Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
тайпины.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
50.04 Кб
Скачать

Русско-китайские отношения

В XVII в. у Китая завязались отношения с Россией. Еще раньше китайские товары попадали на Русь, по-видимому, от кочевников. В XVI в. при Иване Грозном было снаряжено два посольства, чтобы найти путь в Китай через Среднюю Азию и Монголию. После основания Тобольска тамошний воевода посылал казаков на Дальний Восток.

Китайские товары стали продаваться на международной ярмарке в Ирбите на Урале. В России были собраны значительные сведения о Китае, его экономике и культуре. Русские казаки и крестьяне заселяли Забайкалье и Приамурский край, поднимали там целину, занимались хлебопашеством. Вдоль Амура они построили несколько острогов (огороженных поселений). Самыми крупными поселениями были Албазин на левом берегу Амура и Нерчинск на р. Шилке.

Цинское правительство отнеслось крайне враждебно к русским поселенцам, хотя их земли не граничили ни с исконными владениями маньчжуров, ни с Китаем. Недавние покорители племен, обитавших на северо-востоке, опасались их ухода к новым соседям. Некоторые крупные роды действительно перешли под покровительство России, стремясь избавиться от маньчжурского ига. Цинское правительство стало добиваться ухода русских казаков с берегов Амура. В 1658 г., когда о стране установилось относительное затишье, против албазинцев было направлено большое войско.

Русское правительство, со своей стороны, для того чтобы найти пути для установления мирных отношений с восточной державой, посылало в Китай своих представителей. В 1654 г. в Пекин для переговоров прибыл русский посол Федор Байков. Вслед за ним пытались наладить отношения Перфильев и приезжавший несколько раз в Пекин Сеиткул Аблин. Но цинские власти избегали всякой договоренности и чинили препятствия торговым людям.

В 1675 г. из Москвы в Пекин было направлено большое посольство, которое возглавил ученый молдаванин Спафарий (Николай Милеску), состоявший на российской службе. Посольству было дано задание передать богдыхану грамоту русского царя, пригласить китайских официальных представителей в Россию, условиться о языке и церемониале переговоров, найти водный путь и кратчайшую дорогу по суше в Китай. Спафарий должен был пригласить в Россию китайских купцов, чтобы расширить торговые связи.

Посольство находилось в Пекине более года, но вследствие недружественной в отношении России политики цинских властей переговоры успеха не имели. Спафарий со своими спутниками возвратился в Россию.

Цины продолжали настаивать на уходе казаков из Приамурья и упорно требовали выдачи им вождей местных племен, которые приняли русское подданство. Установить дипломатические и торговые отношения с Россией они отказывались. После победы над китайскими патриотами на материке и о-ве Тайвань маньчжуры начали военные действия против русских. В 1684 г. большое войско, оснащенное артиллерией, двинулось к Амуру.

Албазинцы, которых было всего 350 человек, защищались до последней возможности, но все же были вынуждены покинуть, острог. Однако осенью, когда созрел хлеб, они вернулись для сбора урожая и отстроили свои дома. Канси через военнопленных посылал свои требования и жалобы в Москву. Царское правительство обвиняло богдыхана в том, что он начал войну без формального ее объявления.

Агрессивность цинского правительства нарастала. Канси вновь послал к Албазину свои войска, оснащенные сильной артиллерией. Цинские войска не смогли взять острог штурмом и принялись строить вокруг Албазина высокий вал, чтобы отрезать поселенцев от остального мира.

Московское правительство усиленно добивалось мирных взаимоотношений на Востоке, в особенности после возникновения осложнений на западных рубежах.

Для переговоров с цинским правительством было направлено русское посольство во главе с Федором Головиным. Канси не хотел пускать миссию в Пекин; с помощью некоторых монгольских ханов он решил уничтожить посольский отряд, но русские отразили их нападение. Все же переговоры начались не в Пекине, а в Нерчинске, куда с сильным войском и советниками-иезуитами прибыла миссия цинского двора. Переговоры проводились в обстановке постоянной угрозы военного нападения на русских. Несмотря на опасность и интриги, Головин добился подписания договора.

Албазин, героически защищавшийся многие годы, был срыт самими русскими, а Аргуньский острог перенесен на левый берег реки. Маньчжуры запретили кому бы то ни было селиться на оставленной русскими территории, и она надолго осталась безлюдной. Соглашение, подписанное в Нерчинске 27 августа 1689 г., было первым договором Китая с европейцами. Ради установления дипломатических отношений с Китаем и расширения торговли московское правительство под угрозой силы было вынуждено пойти на существенные уступки.

Нерчинский договор означал для России потерю значительной территории, которая в последующие 170 лет (до возвращения ее России) не была даже заселена подданными Цинской империи. Цины, обязавшиеся содействовать русско-китайской торговле и разрешить китайским купцам поездки в Россию, продолжали чинить препятствия торговым связям.

В период царствования Петра I продолжалась политика сближения России с Китаем. В связи с необходимостью отправлять в Пекине церковную службу, поскольку там жили плененные в разное время албазинцы, Петр I добился согласия на посылку духовных лиц. В 1715 г. в Пекине была учреждена постоянная православная миссия, которая выполняла дипломатические и торговые функции. Караваны, приходившие из Сибири с ценными мехами и другими товарами, останавливались на подворье миссии, где и производили торговый обмен.

Миссия стала источником научных знаний о Китае и школой изучения китайского и маньчжурского языков. Так, китайским языком овладели Илларион Россохин, ставший позднее переводчиком в Академии наук, и Алексей Леонтьев, секретарь коллегии иностранных дел. Леонтьев известен своим переводом цинского законодательства и многими другими трудами. Начальником Российской духовной миссии в 1807-1821 гг. был Н. Я. Бичурин (Иакинф) — впоследствии крупнейший русский китаевед, оставивший много ценных трудов.

Между 1719 и 1727 гг. в Китай не раз приезжали посланцы петербургского правительства, поднимавшие вопрос об учреждении дипломатических представительств и о предоставлении права русским купцам торговать в городах Срединной империи. В 1728 г. обе стороны заключили Кяхтинский договор, проведя разграничение по принципу: «каждый владеет тем, чем владеет теперь». Кяхта и слобода Цурухайту на р. Аргунь были объявлены постоянно действующими пунктами русско-китайской торговли. Цины обещали не чинить препятствий караванам, один раз в три года прибывавшим в Пекин.

Цинский двор, имевший агрессивные намерения в отношении Джунгарского ханства, пытался заручиться помощью России для исполнения своих устремлений. С этой целью в Петербург было направлено посольство, номинальной задачей которого было поздравление Петра II с восшествием на престол. Но поскольку этот император уже умер, то Юн-чжэн отрядил следом второе посольство для поздравления Анны Иоановны. Несколько членов посольства отправились на Волгу, где жили калмыки, чтобы уговорить их переселиться на восток и выступить против джунгаров. Но калмыки решительно отказали цинским посланцам. Русское правительство заняло в конфликте с Джунгарским ханством нейтральные позиции. После разгрома ханства Цины отказались посылать посольства.

В XVIII в. развивалась пограничная торговля с Россией через Кяхту. В Россию ввозили чай, ревень, фарфор, тростниковый сахар, драгоценные камни, шелка и хлопчатобумажные ткани. Русские купцы вывозили меха, сукна, зеркальное стекло. В 40-60-х годах XVIII в. царское правительство запретило ввоз китайских товаров через Западную Европу, а на ввоз некоторых товаров через Сибирь сняло пошлину. Радищев в известном письме о китайском торге сделал подробный обзор русско-китайской торговли.

Несмотря на все препятствия и ограничения, которые чинили маньчжуры, торговые, а отчасти и культурные связи Китая с другими странами укреплялись.

1. Предпосылки народных волнений.

 

Причины, которые привели к началу одного из крупнейших в истории Китая народных восстаний, поставившего под угрозу правление цинской династии и продолжавшегося пятнадцать лет, представляли собой сложное переплетение факторов, носивших традиционный характер, с новыми явлениями, связанными с вторжением иностранных держав. Приметы династийного кризи­са, о котором речь шла выше и которые проявили себя в восста­ниях рубежа XVIII—XIX вв., были усугублены последствиями интенсивного вовлечения китайского общества в мировые хозяй­ственные и культурные связи.

Возможно, наиболее значительные последствия, приведшие к росту народного недовольства, имело все более увеличивавше­еся отрицательное сальдо Китая в торговле с западными держа­вами, что в свою очередь было результатом огромного увеличе­ния ввоза в страну опиума. На протяжении 1820-1840-х гг. в ре­зультате торговых операций китайская экономика получила около 10 млн лянов серебра прибыли, в то время как вывезено его из Китая было примерно 60 млн. Это отразилось на рыночном соот­ношении серебра и медной разменной монеты. Так, если в нача­ле XIX в. за один лян серебра давали 1 тыс. медных монет (туц-зыр), то в начале 1840-х гг. — до 1500 монет. Последнее обстоя­тельство имело самое непосредственное отношение к проблеме налогового бремени. Как отмечалось выше, поземельный налог назначался в зависимости от количества и качества земли и исчислялся в граммах серебра. Непосредственная выплата произво­дилась медной монетой в соответствии с реально складывающимся на рынке соотношением. Таким образом, реальное налоговое бре­мя, и в первую очередь на территории провинций Южного Ки­тая, через которые и шла основная торговля с Западом, должно было увеличиться, и весьма существенно.

Второе обстоятельство, также связанное с иностранным втор­жением и питавшее источники народного недовольства, состоя­ло в перенесении основного объема торговли после первой «опи­умной» войны в приморские провинции бассейна Янцзы. Это было результатом сопротивления, которое встретили иностранцы в Гуандуне, а также открытия для иностранной торговли целого ряда новых приморских городов. Товары, которые раньше прихо­дилось транспортировать на юг, теперь было весьма удобно от­правлять за границу, используя водную транспортную сеть бас­сейна Янцзы. Это лишило работы весьма значительную часть на­селения южных провинций, принадлежавшего к общественным низам, которые к середине XIX в. уже традиционно были связа­ны с перевозками товаров для иностранной торговли.

Таким образом, новые факторы, связанные с воздействием мирового рынка и капитализма, стали как бы частью традицион­ного механизма, действие которого приводило к обострению ди-настийного кризиса и вспышке народного сопротивления.

К отмеченным обстоятельствам следует добавить и ряд дру­гих, носивших вполне традиционный характер. Народное недо­вольство вызвали последствия стихийных бедствий, обрушивших­ся на Китай в 40-е гг. XIX в. Плохое содержание ирригационных сооружений привело к тому, что в 1841 и 1843 гг. Хуанхэ прорва­ла дамбы, контролировавшие ее течение. Это вызвало затопление огромных территорий, в результате чего погибло около 1 млн человек. В 1849 г. в провинциях нижнего течения Янцзы случился один из самых жестоких неурожаев в XIX в. Засуха, ураганы и нашествие сельскохозяйственных вредителей почти полностью Уничтожили посевы.