Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 2023-2024 / примаРСО статья.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
47.54 Кб
Скачать

Что в итоге получилось

А получилось, в общем, то, что и должно было получиться по самому первому чубайсовскому плану реформы РАО. Все, ну или почти все, магистральные линии электропередачи оказались в Федеральной сетевой компании (ФСК), подконтрольной государству. Точно так же вся ключевая гидрогенерация (за исключением небольших станций, а также станций, входящих в не подконтрольные РАО компании вроде «Иркутскэнерго» и Красноярской ГЭС) вошла в состав подконтрольной государству ГидроОГК. Вся остальная генерация была поделена на шесть оптовых генерирующих компаний (ОГК) и 14 территориально-генерирующих компаний (ТГК), предполагаемых для продажи. В ОГК входят в основном крупные станции, разбросанные в некоем «произвольном» порядке по территории страны и включающие в себя как совсем старые, так и достаточно новые объекты. В ТГК входят станции и ТЭЦ регионального и местного значения, собранные по территориальному признаку. Из старых АО-энерго помимо магистральных сетей и генерации были выделены сбытовые структуры, большая часть которых уже продана на аукционах частным инвесторам. После этого в АО-энерго остались лишь местные распределительные сети. Эти остатки АО-энерго были объединены в восемь межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК). За бортом реформы фактически осталась дальневосточная энергетика, объединенная в РАО «Энергетические системы Дальнего Востока». В отдельную структуру «ИнтерРАО» были выделены зарубежные активы РАО ЕЭС, а также новые станции — либо строящиеся со сторонними партнерами (типа Росэнергоатома), либо нацеленные на экспорт электроэнергии.

Наиболее интересным для анализа последствий реформы является как раз структура ТГК и ОГК вкупе со списком их реальных и потенциальных стратегических инвесторов (см. карту)

Мегасплит

С 1 июля мы будем жить без РАО «ЕЭС России». На протяжении 13 лет акции компании оставались одними из самых ликвидных бумаг отечественного фондового рынка. Торги ими на РТС начались 1 сентября 1995 года. 30 мая 2008-го стал последним днем торговли акциями РАО на РТС (последняя сделка прошла по цене 1,02 доллара, на дату «смерти» капитализация компании, таким образом, составила 41,863 млрд долларов). А 6 июня удар в колокол на ММВБ известил об окончании истории биржевой торговли акциями РАО «ЕЭС России».

РАО ЕЭС была любимой бумагой спекулянтов. «Волатильность демонстрировали просто чудовищную», — вспоминают брокеры. За день по рынку проходило по 500 млн акций РАО ЕЭС, в хорошие времена оборот мог составить и 1 млрд штук (при цене 20–25 рублей за акцию). Энергохолдинг уверенно тянул рынок вверх, обеспечивая значительную долю оборота всего рынка. Бывали дни, когда оборот акций РАО достигал 80% всей торговли. По данным обеих бирж, общий объем торгов акциями РАО за все время составил более 711,3 млрд долларов. Количество акций, с которыми были совершены сделки, при этом превысило 1,7 трлн штук, общее число сделок составило более 40 млн. В прошлом году акции РАО вошли в книгу рекордов индекса РТС как «Самая ликвидная бумага» за 12 лет существования индекса.

Большинство энергетических акций уже представлены на рынке, однако активная торговля ими начнется после того, как держатели бумаг РАО ЕЭС получат на свои счета положенное им количество акций компаний, выделенных из холдинга в процессе реорганизации: шесть ОГК, 14 ТГК, ГидроОГК, ФСК, МРСК-холдинг, РАО «Энергетические системы Дальнего Востока», «ИнтерРАО», а также акции трех спецхолдингов –«Газпрома», «Норникеля» и СУЭК — для голосовавших против реорганизации РАО. Произойдет это с 9-го по 14 июля, так что самое время оценить риски.

Теперь на рынке более сотни энергетических бумаг с совокупной капитализацией более 100 млрд долларов. И биржевики ломают головы, что им делать с этим богатством — с генерациями, сетями, сбытами и прочими «энергозверями».

Со спецхолдингами «Газпрома» и «Норильского никеля» все более или менее ясно. Доли в спецхолдингах на биржах не торговались и вряд ли когда будут.

«ИнтерРАО» — монопольный оператор экспорта-импорта электроэнергии. С учетом масштабных планов «ИнтерРАО» по экспансии акции этой компании могут обладать значительным потенциалом роста, уверены игроки. Не стоит забывать и о том, что эти бумаги, очевидно, будут крайне интересны иностранным инвесторам.

В РАО «Энергетические системы Дальнего Востока» вошли все дальневосточные активы РАО — распылять их руководство энергохолдинга сочло нецелесообразным. Дальневосточный холдинг обещает занять место среди наименее ликвидных компаний — никто из инвесторов пока не может понять, что же здесь будет происходить.

«Сбыты» — это те, кто продает энергию конечному потребителю, на рынке энергосбытовых компаний более сорока. По меткому выражению брокеров, «сбыты — это типичное казино». Сектор обещает быть крайне спекулятивным, чересчур волатильным, но при этом низколиквидным и, главное, непонятным для инвесторов. «Тем, кто решится зайти сюда, нужно быть предельно осторожным и если вкладываться, то совсем ненадолго», — советуют аналитики. Ведь на что здесь делать ставку, совершенно неясно. Пока что аналитики не могут даже понять, по каким показателям проводить оценку энергосбытовых компаний. Возможно, ситуация как-то начнет проясняться по мере решения вопросов с базой потребителей в каждом конкретном «сбыте». Но игроки полагают, что наступит это очень нескоро.

«Сети» — это восемь МРСК (межрегиональные распределительные сетевые компании Урала, Сибири, Центра, Волги, Центра и Приволжья, Юга, Северного Кавказа и Северо-Запада), МРСК-Холдинг и ФСК. Все они владеют электрическими сетями. Событий здесь особых не ожидается, рентабельность их монопольного бизнеса будет регулироваться государством. Так что «сети» смело можно причислять к низкорискованным, но вместе с тем и среднеликвидным вложениям.

Наибольшая рыночная активность ожидается в «генерации».