Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 2023 / Соловьев А.А. Монография.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
2.59 Mб
Скачать

§ 2.2. Структура системы регламентации в области спорта

Считаем необходимым рассмотреть вопрос о соотношении права и иных форм регулирования в области спорта.

Современные требования к соревнованиям давно уже не укладываются в относительно компактные правила видов спорта, напротив, наблюдается резкий рост норм регулирования спорта, как со стороны государства, так и со стороны иных регуляторов – международных и национальных спортивных организаций377.

Как указывает один из ведущих российских специалистов в области спортивного права С.В. Алексеев, «нормативный компонент международного спортивного движения» включает:

– внутреннее право государств;

– международное право;

– разного рода международные рекомендательные и политические нормы («мягкое право»);

– неправовые внутригосударственные и международные правила (прежде всего, в виде моральных, этических норм; норм, рожденных цивилизационными особенностями и различиями)378.

Нам будет удобнее несколько переформулировать этот перечень, привязав его к исследуемым вопросам, и определить следующим образом структуру системы регламентации в области спорта:

1) документы международного публичного права, включающего в себя:

– общепризнанные принципы и нормы международного права;

– международные конвенции;

– документы международных межгосударственных организаций379;

– двух- и многосторонние межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения о сотрудничестве в области спорта;

2) национальное (внутреннее) право государств;

3) «lex sportiva» (совокупность материальных и процессуальных норм (правил) неправовой регламентации).

Полагаем, что особый интерес вызывает соотношение между первой и второй группами, с одной стороны, и третьей группой, с другой.

Обратимся в первую очередь к документам международного публичного права в области спорта.

Т.Д. Матвеева пишет, что «международное публичное право представляет собой особую, специфическую систему права, его принципы образуют фундамент мирового порядка, основанного на законности, а его формы выступают как основные и необходимые инструменты регулирования межгосударственных отношений. В от­личие от внутригосударственного права, которое регулирует об­щественные отношения, складывающиеся внутри государства, международное право призвано регулировать отношения, опре­деленные публичные отношения, складывающиеся в рамках все­го мирового сообщества»380.

Вместе с тем, по мнению И.Н. Барцица, «на основе анализа положения Конституции РФ о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, нельзя утверждать, будто приоритет над национальным законодательством имеют любые договорные нормы международного права. Подобным договором является только международный договор Российской Федерации межгосударственного, межправительственного или межведомственного характера, ратифицированный и официально опубликованный»381.

Хотя Международный олимпийский комитет не обладает статусом ООН, ЮНЕСКО или иных подобных организаций, хотя основная масса нормативной регламентации в области спорта на международном уровне не является правовой, не имеет отношения к государствам или межгосударственным отношениям, тем не менее нельзя утверждать, что не существует международного права в области спорта.

Можно выделить следующие группы международных правовых актов в области спорта, а также привести их некоторые примеры: