Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / 60. Институты уголовного права и принципы инквизиционного процесса по Каролине-1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.12.2022
Размер:
124.42 Кб
Скачать

Общие черты:

  • умысел и неосторожность.

  • Соучастие: по предварительному и без предварительного сговора.

  • Обстоятельства, смягчающие ответственность: кража – малолетство (до 14 лет), отсутствие умысла (неловкость, легкомыслие), крайняя необходимость.

  • Обстоятельства, исключающие – необходимая оборона, невменяемость, слабоумие.

  • Обстоятельства, отягчающие наказания – кража с оружием, публичный, дерзкий злонамеренный и кощунственный характер, рецидив, крупные размеры ущерба, дурная слава преступника, совершение группы лиц, против собственного господина.

Следуя учению итальянских юристов, Каролина устанавливала 3 вида пособничества: помощь до совершения преступления, на месте, после совершения (корыстное и из сострадания).

Система преступлений:

Система преступлений расставлена так же, как и в Соборном Уложении, в Артикуле Петра, в Эклоге.

- Против государственной власти и порядка управления (измена, народный бунт, нарушение земского мира, бунт против властей, оскорбление Его Величества, фальшивомонетничество, бродяжничество)

- Против личности (убийство, отравление, клевета, лжесвидетельство, самоубийство)

- Против собственности (поджог, грабеж, воровство, кража, присвоение)

- Против религии (нет ереси!!!; богохульство, кощунство, колдовство, нарушение клятвы)

- Против нравственности (половые) (кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, двоебрачие, нарушение супружеской верности. Сводничество, похищение женщин и девушек, неестественные половые сношения).

Система наказаний:

Роль социального статуса. Отмечается жестокость наказаний Жестокость наказаний доходила в «Каролине» до крайних форм. Если в Салической правде наиболее распространенным видом наказания были композиции, то в «Каролине» особенно часто упоминается смертная казнь. Считалось, что наказание не только карает преступника, но и устрашает других. Устрашение признавалось главной целью наказания. Соответственно широкое распространение получили квалифицированные виды смертной казни (сожжение, утопление, четвертование). Чтобы сделать казнь более мучительной, предусматривалось совершение «дополнительных действий». Так, при «измене» и в некоторых других случаях предписывалось «злостных преступных людей для вящего устрашения прочих перед той или иной смертной казнью волочить (к месту казни) либо терзать тело раскаленными щипцами». Нередко устанавливались и калечащие наказания (обрезание ушей, языка и т.д.).

Широкое применение в «Каролине» наиболее жестоких видов наказаний (а также пыток в судебном процессе) отчасти связано с особым обострением внутренних противоречий в Германии в период Крестьянской войны 1525 г. Однако жестокость наказаний не привела к искоренению общеуголовной преступности.

Все преступления классифицируются в зависимости от тяжести наказаний, виды:

- Квалифицированная смертная казнь

- Членовредительство, телесные наказания

- По принципу талиона (при лжесвидетельстве)

- Изгнание и позорящие наказания (как дополнительные)

Цель наказания: Принцип устрашения (т.к. много смертной казни, публично), возмездие.

Структура "Каролины" состоит из подразделов:

  • состав суда, присяга судей, шеффенов и писца, понятые, основания для ареста (ст. 1-32);

  • доказательства и улики (33-47);

  • судебное заседание (48-103);

  • наказание (104-129);

  • о наказании совершителей злостных убийств (130-156);

  • статьи о краже (157-192);

  • вынесение приговора (193-219).

Являясь практическим руководством по судопроизводству для шеффенов, этот закон не содержал четкой системы и последовательного разграничения норм уголовного и уголовно-процессуального права. Уложение Карла V действовало в течение 300 с лишним лет.

Особенно­сти содержания и практического назначения «Каролины»:

  1. Это было практическое руководство для судей и шеффенов (последние выбирались для участия в суде в количестве от 4 до 25 человек). Оно имело целью установить единообразие су­допроизводства и одновременно отменить "неразумные обычаи" в княжествах и землях. Уложение Карла V стало одним из источников "общего немецкого карательного права".

  2. В Уложении закреплены некоторые новые моменты в орга­низации правосудия и в толкованиях составов преступлений. Оно зафиксировало переход от частного (обвинительно-состязательного) процесса к розыскному (обвинительно-следственному) процессу.

  3. Обращает на себя внимание широта судейского усмотрения: право судьи назначить одно или сразу несколько наказаний, при­нимать во внимание местные обычаи, обращаться за разъяснени­ями к законоведам.

  4. Широкое применение наказаний устрашающего характера.

  5. Сборник законов выделяется особым вниманием к преступлениям против религии и порядка управления (подделка монет, нарушение "земского мира", измена и бунт, вражда с местью, разбой).

  6. Уложение включает ряд новшеств, касающихся использо­вания пытки для получения свидетельств виновности.

  1. Уголовное право

Общая формула криминального судопроизводства сводилась к следующему: правосудие необходимо осуществлять "в наибольшем соответствии с правом и справедливостью", чтобы все и каждый подданный ("из наших и империи") могли действовать, "принимая во внимание важность и опасность уголовных дел, согласно сему наставлению в соответствии с общим (общегерманским) правом, справедливостью и достохвальными исконными обычаями...[3]"

В разделе о судьях, заседателях и судебных чиновниках говорилось: "Итак, прежде всего мы постановляем, повелеваем и желаем, чтобы все уголовные суды были снабжены и пополнены судьями, судебными заседателями и судебными писцами из мужей набожных, достойных, благоразумных и опытных, наиболее добродетельных и лучших из тех, что имеются и могут быть получены по возможностям каждого места... Для сего следует привлечь дворян и ученых... дабы уголовные суды никому не причиняли неправды, ибо сим важным делам, касающимся чести, тела, жизни и имущества человека, подобает ревностное и предусмотрительное усердие" (ст.1).

Проблема выработки понятия формы вины (culpa) занимала в германской уголовно-правовой науке XVI в; особое место. С этой проблемой были связаны теоретические разработки наиболее значимых понятий уголовного права, таких, как преступление, действие и бездействие, их наказуемость. Хотя ни в Каролине, ни в уголовно-правовой науке не было четкого различия между понятиями действия и бездействия, наказуемость бездействия никем не оспаривалась. В правовой теории также стало господствующим убеждение, которое всячески отстаивали гуманисты, что одна лишь мысль не может быть наказуема.

В присяге судьи ("присяге судить о крови") говорилось следующее: "Я, такой-то, клянусь, что я должен и желаю осуществить правосудие, судить и выносить приговор в уголовных делах равно для бедного и для богатого и не отступать от сего ни из любви, ни из ненависти, ни из-за платы, ни из-за даров, ни по какой другой причине..."

Что касается принятия присяги шеффенами или заседателями уголовного суда, то судья должен был зачитать присягу шеффену, а тот – повторить ее за ним. Присягу также должен был принимать и писец, который в ней клялся "уделять усердное внимание делам, относящимся к уголовному суду, тщательно записывать, сохранять и, когда в том явится нужда, зачитывать иск и возражения, показания, улики, подозрения или доказательства, а также признание заключенного и производство по делу…".

К общим понятиям уголовного права, известным "Каролине", можно отнести:

  • умысел и неосторожность;

  • обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность;

  • покушение;

  • соучастие.

Эти понятия, однако, не всегда были достаточно четко сформулированы и излагались применительно к отдельным видам преступлений и наказаний. Ответственность за совершение преступления, по "Каролине", наступала, как правило, при наличии вины - умысла или неосторожности. Однако феодальное уголовное право Германии нередко устанавливало ответственность и без вины, за вину другого лица ("объективное вменение"). Кроме того, применявшиеся методы установления виновности часто влекли за собой осуждение невиновного человека.

Обстоятельства, исключающие наказание, подробно излагаются в "Каролине" на примере убийства. Ответственность за убийство не наступала:

  • в случае необходимой обороны;

  • при "защите жизни, тела и имущества третьего лица";

  • задержании преступника по долгу службы и в некоторых других случаях.

  • "Каролина" предусматривает и некоторые смягчающие обстоятельства. К ним относились:

  • отсутствие умысла ("неловкость, легкомыслие и непредусмотрительность");

  • совершение преступления "в запальчивости и гневе";

  • при краже малолетний возраст преступника (до 14 лет) и "прямая голодная нужда".

Отягчающие вину обстоятельства:

  • публичный, дерзкий, "злонамеренный" и кощунственный характер преступления;

  • повторность;

  • крупный размер ущерба;

  • "дурная слава" преступника;

  • совершение преступления группой лиц, против собственного господина и т.п.

В судебнике различаются отдельные стадии совершения преступления, выделяется покушение на преступление, которое рассматривается как умышленное деяние, не удавшееся вопреки воле преступника. Покушение наказывалось обычно так же, как оконченное преступление. При рассмотрении соучастия уложение чаще всего упоминает пособничество. Законоведы того времени различали три вида пособничества:

  • помощь до совершения преступления;

  • на месте преступления (совиновничества);

  • после его совершения.

В последнем случае от "корыстного сообщничества" отличалось "укрывательство из сострадания", влекущее более мягкое наказание. "Каролина" не классифицировала составы преступления, а лишь перечисляла их, располагая в более или менее однородные группы.

Виды преступлений по «Каролине»: В соответствии с идеями итальянских юристов-криминалистов все преступления в Каролине классифицировались в зависимости от тяжести наказания. Особое место здесь занимала многовариантная квалифицированная смертная казнь и различные виды членовредительских телесных наказаний (урезание языка, ушей, вырывание языка, отсечение руки и т.п.).

  1. преступления против религии (богохульство, кощунство, колдовство, нарушение клятвы);

  2. преступления, несовместимые с христианской моралью (распространение клеветнических пасквилей, подделка монеты, документов, мер и весов, объектов торговли);

  3. преступления против нравственности (прелюбодеяние, двоебрачие, кровосмесительство, сводничество, изнасилование, похищение женщин и девушек);

  4. государственные преступления (измена, бунт против властей, различные виды нарушений "земского мира" - вражда и месть, разбой, поджог, злостное бродяжничество);

  5. преступления против личности (различные виды убийства, а также самоубийство преступника, в результате которого наследники могли лишаться права наследования);

  6. преступления против собственности (многочисленные виды кражи, недобросовестное распоряжение доверенным имуществом);

  7. преступления против правосудия (лжесвидетельство, незаконное освобождение заключенного охранником, неправомерный допрос под пыткой). В институте соучастия наиболее подробную разработку получило пособничество. Различались три вида пособничества по времени их проявления: до преступления (например, предоставление дома, оружия), в момент совершения преступления (это расценивалось как совиновничество и влекло равное с преступником наказание) и после его окончания (сокрытие вещей, предоставление убежища). Если в последнем случае в укрывательстве обнаруживался мотив сострадания, наказания пособника было более мягким.

Также почти для всех преступлений перечислялись точные указания на улики или сведения, по которым можно было начинать дело, например:

ü   тайное убийство – "если подозреваемый и обвиняемый в убийстве в то время, когда произошло убийство, был замечен с подозрительным образом окровавленными одеждой или оружием или же он захватил, продавал, отдавал или имел при себе имущество убитого…";

ü   тайный поджог – "если кто-либо будет заподозрен или обвинен в тайном поджоге и при этом является человеком подозрительного поведения и если будет установлено, что незадолго до поджога он тайно и подозрительным образом держал у себя опасные и возбуждающие подозрения зажигательные средства, коими пользуются для тайных поджогов…";

ü   кража – "если сыщется или будет обнаружено у подозреваемого краденое имущество и если он обладал им полностью или частично, продавал, менял или дарил его…";

Преступления против собственности включали многочисленные виды кражи (им было посвящено 19 статей), грабежи, разбои, а также недобро-совестное распоряжение доверенным имуществом. Даже мелкая кража, совершенная в третий раз, каралась смертью ("если будет задержан кто-либо, совершивший кражу в третий раз, и эта трехкратная кража будет вполне установлена, как разъяснено ранее о раскрытии истины, то он будет признан многократно ославленным (уличенным) вором и будет рассматриваться наравне с тем, кто действовал насильственно, и должен быть подвергнут смертной казни: мужчина - путем повешения, женщина - путем утопления либо иным путем, по обычаю каждой земли" - ст.162).

Специально оговаривались кражи в церкви ("тот, кто похитил дароносицу, в коей находятся святые дары, должен быть приговорен к смертной казни путем сожжения; а также если кто-либо взломает или вскроет церковную кружку, в которую собирают священное подаяние, или путем хитрости украдет из нее, или учинит что-либо иное подобным образом, то он должен быть подвергнут телесному наказанию или смертной казни по указанию законоведов"), а также такие виды кражи, которые были характерны для малоимущих слоев населения (плодов и урожая, рыбы, леса).

ü   колдовство – "если кто-либо вызывается обучить других людей колдовству или угрожает кого-нибудь околдовать и учинит над тем, кому он угрожал, что-либо подобное, а также если кто-либо нарочито общается с колдунами или колдуньями или пользуется подозрительными вещами или колдовскими словами и действиями и о нем идет по этому поводу дурная слава…" и др.

Хотя в преамбуле "Каролины" имелось утверждение о равном правосудии для "бедных и богатых", во многих статьях подчеркивалась необходимость при назначении наказания учитывать сословную принадлежность преступника и потерпевшего лица.  Широта судейского усмотрения в "Каролине" была ограничена лишь формально указанием на верховенство императорского права при определении высшего предела наказания. Судьи могли по своему усмотрению назначать одно или несколько рекомендованных наказаний, применять местные обычаи, а в затруднительных случаях прибегать к разъяснениям законоведов. Вся система наказаний определялась основной целью карательной политики - устрашением.