Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социологические теории славянофилов.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
19.12.2022
Размер:
76.8 Кб
Скачать

Неославянофильство Владимира Соловьева

Чтобы продолжить обзор теорий славянофилов, мы представляем вклад Владимира Соловьева в эту тенденцию мысли (Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) был сыном выдающегося русского историка С. М. Соловьева. Вл. С. Соловьев считается одним из наиболее способных русских мыслителей и создателем первой завершенной системы русской философии. Его работы содержатся в девяти томах. Философская система обобщается в докторской диссертации Узнадзе " Die Metaphysishe Weltanchauung Wladimir Ssolowiows mit orientirendem Uberic seiner Erkenntnistheorie". Halle-Wittenberg, 1909).

П. Н. Милюков (В статье "Распад школы славянофилов", Вопросы философии и психологии, май 1893). называет его основателем неославянофилов, левым мятежным крылом движения славянофилов. Он заявляет, что Соловьев основал новую школу на принципе, по которому социальные идеалы христианства должны быть реализованы в социальной и политической жизни человечества и русские люди, объединенные с римской иерархией, более всего подходят для того, чтобы осуществить идеал в объединенной католической церкви (В главе "Россия и ее кризис" Милюков говорит: "Римский Папа, царь и проповедник их союза – таким было апокалиптическое предвидение Соловьева").

Кажется, Соловьеву трудно согласиться с этой идеей прежних славянофилов, он несколько критиковал славянофилов как "идолопоклонников людей", потому что они считали славянский народ наделенным предельной правдивостью, силой и красотой.

Соловьев не такой сторонник, какими были его предшественники. Он, однако, склонен к религии.

В его системе социология появляется в виде социальной этики. Он говорит: "Существующая этическая проблема неизбежно ведет нас в сферу, которая определяет ход исторического бытия общества или коллективного человека".

Проблема, которую он пытается решить, – это взаимоотношения общества и индивида, проблема индивидуальности и социального контроля. С одной стороны, он не принимает идеи моральных субъективистов или индивидуалистов, рассматривающих каждое индивидуальное как самоопределяющееся и независимое от общества; с другой стороны, он думает, что человек – нечто большее, чем социальное животное, существующее только ради группы. Согласно Соловьеву, индивидуальность человека – потенциал для реализации неограниченных способностей. Он – уникальная форма бесконечного содержания. Возможностями человека, отделяющими его от других животных, являются три специфические психические характеристики, религия, чувство жалости и чувство стыда. Это посылки, на которых строится этическая и социологическая система Соловьева.

Общество – это ничто иное, как объективно реализованное содержание индивидуального. Согласно этой действительной цели, общество – не внешняя граница индивидуума, а его завершение; объединение многообразия индивидов в общество – не арифметическая сумма или механическая конструкция. Это неделимый союз жизни, который частично уже реализован и сохранен в прочных социальных традициях, а частично реализующийся в настоящем в способах социальной деятельности, и, наконец, переходящий через лучшее знание общественного идеала к будущему завершенному пониманию.

В процессе исторического развития эти три прежние принципиальные характеристики общественно-индивидуальной жизни – религия, политика и пророчество – соотносятся со следующими стадиями человеческого сознания и социальной структуры: "1 Племенная, принадлежащая к прошлому и сохраненная в семье, изменив только внешнюю форму, 2 национально-правительственный порядок, который доминирует сейчас, 3 универсальной общество как идеал будущего".

Такое общество – добавленное, или расширенное, индивидуальное, а индивидуальное – сжатое, или концентрированное, общество. Моральная историческая проблема состоит не в создании общественно-индивидуальной общности (так как это потенциально существует), а возвышении его в сознании, превращении его из невольной в добровольную организацию, которую каждый мог бы понять и принять, выполнял бы общее задание, как личное. Сначала человек появился, чтобы быть общественно- индивидуальным существом, на протяжении всей истории был углублением, подъемом и расширением двусторонней жизни. Вне этого два неделимых и связанных понятия: индивидуальное – движение, динамическая сила и общество – косвенно контролируемый статический базис истории. Между индивидуальностью и обществом нет необходимой борьбы; существует конфликт между новыми и предыдущими стадиями социо-индивидуального развития, возникающий по индивидуальной инициативе.

Примитивная группа – род – содержит в зачаточном состоянии религиозные, атеистические и художественные элементы, необходимые для реализации индивидуального человеческого достоинства. Роды развивались в племена, этнические нации в цивилизованное общество. Но на каждой стадии право контроля над группой условное и относительное, человек продолжает развивать свои важнейшие этические характеристики до индивидуального достоинства.

Каждое человеческое общество может обеспечить выживание и повышение достоинства только путем подчинения его моральным нормам. Моральная норма или закон – поддержка разумом тех импульсов, которые происходят от трех особенных психических характеристик человека. Соответственно главный предмет вопроса заключается не во внешнем сохранении институтов, быть одного вида или другого, плохим или хорошим, а в "систематических попытках улучшить социальные отношения, поставить в зависимость от одной моральной идеи добровольного подчинения для общего блага".

Прогресс в моральном или историческом смысле состоит в "органическом и неделимом объединении высоко индивидуального человека и социального контроля", то есть прогресс – отождествление человека индивидуализированного и человека социализированного. Это продолжающееся и улучшающееся выполнение обязанностей, которое вырастает из прошлого, но продолжает служить как новая сила, движущая к высшей цели.

"Организация в общем смысле – соотнесение многих средств и орудий низшего порядка для достижения одной общей цели – высшего порядка". Моральная организация человечества – неделимая триединая задача. Ее абсолютная цель определяется церковью как благочестие, коллективно принимаемое божественное влияние; ее формальные средства и орудия даны исключительно человеческим добровольным началом сострадания или симпатии, коллективно организованных в государстве; и только конечное основание, или материал божественного человеческого организма, заложено в сфере экономической жизни, которая контролируется принципом ограничения.

Таковы общие черты общественной теории, которая является основой славянофильства Соловьева (Это также социологический аспект его системы этики "Оправдание блага". Большинство наших цитат взяты из этого издания. Мы называем Соловьева неославянофилом не потому, что он сам назвал себя так, а из-за органической связи его заключений со школой славянофилов).

Подводя итог, следует отметить, что Соловьев начал с посылки о существовании трех главных психических характеристик, присущих человеческим видам. Чувства набожности, жалости, стыда отвечают трем логически возможным стадиям: высшей, средней и низшей. Благодаря этим особенностям человек – больше, чем социальное животное. Он социо-индивидуальное существо. Его прогресс через различные исторические стадии от примитивной этической группы к цивилизованному обществу состоит в одновременном развитии и объединении индивидуальных интересов и стремлений с групповыми. Его высшее развитие – Католическая церковь, как часть Христианского братства, которая представляет организованное объединение. Государство, защищающее общество, – организованное сострадание и, наконец, человеческая экономическая поддержка, гарантированная организованным ограничением – третья особенная психическая характеристика человека.