Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЮП Наумова Я. А. 213С. Контрольная.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
08.01.2023
Размер:
29.54 Кб
Скачать

2. Правовая социализация личности.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация - это процесс поэтапного включения индивида в социальную жизнь общества. Э. Дюркгейм связывает понятие «социализация» с проблемами функционирования коллективного сознания, и, прежде всего, с передачей от поколения к поколению социальных норм и традиций. Т. Парсонс воспринимал социализацию как сугубо индивидуальный «процесс вхождения в право». М.Вебер справедливо считал в социализации индивидуальный аспект неотделимым от коллективного воздействия.

Правовая социализация является процессом усвоения человеком системы правовых ценностей, знаний и норм, благодаря чему он успешным образом адаптируется к общественно-правовой жизни. Её итог - принятие человеком части культурного правового наследия, которое является актуальным не только для него лично, но и для всего общественно-исторического процесса, субъектом которого он является. Цели правовой социализации оказываются достигнутыми тогда, когда индивиды достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества.

Под механизмом правовой социализации личности понимается единство объективных и субъективных факторов в процессе правовой социализации личности. К стадиям правовой социализации относятся:

1.     Социальная адаптация, т.е. преемственность трансляция правового наследия. Приспособление индивида возможно к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, к социально-правовым нормам и ценностям, к социально-правовым группам, являющимся средой ее жизнедеятельности;

2.     Интериоризация норм и ценностей, т.е. перевод внешних норм во внутреннее правило поведения;

3.     Дальнейшая их разработка.

Социально-психологические механизмы правовой социализации иначе называются механизмами правореализации. В.К. Кудрявцев и В. П. Казимирчук к ним относят:

1.       норма,

2.       отношение к норме,

3.        знание нормы,

4.       ценностные представления субъекта,

5.       алгоритм поведения.

Этот механизм отражает важный момент: чтобы  правовая норма сработала, она должна стать личной нормой субъекта поведения.

Можно выделить три вида правовой социализации - социализацию посредством научения, социализацию путем передачи опыта и «символическую социализацию».

Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм. Социализация на собственном и чужом опыте происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей. Символическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.

3. Мотивация преступного поведения.

Мотив (в психологии) - предмет потребности, ее конкретизация. Именно потребности определяют направленность мотивов. Взаимодействуя между собой, мотивы усиливают или ослабляют друг друга, вступают в конфликты, результатом которых может быть и преступное поведение тоже. Ведущие мотивы (не единственный мотив) придают личностный смысл поведению.

Первое звено механизма преступного поведения охватывает формирование мотивов преступления. Под мотивом понимается внутреннее побуждение к тому или иному поступку. Его рассмат­ривают как непосредственную причину преступления. Изучение мо­тива отвечает на вопрос, почему человек поступает так или иначе.

Мотив преступления — то внутреннее побуждение, которое вы­зывает у лица решимость совершить преступление и руководит им при его осуществлении. Побуждения являются формой отношения лица к окружающей среде как к источнику их удовлетворения. Будучи побуждением, мотив всегда направлен на тот или иной объект (лицо, предмет), который выступает в качестве средства его удовлетворения.

Главную роль в формировании преступного поведения играют потребности субъекта. Потребности человека отражают его зави­симость от внешнего мира, нужду в чем-либо.

Потребности современного человека весьма разнообразны. Клас­сифицируя их, можно выделить три основные группы: 1) социализи­рованные органические (физиологические) потребности — в самосохранении, размножении и т. п.; 2) материальные потребности; 3) социальные потребности — в завоевании социального статуса, в признании, самоутверждении, творчестве, смысле жизни и т. д.

Потребность не может оставаться неудовлетворенной длительное время, так как она или угасает, или человек на ней фиксируется, «застревает». Блокированная потребность за­являет о себе настойчиво и упорно, принимает навязчивый харак­тер. Если естественное или легальное удовлетворение данной по­требности становится по каким-либо причинам невозможным, ее удовлетворение может принимать мнимые (уродливые, извращен­ные) или антисоциальные формы (мотивы).

Главные мотивы антисоциальной деятельности (преступного поведения):

    1. мотивы самоутверждения;

    2. защитные мотивы;

    3. замещающие мотивы;

    4. игровые мотивы;

    5. мотивы самооправдания.

Потребность в самоутверждении проявляется в стремлении человека утвердить себя в социальном, социально-психологическом и индивидуальном плане (мотив самоутверждения). Чаще всего человек не осознает этот процесс. Расхитители престижного типа, например, стремятся достичь определенного социального статуса или же сохранить его любым путем, в том числе и преступным. Если это становится для них невозможным, то воспринимать неудачу они будут как жизненную катастрофу.

Самоутверждение — наиболее распространенный мотив при совершении изнасилований. Переживание собственной неполноценности, ущербности как мужчины фиксирует его на фрустрирующем объекте. Желание избавиться от зависимости и, в тоже время, утвердиться в мужской роли может подтолкнуть такое лицо на совершение преступления, изнасилование. 

Значительное число убийств, считают многие исследователи, имеет субъективный, как правило, неосознаваемый смысл защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть (защитные мотивы). В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение упреждающих агрессивных действий.

«Он меня обругал, а я ни от кого не потерплю такого». Интересно, что О., по его же словам, убил не того, кто его оскорбил, а другого, рядом с ним стоявшего. Это говорит о том, что ему важно было реализовать свою готовность к нападению, а оскорбления были лишь поводом для вымещения защитной агрессивности.

Суть насильственных преступлений по механизму замещающих действий состоит в том, что если первоначальная цель становится по каким-либо причинам недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой, более доступной (мотивы замещения). Благодаря «замещающим» действиям происходит разрядка (снятие) нервно-психического напряжения в состоянии фрустрации.

«Замещение» действий, т. е. смещение в объекте нападения, может происходить разными путями.

Путем «генерализации» или «растекания» поведения, когда насильственные побуждения направлены не только против лиц, являющихся источником фрустрации, но и против их родственников, знакомых и т.д.

Путем эмоционального переноса. Например, подросток, ненавидящий своего отчима, портит его вещи.

К числу основных мотивов преступного поведения относится игровой. К представителям преступников-игроков принадлежат те, кто совершает преступления не только ради материальной выгоды, но и ради игры, доставляющей острые ощущения.

Игровые мотивы часто встречаются в преступных действиях воров-карманников и нередко тех, кто совершает кражи из квартир, магазинов и других помещений. Эти мотивы ярко проявляются в мошенничестве, где осуществляется интеллектуальное противоборство, состязание в ловкости, сообразительности, умении максимально использовать благоприятные обстоятельства и быстро принимать решения. Карточные шулера ведут как бы двойную игру — и по правилам, и обманывая, получая тем самым максимальные переживания от риска.

Универсальным мотивом преступного поведения является мотив самооправдания — отрицание вины и, как следствие, отсутствие раскаяния за содеянное.

Мотивы самооправдания преступного поведения проявляются в:

    1. искаженном представлении о криминальной ситуации, в которой избирательно преувеличивается значение одних элементов и преуменьшается роль других, в результате чего возникает иллюзия необязательности применения уголовного наказания;

    2. исключении ответственности за возникновение криминальной ситуации, которая понимается как роковое стечение обстоятельств;

    3. изображении себя жертвой принуждения, вероломства, коварства и обмана других лиц либо собственных ошибок и заблуждений, которые и привели к противоправным действиям;

    4. убеждении в формальности нарушаемых норм, обыденности подобных действий, в силу чего они расцениваются как допустимые;

    5. отрицании жертвы преступления и предмета преступного посягательства и тем самым игнорировании вредных последствий и общественной опасности деяния;

    6. умалении и приукрашивании своей роли в совершенном преступлении;

    7. облагораживании истинных мотивов своих действий, в результате чего они представляются извинительными и даже правомерными (защита справедливости и т.д.);

    8. рассмотрении себя в качестве жертвы ненормальных условий жизни, среды, которые как бы неизбежно толкнули на совершение преступления;

    9. гипертрофии собственных личностных качеств, утверждении своей исключительности, ставящей лицо, по его мнению, выше закона.