Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Куликова 213 Система отрасли Конституционного права.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
56.35 Кб
Скачать

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В. Ломоносова

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

Семестровая работа

Кононов А.К. «Система отрасли конституционного права. Историко-теоретический очерк». 2011 г.

Выполнил студент 213 группы

Куликова Елизавета Евгеньевна

Проверил

Шевердяев Станислав Николаевич

Москва 2021

Глава 1. Методологические основания исследования системы отрасли конституционного права

Вопрос о методе научного познания является особо актуальным для теории систем отрасли конституционного права. Это прежде всего, связано с тем, что система отрасли не является абсолютной истинной. Ее можно познать совершенно различными приемами науки.

Первый вопрос, который рассматривает автор-постановка проблемы системы отрасли конституционного права. Он обращается к главе первой Конституции Российской Федерации1 и выделяет два специальных юридических свойства, а именно, квалифицированная юридическая сила и повышенная правовая охрана. Нормы главы первой Конституции обладают системообразующим значением, которые впоследствии раскрываются в других главах. Автор отмечает, что положения главы первой являются основными и фундаментальными, другими словами, основами для отдельных элементов системы отрасли конституционного права. Автор приводит в пример институт гражданства, который основывается на положениях статьи 6 Конституции.

Многие исследователи не отрицают институциональной природы норм главы первой Конституции РФ. В частности, вопрос возник в условиях природы идеологического многообразия, обосновать которую не всегда просто. Профессор С. А. Авакьян по данному вопросу отмечает, что именно в системе российского конституционного права институту идеологического многообразия есть место. Мы видим, что ни дореволюционное, ни советское право не располагало данным институтом. В советском праве данный институт регулировался преимуществе способами запрета и обязывания, но полностью отрицать его существования мы не можем.

Итак, мы рассматриваем проблемы, связанные с определением понятия системы отрасли конституционного права, юридического смысла и назначением систематизации правовых норм. Также, необходимо объективировать проблему поиска критерии систематизации; проблемы определения элементов системы; проблема установления взаимосвязи элементов.

Профессор Н.А. Богданова утверждает, что система отрасли конституционного права, с одной стороны, представляет из себя категорию, а с другой-теорию2 Дело в том, что любое сложносоставное научное построение образуется на почве того или иного объективного юридического феномена, отражением которого является единичное понятие. Система отрасли является теоретическим построением и поэтому профессор Богданова указывает на логическую природу первичных элементов.

Автор говорит нам о том, что существует спор о субъективной или объективной природе системе отрасли3, и нужно обратить внимание на то, что первым требованием ко всякой научной категории будет требование объективности. В этом и проявляется важная черта научного познания-отражать объективные общественные отношения. В данном вопросе о система отрасли, стоит прежде всего, четко различать ее объективный статус и закономерности как юридического феномена и научные представления о ней в категориальной и теоретической форме. Феномен системы отрасли конституционного права представляет собой объективной свойство отрасли, но также и систему представлений об этом феномене в науке конституционного права. Но только науки конституционного права с помощью своей методологии способна выявить те объективные закономерности, существо которых определяет юридический смысл и практическое назначение конституционно-правовой систематизации. Система данной отрасли возникает и развивается одновременно с самой отраслью. Нужно отметить, что ученые в феноменологическом плане не различают отрасль конституционного права и ее систему. Система есть «форма жизни» самой отрасли.

Рассмотрим подробнее вопрос о становлении системы отрасли конституционного права. Зарождение системы отрасли конституционного права произошло в дореволюционный период в России в 19 веке. Первое определение было дано в Дерптском университете К. О. Дюгамелем в его труде «Опыт государственного права Российской Империи»4. Под предметом курса государственного права понималось изложение прав и обязанностей разных сословий и определение отношений, существующих между подданными и верховной властью. Автор также выделил государственное управление в отдельный раздел, посвященный механизму осуществления государственных установлений. Система отрасли конституционного права связана с судьбой самой отрасли. Отсутствие понятие системы отрасли конституционного права в дореволюционном праве не означает отсутствия самого феномена системы отрасли.

В науке отмечается, что исследование данного вопроса призвано обеспечить эмпирический уровень исследования конституционно-правовых явлений и процессов и способствует выявлению объективных закономерностей в их развитии. Такого рода исследование должно касаться только исторических явлений, их анализа и связи друг с другом.

В литературе по-разному решается вопрос о том, с какого периода истории стоит начать теоретический анализ проблем системы отрасли конституционного права. В единственном диссертационном исследовании О. А. Бабошина5 рассматривается советский и современный периоды развития науки конституционного права, дореволюционный период остается вне рамок исследования.

Необходимость исследования дореволюционного периода системы отрасли конституционного права объясняется рядом факторов: во-первых, это необходимость соблюдения императива полноты и всесторонности исследования системы отрасли, во-вторых, дореволюционный период на сегодняшний день предметно не освещался в юридической литературе, в-третьих, материалы дореволюционной государственно-правовой мысли демонстрируют необходимую логику построения научной теории, а следовательно, и логику ее развития.