Скачиваний:
3
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
935.63 Кб
Скачать
  1. Основные институты обязательственного права по Германскому гражданскому кодексу 1900 г.

Обязательственному праву посвящена 2 книга ГГУ. ГГУ не дает определения ни обязательства в целом, ни договора. Однако можно сделать вывод, что обязательство – это правовая связь двух и более лиц, по которой у одного лица есть право требовать (кредитор), а на другом лежит обязанность исполнить (должник).

ГГУ выделает следующие основания возникновения обязательств:

  1. договор;

  2. закон (например, опека);

  3. деликт.

Если по ФГК в основу договора положено согласие сторон, то по ГГУ любая сделка-это волеизъявление одного или более лиц, направленное на установление, изменение, прекращение гражданских правоотношений. Содержанием договора могло быть любое «предоставление», как положительное действие, так и воздержание от такового.

К условиям действительности сделки относятся:

  1. дееспособность;

  2. волеизъявление;

  3. непротиворечие общественной нравственности;

  4. непротиворечие закону;

  5. соблюдение формы (письменная форма + регистрация в Поземельной книге для сделок с недвижимостью и при завещании).

Соблюдение формы касалось всех сделок с недвижимостью, а также завещания. Что касаемо волеизъявления, то в основу договора по ГГУ, в отличие от ФГК (в основу которого положена теория воли), положена теория волеизъявления (пар. 116). Однако изъявление может быть признанно ничтожным, если одной стороне известна действительная невыраженная воля второго лица. Теория волеизъявления была призвана придать договорным связям большую определенность и стабильность в интересах гражданского оборота.

Характерны для ГГУ особые требования для действительности договоров, такие как «добрые нравы», «добрая совесть». Согласно п. 138 сделка недействительна, если противоречит «добрым нравам» по п. 157 действует правило толкования договора в соответствии с требованиями «доброй совести и правило об исполнении договоров так, как того требует добрая совесть, сообразуясь с обычаями гражданского оборота» (п.242)

В регулировании договора купли-продажи выделяется разграничение двух обязательных юридических моментов: а)соглашение сторон б) фактическая передача покупателю права собственности на вещь

Экономически важнейшим является договор найма услуг. П. 618 обязывает нанимателя заботиться о технике безопасности для рабочих. П. 616 предоставил рабочему гарантии сохранения своего места и заработной платы в случае болезни, особых семейных обстоятельств. П. 629 предоставлял нанявшемуся «необходимое время» для попыток найти новую работу. Важным является также п. 612, по которому признается презумпция того, что всякая работа должна оплачиваться.

  1. Основные институты вещного права по Германскому гражданскому уложению 1900 г.

  • право владения

  • право собственности

  • вотчинные повинности

  • вотчинные служебности (сервитуты)

  • право преимущественной купли

  • наследственное право застройки (квазисуперфиций)

  • пользовладение (узус + узуфрукт)

ГГУ отбросил римскую «волевую» концепцию владения: corpus – фактическое обладание вещью + animus – волевой аспект – возможность обладать вещью как своей собственной (владельцы бесхозных вещей и залогодержатели движимого имущества). Немцы убрали animus и оставили только corpus.

Владение вещью приобретается достижением действительного господства над ней. Институт владения таким образом был расширен. Признав владельцами помимо хозяина вещи арендатора, хранителя и др. лиц, обладающих вещью на основе обязательственных отношений, законодатель создал 2 категории владельцев – «непосредственных» и «посредственных». Обе категории владельцев получили самостоятельную юридическую защиту. Владелец может силой противиться запрещенному самоуправству.

Составители ГГУ не дали определения понятия права собственности. Общая норма, характеризующая право собственности предоставляет собственнику правомочия обходиться с вещью по своему усмотрению и исключать воздействие на нее третьих лиц.

Признаки собственности: исключительность, всеобъемлющий характер власти над вещью, свобода и индивидуальный характер.

Ограничения права собственности на недвижимость: недопустимость для собственника земельного участка пытаться «воспретить воздействие на такой высоте и глубине, что устранение не представляет для него интереса».

Параграф 906 ограничивал собственника земельного участка в интересах хозяйственного использования другого земельного участка, обязывая земельного собственника терпеть проникновение на его участок дыма, пара, копоти, газа и других эмиссий, если они нарушают его интересы в незначительных объемах. В случае если эмиссии с соседних участков земли оказывают «недопустимое воздействие на его участок» - параграф 907, собственнику предоставлены запретительные полномочия. Ст. 906 и 907 – компромиссные – пересекаются интересы буржуазии и юнкерства.

Вотчинные служебности – обременение поземельного участка в пользу каждого наличного собственника другого участка таким образом, что лицо, состоящее в данное время собственником последнего, имело право пользоваться обремененным участком в каком-либо определенном отношении или могло требовать, чтобы на обремененном участке не совершались определенные действия или не осуществлялось какое-либо право по отношению к тому другому участку, вытекающее из права собственности на обремененный участок.

Вещь может быть обременена таким образом, чтобы тот, в чью пользу установлено обременение, имел право извлекать все выгоды от пользования вещью – пользовладение.

Поземельный участок может быть обременен таким образом, чтобы тот, в чью пользу установлено обременение, имел по отношению к собственнику право преимущественной купли.

Поземельный участок может быть обременен таким образом, чтобы лицо, в чью пользу установлено обременение, периодически получало из участка известное удовлетворение.

  1. Основные тенденции в эволюции английского «общего права» (commonlaw) в XVIIXIX вв. Формирование «доктрины прецедента».

1.Основные тенденции в эволюции английского «общего права» (commonlaw) в XVIIXIX вв.

Одна из главных черт Английской революции 18 в. Состояло в том, что возглавлявшие ее предпринимательские круги не стремились к коренному изменению правовой системы.

Английское прецедентное право и частично статутное право уже к 15-16 вв. начало приспосабливаться к перспективе капиталистического развития.

Парламентское законодательство принятое в период Английской революции 17 в., было слишком фрагментарно, чтобы полностью или хотя бы частично изменить сложившийся облик правовой системы . О. Кромвель говорил в 1650 г., что нельзя замалчивать необходимость реформ в области права, так как оно служит только интересам юристов и поощряет богатых притеснять бедных.

В частности был создан Комитет по реформе права, однако он оказался неэффективным, ибо не было силы, заинтересованной в коренном преобразовании правовой системы.

Таким образом, в период Английской революции 18 в. коренное обновление английского права так и не состоялось.

После революции в английской прав системе было 2 противоречия:

  • Противоречие между 2 ветвями прецедентного права ( общим правом и правом справедливости )

  • Присущее прецедентному праву противоречие между принципом прецедента и судейским правотворчеством.

В общем праве после революции наблюдается процесс отхода от жесткого принципа прецедента в сферу увеличения сферы судейского правотворчества.

Особенно отчетливо эта тенденция проявилась при главном судье Менстфильде ( 1756-1788 ). Не порывая с принципом прецедента, он внес существенные изменения в общее право, руководствуясь идеей справедливости и здравого смысла. Например:

  • он порвал с абсолютизацией внешней формы завещания, и стал отдавать предпочтение выявлению подлинной воли наследодателя.

  • Так же и в сфере договорного права он придавал решающее значение истинным намерениям и воле сторон.

  • Мэнсфильд упростил саму систему рассмотрения дел в судах общего права.

  • Расширил право сторон приводить доказательства.

  • Ввел апелляцию.

Важным этапом в оформлении общего права явилась вторая половина 19 века. Согласно Акту о процедуре по общему праву 1854 г., отменялась средневековая, казуистическая система королевских судебных приказов и вводилась единая система иска. Также был признан принцип связывающей силы прецедента. Акт 1858 г. Разрешил судам общего права пользоваться средствами процессуальной защиты выработанными в праве справедливости и наоборот.

Важную роль сыграла судебная реформа 1873-1875 гг., объединившая систему общих королевских судов и суд лорда-канцлера в единый Верховный суд, который применял как нормы общего права так и права справедливости.

Акт о судоустройстве 1875 г. Завершил процесс объединения общего права и права справедливости в единое прецедентное право. Однако полного слияния этих систем до сих пор не произошло.

Таким образом, общее право приобретало такие качества, как стабильность, гибкость и рационализм при сохранившейся казуистичности. В противостоянии общего права и права справедливости в послереволюционные годы общее право одержало верх.