являются увеличение и эффективное применение знаний работников, подготовка и переподготовка, повышение квалификации сотрудников.

Исходя из результатов исследования конкурентоспособности крупнейших нефтегазовых компаний мира, можно определить направления, которые повысят конкурентоспособность крупных нефтегазодобывающих компаний:

возрастание международного технологического сотрудничества в результате создания совместного предприятия с иностранным партнером;

введение плана высокопрофессиональной подготовки кадров в параметры лицензионных соглашений с ТНК;

совершенствование смежных секторов, которые включают нефте- и газохимию, электроэнергетику;

введение программы жесткого контроля над капитальными

иоперационными затратами, проведение консервативной финансовой политики, которая позволит обеспечить положительный денежный поток в условиях финансового кризиса.

191

Изучая современную конкурентоспособность нефтегазодобывающих компаний выявляется, что хорошая конкурентоспособность пропорциональна росту нематериальных активов, внутренней организационной культуры, хорошим знаниям, опыту, способности, а также брендам, лицензиям, патентам и другим отношениям, возникающим с клиентами, поставщиками, партнерами1. Внутренняя и внешняя ситуация на энергетическом рынке, геополитическое, научно-технологическое и макроэкономическое развитие страны оказывают большое влияние на подготовку кадров для нефтегазодобывающей отрасли.

Что касается интеллектуального капитала, то можно сказать, что только лишь его наличие не означает высокой конкурентоспособности компании. А все потому, что высокая конкурентоспособность отождествляется формируемой корпоративной культурой, возможностями и способностями сотрудников, внутрифирменным обменом информацией и коммуникационными каналами между сотрудниками.

Лидеры – талантливые, хорошо подготовленные – являются еще одним конкурирующим фактором нефтегазодобывающих компаний на мировом рынке, так как они могут создавать и реализовывать эффективные конкурентные стратегии, активно развивать компании, создавая в них новую структуру и внедряя самые новые технологии.

Для того чтобы правильно и точно оценивать конкурентоспособность крупных нефтегазодобывающих компаний, необходимо уточнять условия активности процесса интернационализации деятельности компаний, развития передовых инноваций и технологий и изменения в структуре фирмы мировой нефтегазодобывающей промышленности.

Немаловажным условием для достижения высокой международной конкурентоспособности является доступ к глобаль-

1 Витрик Н.Н. Современные тенденции в развитии нефтегазовых компаний // Нефтепромысловое дело. – 2012. – № 12. – С. 54–58.

192

ным источникам знаний и инноваций1. Следовательно, глобальная производственная система, лидерство по новейшим технологиям, совершенствование логистики, создание высокого качества и производительности труда обеспечивают конкурентоспособность нефтегазодобывающих компаний.

Еще одним конкурентным преимуществом является скорость в производственном процессе. Чтобы ускорить производственный процесс и усилить давление на конкурентов, необходимо, чтобы компании сокращали бюрократические ограничения и процедуры, создавали процесс, в котором участвуют несколько подразделений верхнего уровня, внедряли передовые технологии, меняли структуру и организацию производства.

Чтобы увеличить технологический уровень нефтегазовых компаний, необходимо создавать новую научно-техническую политику, которая основывается на определенных принципах:

направленность на крупномасштабное внедрение эффективных технологий мирового класса;

устремление к комплексному внедрению новых технологий и технических средств в строительстве скважин, добыче нефти, обустройстве месторождений, строительстве трубопроводных систем и в других производствах;

комбинирование закупок передовых зарубежных технологий с максимальным использованием потенциала российских технологических и технических разработок мирового уровня;

поддержка НИОКР, проектных разработок и широкого внедрения наукоемких видов технико-технологической продукции.

1 Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: прак-

тикум. – М.: Маркет ДС, 2011. – C. 208.

193

Е.Ю. Устинова Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия

Научный руководитель – ассистентка У.В. Афтахова

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В ОБЛАСТИ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ГАЗА

Нефтегазовый комплекс (НГК) играет ключевую роль в экономике России и формирует около 20 % ВВП, 50 % нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета, 67 % валютных поступлений от экспорта нефти, газа и продуктов переработки вобщем объемеэкспорта, 25 % объемаинвестицийвосновнойкапитал[9].

Инновационное развитие НГК России должно происходить одновременно: сразу во всех ключевых ее составляющих – добывающей и перерабатывающей, а также транспортной [1].

Россия обладает огромными запасами нефти (13 % мировых запасов). Большие запасы нефти сосредоточены в континентальном шельфе Российской Федерации. Особенно перспективными являются континентальные шельфы на европейском Севере и Дальнем Востоке [5].

Разведанность месторождений европейских регионов и Западной Сибири достигает 65–70 %, Восточной Сибири и Дальнего Востока – 6–8 %, континентального шельфа – 1 %. Нефть на российских месторождениях добывается как фонтанным, так и насосным способом.

Нефтяная промышленность в настоящее время является ведущей отраслью топливно-энергетического комплекса [4]. Главные нефтяные районы страны: Западно-Сибирский, Уральский ЭР, Поволжский ЭР, Северо-Кавказский, Северный ЭР, Дальневосточный.

Важную роль в нефтяной промышленности играют нефтеперерабатывающие предприятия. Размещение предприятий неф-

194

теперерабатывающей промышленности ориентируется на потребительский фактор ввиду того, что перекачка нефти по трубопроводам обходится дешевле, чем перевозка продуктов переработки нефти.

Можно выделить следующие основные проблемы развития нефтегазовой отрасли:

1. Россия занимает одно из последних мест в мире по уровню нефтепереработки. Заводы требуют капитальной реконструкции, степень износа основных фондов превышает 80 %, некоторые из них были построены в начале 1940-х годов, другие– после войны. Заводы имеют мало вторичных процессов, углубляющих переработку нефти, которые занимают 10 % по отношению к первичным, отсюда и большие отходы, низкий выход светлых продуктов [5]. Главной причиной такого положения является длительная ориентация данной подотрасли на первичные процессы переработки имаксимизациюпроизводствамазута[7].

Однако в мировой практике производства нефтепродуктов ситуация другая. В США выпускают 75–80 % светлых продуктов, где из 1 т нефти выходит 420 л бензина, в России – только 140 л. Почти все нефтедобывающие страны в мире ставят нефтепереработку основной стратегией компаний. Например, Саудовская Аравия увеличила свои перерабатывающие мощности на 80 %, в США перерабатывают в два раза больше, чем добывают, и построено уже 147 НПЗ. Китай добывает 180 млн т нефти в год, вдобавок закупает еще 130 млн т, далее производит переработку нефти собственными силами, так как на его территории действуют 98 НПЗ, в странах Европейского союза функционируют 140 НПЗ [11].

В России средняя загрузка НПЗ по первичной переработке составляет примерно 73 %. Свою роль в сложившейся ситуации сыграли высокие цены на сырую нефть. Нефтяным компаниям выгоден в данном случае экспорт сырого продукта, так как переработка нефти – это дорогостоящее дело. Стоимость такого нефтеперерабатывающего завода составляет от 500 млн до

195

1,5 млрд долларов, притом от начала строительства до выхода на самоокупаемость проходит около 10–12 лет [10]. Российский рынок нефтепродуктов монополизирован следующими ВИНК: ОАО «Газпромнефть», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «НК Роснефть», ОАО «Лукойл». Половина всех произведенных нефтепродуктов экспортируется: 80 % мазута, 60 % дизельного топлива, 15–20 % бензина, 20–25 % авиатоплива [8].

2.В настоящее время подходит к концу срок технических

итехнологических возможностей нефтегазового комплекса, идет массовое выбытие из эксплуатации мощностей. Средний износ основных фондов в нефтедобыче составляет 60 %, в газовой отрасли – более 57 % [10].

3.В отрасли продолжается тенденция снижения коэффициента нефтеизвлечения (КИН) – это основной показатель рацио-

нального использования сырьевой базы нефтегазодобычи. За 40 лет, с 1960 по 2000 год, КИН с 0,45 снизился до 0,29, а в результате в недрах остается более 70 % запасов [11].

Специфическая особенность традиционных районов добычи нефти (Западная Сибирь, Волго-Уральский и Северо-Кавказ- ский) такова, что запасы расположены в низкопродуктивных пластах, удельный вес которых превышает 35–40 %. По этой причине производственные показатели деятельности нефтяных компаний находятся на низком уровне: средний дебит работающих скважин составляет 10–11 т/сут. [2]. Сейчас доля трудноизвлекаемых запасов составляет более 60 %, а в некоторых районах – свыше 90 %, степень обводненности многих крупных месторождений более 80 %. Данные показатели говорят об экономической неэффективности разрабатываемых месторождений, потому что эксплуатация скважин с коэффициентом обводненности 92 % и выше, как показывает практика, является убыточной [7].

4. Наблюдается тенденция ухудшения горно-геологических и природно-климатических условий разведки и разработки, а также рост удаленности от центров переработки и сбыта. Чтобы исправить положение, по оценке специалистов, для сбалан-

196

сированности запасов нефти и обеспечения стабильной работы отрасли с годовой добычей 400 млн т в год в нефтяной комплекс ежегодно требуется инвестировать не менее 40 млрд долларов. В настоящее время Россия добывает более 500 млн т нефти в год, в 2012 году все нефтяные компании вложили в производство 25 млрд долларов, в 2013 году планируется вложение 32 млрд долларов, но этих средств недостаточно для наращивания добычи. К примеру, США в 2014 году вложили в добычу

иразведку месторождений нефти и газа 69,5 млрд долларов [9].

5.Хронически недофинансируются геолого-разведочные работы, поэтому отношение прироста запасов к добыче составляет 60 %. Появились виртуальные запасы за счет перерасчета коэффициентов нефтеизвлечения КИН на старых месторожде-

ниях [10].

6.Отставание нашей страны от развитых нефтедобывающих государств по всем основным показателям инновационной деятельности. Хотя в отрасли имеется огромная масса примеров инновационного подхода: в компаниях «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР», «Лукойл», «Роснефть, «Татнефть», «РИТЭК» и ряд других. Однако надо признать, что системы управления инновационным процессом нет ни в отдельных компаниях, ни в целом по отрасли и по стране. Нет критериев, какую компанию можно назвать инновационной, не разработаны механизмы стимулирования внедрения новых технологий, нет разработанных стандартов и положений и т.д. [2].

Сегодня есть современные интересные методы повышения нефтеотдачи, которые применяются и у нас в России, и за рубежом: горизонтальное бурение скважин, строительство многоствольных скважин, бурение боковых стволов, операции гидроразрыва и т.д. Конечно, применяются эти методы не во всех компаниях и не в том объеме, который требуется, все зависит от того, какие выделяются денежные средства. В настоящее время налоговая политика не стимулирует развитие нефтегазового комплекса России. Сегодня изъятие выручки российских нефтя-

197

ных компаний составляет 65–70 %, а если взять зарубежные компании: «Шеврон корпорейшн» – 28 %, «Эксон Мобил» – 32 % и т.д. [6].

Из вышеизложенного следует, что современное состояние нефтегазовой отрасли в России требует серьезной модернизации. В ближайшее время необходимы:

1)внедрение инновационных технологий, новых подходов

крешению назревших задач, но без науки – фундаментальной, отраслевой, вузовской, смежной – это бессмысленно начинать. Многие открытия в отрасли происходят во взаимодействии науки

ипроизводства: заслуживает поддержки творческое сотрудничество «Транснефти» и НПО «Энергомаш», «РИТЭКа» иЦентра имениКелдыша, «Роснефти» иРоссийскойакадемии наук [8];

2)увеличение объема и эффективности геолого-разведоч- ных работ на углеводороды, а также увеличение ассигнований на проведение ГРР как со стороны государства, так и со стороны компаний, прежде всего в регионах с низкой степенью изученности (Восточная Сибирь, Дальний Восток, шельфы арктических морей) [4];

3)совершенствование и широкое освоение существующих

исоздание новых методов воздействия на пласты и увеличения нефтеотдачи [7];

4)создание и широкое освоение технологий и оборудования, обеспечивающих высокоэффективную разработку трудно-

извлекаемых запасов углеводородов как на месторождениях с истощенной ресурсной базой, так и на новых объектах, характеризующихся: 1) низкопроницаемыми коллекторами; 2) резервуарами нефти с аномально низкими температурами и пластовыми давлениями; 3) остаточными запасами нефти обводненных зон; 4) запасами в подгазовых зонах; 5) запасами с высокой степенью выработанности; 6) запасами низконапорного газа [8];

5) создание и широкое освоение технологий и оборудования, обеспечивающих высокоэффективную разработку высоковязких нефтей [9];

198

6)совершенствование технологий сооружения и эксплуатации геолого-разведочных и нефтепромысловых объектов в новых регионах со сложными природно-климатическими условиями [7];

7)разведка и разработка нетрадиционных источников жидких углеводородов (сланцевая нефть баженовской свиты, битуминозные песчаники Оленекского месторождения и др.) [2];

8)снижение нагрузки на окружающую среду, повышение уровня энергосбережения [8].

Что касается приоритетных направлений научно-техничес- кого прогресса в сфере разведки и добычи углеводородов, то здесь можно отметить:

1)увеличение объема и эффективности геолого-разведоч- ных работ на углеводороды, а также увеличение ассигнований на проведение ГРР как со стороны государства, так и компаний, прежде всего в регионах с низкой степенью изученности (Восточная Сибирь, Дальний Восток, шельфы арктических морей);

2)совершенствование и широкое освоение существующих

исоздание новых методов воздействия на пласты и с целью увеличения нефтеотдачи;

3)создание и широкое освоение технологий и оборудования, обеспечивающих высокоэффективную разработку трудноизвлекаемых запасов углеводородов на месторождениях с истощенной ресурсной базой;

4)создание и широкое освоение технологий и оборудования, обеспечивающих высокоэффективную разработку высоковязких нефтей;

5)совершенствование технологий сооружения и эксплуатации геолого-разведочных и нефтепромысловых объектов в новых регионах со сложными природно-климатическими условиями;

6)разведка и разработка нетрадиционных источников жидких углеводородов (сланцевая нефть баженовской свиты, битуминозные песчаники Оленекского месторождения и др.);

7)снижение нагрузки на окружающую среду, повышение уровня энергосбережения.

199

Инновационное развитие нефтяной промышленного Российской Федерации, основанное на вышеуказанных приоритетах, создаст объективную основу для последующего устойчивого экономического роста отрасли.

Список литературы

1.Эдер Л.В., Проворная И.В. Основные направления инновационного развития нефтегазовой промышленности России // Инновационный потенциал экономики России: состояние и перспективы: сб. науч. тр. / отв. ред. А.В. Алексеев, Л.К. Казанцева; ИЭОПП СО РАН. – Новосибирск, 2013. – С. 165–184.

2.Бушуев В.В., Куричев Н.К., Громов А.И. Энергетическая стратегия – 2050: методология, вызовы, возможности // ЭСКО. Энергетика и промышленность. – 2013. – № 6.

3.Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Эдер Л.В. Формирование новых центров нефтегазового комплекса на Востоке России // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2013. – № 1. – С. 34–45.

4.Энергетика России: взгляд в будущее (Обосновывающие материалы к Энергетической стратегии России на период до 2030 года) / А.Э. Конторович, Л.В. Эдер [и др.]. – М.: Энергия, 2010. – Гл. 6.2. – 616 с.

5.Халимов Э.М. Инновационное развитие технологии разработки нефтяных месторождений // Нефтегазовая геология.

Теория и практика. – 2008. – Т. 3, № 2. – С. 19–25.

6.Ларченко А.В. Лекция 2: Природные предпосылки социаль-

но-экономическогоразвитияРоссии. – URL: gendocs.ru. 2011 г.; URL: http: //www.gendocs.ru/v25824/? download=2.

7.Струкова Е. Россия топит мир: экспорт нефти и газа из РФ снова бьет рекорды за 2011 год // РБК. – 2012. – URL: http: //top.rbc.ru/economics/07/02/2012/636603.shtml.

8.Фадеев А.М., Череповицын А.Е., Ларичкин Ф.Д. Устойчивое развитие нового добывающего региона при реализации нефтегазовых проектов на шельфе Арктики // Экономические

200

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]