Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Актуальные проблемы гражданского права_Вып. 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
1.31 Mб
Скачать

Перестрахование

В отношениях по перестрахованию общество взаимного страхова­ния может выступать как в роли перестрахователя, так и перестрахов­щика. В последнем случае ОВС, созданное в форме коммерческой орга­низации, действует как любой другой перестраховщик и в специальном регулировании не нуждается. Интерес может представлять только си­туация, когда перестрахователи осуществляют перестрахование на вза­имной основе. При этом, вообще говоря, экономическая целесообраз­ность передачи страховщиками, учрежденными как коммерческие орга­низации, риска убытков или убыточности своей деятельности для их перестрахования в ОВС на основе взаимности не находит своего логи­ческого обоснования.

Как известно, страховые организации прибегают к перестрахова­нию в интересах достижения устойчивости своего страхового портфеля. Кроме того, нередки ситуации, когда, как отмечал К.К. Гун, «перестра­хование служит для страховщиков также источником дополнительной прибыли, так как за переданные перестрахования они получают со сво­их перестраховщиков комиссию, которая не только покрывает расходы страховщика по приобретению страхований, но и оставляет им значи­тельный излишек в виде чистой прибыли»1. И хотя передача страховы-

1 Гун К.К. Указ. раб. С. 18.

214

ми организациями рисков на перестрахование может производиться в порядке взаимности1, перестрахование посредством ОВС, когда даже отсутствие убытков для конкретного страховщика (перестрахователя) -участника такого общества может повлечь расходы, связанные с нали­чием убытков у других его членов, лишено для страховых организаций какого бы то ни было экономического смысла. Поэтому можно утвер­ждать, что рациональным содержанием наполнено лишь перестрахова­ние на взаимной основе ОВС, выступающими в качестве перестрахова­телей - участников этого взаимного перестрахования.

Фактически перестрахование риска возникновения убытков при осуществлении своей уставной деятельности обществами взаимного страхования на взаимной основе означает создание все того же ОВС. Поэтому для последнего перестрахование (выступление в качестве пе­рестраховщика), с точки зрения выполняющей эту операцию коммерче­ской страховой организации, тем не менее означает осуществление «нормального» (основного) взаимного страхования с соблюдением всех правил и требований, предъявляемых к ОВС законом в такой ситуации. Данный подход, однако, не снимает вопрос о том, влияет ли тот факт, что участниками ОВС-перестраховщика являются также организации, осуществляющие взаимное страхование, на то, что взаимное страхова­ние в данном случае должно сохранять все или только некоторые осо­бенности перестрахования.

Экономическая теория страхования выработала системный подход к перестрахованию, определив виды страхового интереса перестрахова­теля и соответствующие им риски, передаваемые в перестрахование убытков и убыточности, а также способы передачи рисков с этой целью перестраховщику и соответствующую им классификацию договоров перестрахования - специальные и генеральные, облигаторные, факуль­тативные и смешанные, квотные и эксцедентные2 — в целом соответст­вующий положениям ст. 967 ГК и ст. 13 Закона об организации страхо­вой деятельности в РФ. Поставленный выше вопрос теперь можно сформулировать следующим образом: соответствует ли форма и содер­жание отношений между ОВС-перестраховщиком и ОВС — его участни­ками - всему многообразию отношений, возникающих между перестра-

1 См.: Гун К.К. Указ. раб. С. 18.

2 См., например: Гун К.К. Указ. раб. С. 18; Воблый К.Г. Указ. раб. С. 218-224.

275

ховщиком и перестрахователями в процессе коммерческого перестрахо­вания? В чем заключается страховой интерес ОВС-перестрахователя?

С ответами на поставленные выше вопросы непосредственно свя­зан и ответ на вопрос о том, каково положение ОВС-перестраховщика при ретроцессии принятого им риска (что допускается п. 4 ст. 967 ГК, поскольку общество в подобной ситуации выступает в том же самом качестве, что и ОВС-перестрахователь)?

Для решения вышеназванной проблемы необходимо исследовать положение общества, выступающего в роли перестрахователя. В данном случае сразу встает новый вопрос: а допустимо ли вообще перестрахо­вывать риски, взятые таким обществом на страх на принципе взаимно­сти?

Основной целью ОВС является страхование его участников от не­счастий, им всем угрожающих, а способом достижения данной цели -распределение между ними убытков, возникающих в результате насту­пления страхового случая1. Поэтому, как уже отмечалось в настоящей работе, одна из характерных черт ОВС - возложение бремени последст­вий наступления страхового риска на всех участников общества про­порционально внесенным ими в соответствии с требованиями данного общества взносам.

С этой точки зрения перестрахование принятых ОВС рисков в лю­бом объеме свело бы взаимное страхование к виду обычного коммерче­ского, в котором общество, интегрировав в себе риски своих участников, становится единым от их имени страхователем в новом отношении стра­хования (перестраховании). При этом участники общества понесли бы не бремя расходов в связи с наступлением страхового события, но лишь риск утраты части произведенных ими взносов в общество, пошедших на формирование страховой премии страховщику в новом отношении стра­хования (перестраховщику). Поэтому если принимать во внимание только эти соображения, перестрахование для ОВС следовало бы признать недо­пустимым ввиду нарушения основного принципа взаимного страхования.

С другой стороны, обязанность членов ОВС делать по требованию общества взносы, предусмотренные его учредительными документами и правилами, не может быть неограниченной. Максимально возможный размер взносов, взимаемых обществом с любого его участника в тече-

См.: Серебровский В.И. Указ. раб. С. 40-41.

216

ние определенного периода времени (как правило, одного финансового года), должен быть определен в учредительных документах ОВС и до­веден до сведения лица, заявившего о своем желании вступить в обще­ство, при его вступлении.

Таким образом, наступление страхового случая (случаев), убытки от которого не могут быть покрыты за счет резервов общества даже при условии взимания с его участников дополнительных (аварийных) взно­сов в максимальном предусмотренном правилами общества и его учре­дительными документами размере либо уменьшают резервы общества (с учетом дополнительно собранных взносов) до уровня ниже предельно допустимой величины (минимального размера учредительного фонда, предусмотренного для ОВС законом), приводит к невозможности даль­нейшей деятельности данного общества. Из этого следует, что возмож­ность наступления такой ситуации должна предусматриваться общест­вом. В связи с этим имеет место необходимость планирования соответ­ствующих мероприятий, позволяющих избежать негативного действия ее последствий на функционирование общества. К числу таких меро­приятий однозначно следует отнести перестрахование принятых ОВС рисков в определенной части.

При перестраховании оригинальный страховщик (перестрахова­тель) выступает в роли страхователя во вновь возникающем отношении страхования. Поэтому для установления такого правоотношения необ­ходимо соблюдение общих правил, выработанных страховой наукой.

Первое правило - «нет интереса - нет страхования»1, определяю­щее наличие страхового интереса у страхователя, - будет соблюдено только тогда, когда возникает угроза нормальному функционированию ОВС ввиду снижения его активов ниже предельно допустимого для данного вида страховых организаций уровня, а возможность их восста­новления за счет взносов участников общества на данный конкретный промежуток времени исчерпана. При невозможности наступления такой ситуации ОВС не может иметь страхового интереса, поскольку в соот­ветствии с общим принципом взаимного страхования убытки, связанные с наступлением страхового случая, должны равномерно распределяться между его членами.

1 Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. Т. 2. Л., 1961. С. 434.

217

Второе правило - «не допускается страхование сверх страхового интереса»1, ограничивающее возможную сумму страхового возмеще­ния размером действительного страхового интереса, определенного в денежном выражении, - устанавливает пределы компенсации убытков ОВС со стороны перестраховщика суммой уменьшения активов относи­тельно их минимально допустимого размера.

В самом деле, перестрахование в соответствии с законом может рассматриваться как страхование предпринимательского риска (п. 2 ст. 967 ГК), т.е. как разновидность имущественного страхования (п. 2 ст. 929 ГК), однако с тем ограничением, что риск неполучения ожидае­мых доходов для ОВС, созданных в форме некоммерческой организа­ции, иметь места не может. Таким образом, в случае наступления стра­хового события для ОВС-перестрахователя можно говорить об оценке размера понесенных им страховых убытков, которые не могут превы­шать величины его страхового интереса. Применительно к данному случаю определение страховых убытков, данное О.С. Иоффе2, можно сформулировать следующим образом: под ними следует понимать фак­тический прямой ущерб, который возник для заинтересованного лица (ОВС) в результате наступления страхового события, нанесшего вред объекту страховой охраны. Остается установить, что именно описанный случай следует рассматривать как фактический прямой ущерб объекту страховой охраны.

С этой целью надо принять во внимание следующее:

1) исполнение обязанности участников общества по уплате регу­лярных и аварийных взносов должно признаваться нормальным функ­ционированием механизма взаимного страхования;

2) предполагаемые требования любого участника ОВС к послед­нему в связи с имущественными интересами этого участника, которые он пытается защитить путем вступления в общество, не могут превы­шать тех возможностей, которые общество имеет или будет иметь как результат исполнения его участниками своих обязательств перед обще­ством;

3) ОВС создается его участниками на длительный период, и по­следние имеют интерес в его сохранении даже тогда, когда оно испол-

1 Иоффе О.С. Указ. раб. С. 434. См. там же. С. 435.

218

нило свои обязательства по отношению к одному или нескольким (даже всем) участникам общества и вследствие этого находится на грани не­состоятельности.

Указанные обстоятельства приводят к единственному выводу о том, что страховые убытки общества могут быть признаны прямыми и фактическими только в том случае, когда после исполнения участника­ми ОВС предусмотренных его учредительными документами обяза­тельств по погашению дефицита общества, тем не менее размер чистых активов общества уменьшился или может уменьшиться ниже мини­мального размера учредительного фонда, установленного для ОВС за­коном. При этом размер страховых убытков определяется как разница между минимальным размером учредительного фонда и величиной чис­тых активов общества, остающихся в его распоряжении после исполне­ния обществом своих обязательств, связанных с осуществлением вза­имного страхования, с учетом обязательств его участников по внесению регулярных и аварийных вносов в интересах погашения возникшего или могущего возникнуть дефицита ОВС.

Принимая во внимание вышеизложенные соображения, логично будет ответить на поставленные ранее вопросы следующим образом. Перестрахование для ОВС, страхующих риски своих членов, допустимо лишь в той части возможных убытков, которая превышает способность ОВС самостоятельно возместить причиненный его членам ущерб в со­ответствии со взятыми на себя обществом и его членами обязательства­ми за счет средств предназначенных для этого страховых и иных фон­дов.

Таким образом, на наш взгляд, у ОВС возникает право на передачу части принятых им на страх рисков для перестрахования в том случае, если соответствующие им обязательства общества превышают размер страхового и иных его фондов, предназначенных исключительно для осуществления взаимного страхования в части такого превышения. За­метим, что обязанность страховщика (каковым является и ОВС) застра­ховать у перестраховщиков риск исполнения своих обязательств возни­кает только тогда, когда он принял обязательства в объемах, превы­шающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов (п. 2 ст. 27 Закона об организации страхового дела).

В нашем случае это означает, что в ситуации, когда взятые на себя обществом обязательства по своему объему превышают размер средств, предназначенных для осуществления взаимного страхования, но менее

219

суммарного размера собственных средств и страховых резервов, право принятия решения о необходимости передачи части рисков в размерах, превышающих объем предназначенных для осуществления взаимного страхования средств, принадлежит исключительно взаимным страхова­телям (участникам ОВС). Отрицательное решение, принятое обществом по этому вопросу, лишает его участников права в случае наступления страхового события требовать возмещения причиненных этим убытков в сумме свыше специально предназначенных для этого средств общест­ва.

Выше подчеркивалось, что особое значение обязательного страхо­вания заключается в том, что оно обеспечивает дополнительные соци­альные гарантии нуждающимся в этом лицам, круг которых определя­ется соответствующими правовыми актами об обязательном страхова­нии. Поэтому, представляется, при осуществлении обязательного стра­хования на взаимной основе такие гарантии не должны умаляться в свя­зи с тем, что финансовое состояние ОВС-страховщика помимо прочего зависит также и от возможностей его участников-страхователей по своевременной уплате аварийных взносов (да и регулярных тоже). Это во всех отношениях справедливое требование могло бы быть соблюде­но, если бы законом ОВС, осуществляющие обязательное страхование на взаимной основе, были обязаны осуществлять перестрахование взя­тых ими на себя обязательств, превышающих размер имеющихся у об­щества страховых и иных фондов, предназначенных в этих целях (без учета возможной уплаты участниками общества аварийных взносов), в объеме такого превышения.