Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Курочкин С.А. Третейское разбирательство гражданских дел в Российской Ф.rtf
Скачиваний:
4
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
2.03 Mб
Скачать

§ 2. Понятие и система принципов третейского разбирательства Правовая природа принципов третейского разбирательства

Основные начала правового регулирования отношений, возникающих при рассмотрении и разрешении гражданских дел в третейском суде, отражаются в принципах третейского разбирательства. С.С. Алексеев определял принципы права как выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни. Принципы - это то, что пронизывает право, выявляет его содержание в виде исходных, сквозных идей, главных его начал, нормативно - руководящих положений *(243). В.М. Семенов определял принципы права как важнейшие показатели его сущности и содержания, основные качественные особенности права как такового *(244). И с этих позиций принципы права можно считать требованиями, которым оно должно отвечать, чтобы играть роль и выполнять функции права определенного типа *(245). С.Н. Федулева рассматривает принципы гражданского процессуального права как обусловленные экономическим и общественным строем государства основные положения гражданского процессуального права, определяемые содержанием соответствующей отрасли права, выражающие ее сущность, охватывающие все правила гражданского процесса и институты гражданского процессуального права *(246).

Принципы процессуального права не регулируют отношения сторон, поэтому следует говорить не о регулировании правоотношения принципами как таковыми, а об их роли в процессе регулирования гражданского судопроизводства процессуальным правом *(247). При этом, как отмечает В.Ф. Тараненко, принципы не регулируют отдельные, частные вопросы этого процесса, они всегда определяют в организации деятельности тех или иных юрисдикционных органов главные, исходные моменты, из которых в свою очередь следуют положения более частного характера, отраженные в различных нормах процессуального законодательства *(248).

Серьезный импульс в изучении принципов третейского разбирательства задан новой формулировкой ст. 18 Закона о третейских судах. Так, например, В.Н. Тарасов определяет принципы третейского процессуального права как основные начала и положения этой отрасли права, закрепленные законодательно и отражающие ее специфику и содержание *(249). Прежде всего, по мнению В.Н. Тарасова, принципы третейского процессуального права должны получить свое закрепление в законодательстве. Такая формулировка является не совсем верной, поскольку среди источников третейского права законодательство занимает хотя и основное, но не единственное место. В этом и заключается отличие третейского права от гражданского и арбитражного процессуального права. Это положение сохраняет свою силу и с учетом высказанного В.М. Семеновым мнения, что закон является единственным способом объективизации правовых принципов *(250), поскольку особенностью правового регулирования третейского разбирательства является закрепление принципов третейского права и в локальных нормативных актах (регламентах постоянно действующих третейских судов, положениях о третейском суде и т.д.). Более того, в третейском праве имеются принципы, которые не нашли отражения в законодательстве, а закреплены в других источниках *(251). Поэтому следует подчеркнуть, что принципами третейского права являются основные начала, получившие закрепление в источниках третейского права.

Неудачным является и указание в законе на то, что принципы отражают содержание отрасли третейского процессуального права. Содержание отрасли составляют ее нормы, объединяемые в институты, а не принципы. Принципы же права определяют не содержание, а характер права и правового регулирования *(252).

В юридической литературе и локальных нормативных актах наблюдается смешение категорий "принципы" и "преимущества", "принципы" и "отличительные (характерные) черты" третейского разбирательства. Это обстоятельство обусловило необходимость тщательного изучения и систематизации принципов третейского разбирательства, выделения принципов третейского права из ряда явлений и феноменов, которые так или иначе фигурируют в качестве основных начал и возводятся некоторыми авторами в ранг принципов. Сначала необходимо выделить признаки, определяющие возможность отнесения той или иной категории к числу принципов. А.А. Ференс-Сороцким были отмечены признаки, критерии, при отсутствии хотя бы одного из которых возможность отнесения правила к числу принципов процесса исключается *(253):

1) принципы по своему содержанию должны представлять определенные идеи общего характера, служащие концентрированным выражением господствующих в обществе политических и правовых воззрений;

2) идея, составляющая содержание принципа гражданского процессуального права, должна получить закрепление в действующих источниках права;

3) принцип гражданского процессуального права должен определять типичные черты гражданского процесса, т.е. закреплять идею, на которой он построен;

4) общее правило, включенное в систему принципов отрасли, должно иметь особую значимость для гражданского процесса и специфику проявления в данной отрасли права;

5) принцип гражданского процессуального права должен носить общепроцессуальный характер и определять деятельность на всех стадиях процесса и во всех видах судебных производств.

Именно поэтому, по мнению А.А. Ференс-Сороцкого, в систему принципов гражданского процессуального права не включаются принципы отдельных институтов. Аналогичную позицию занимает Е.А. Виноградова, отмечающая, что принципы имеют общее значение для третейского разбирательства в целом, а не для отдельных его стадий *(254). Трудно согласиться с этой точкой зрения, особенно в условиях общего признания существования принципов отдельных стадий процесса, принципов отдельных процессуальных институтов, в том числе межотраслевых институтов.

Признание третейского разбирательства частью гражданского процесса в его широком понимании дает возможность применить по аналогии указанные А.А. Ференс-Сороцким признаки и для принципов третейского права. Таким образом:

1. Принципы третейского права по своему содержанию представляют определенные идеи, основные начала общего характера, выражающие взгляды общества на феномен третейского разбирательства гражданских дел, и в этом смысле они являются элементом правосознания, правовой культуры общества, продуктом сознательного творчества людей, народа, законодателя.

2. Теоретический постулат, отражающий содержание принципа третейского разбирательства, должен быть закреплен в источниках третейского права. В.М. Семенов отмечал, что независимо от формы нормативного выражения отраслевые принципы не могут существовать вне права - иначе они будут идеями, теориями, взглядами, но не принципами отрасли права *(255). Поэтому без нормативного закрепления ни одна идея, ни одна "характерная особенность" третейского разбирательства не могут быть признаны принципами. По этим же причинам принципы третейского разбирательства не могут быть закреплены и в ГПК РФ, как об этом говорит А.И. Зайцев *(256).

3. Общее положение, включаемое в систему принципов третейского права, должно иметь особую значимость для процесса рассмотрения дела в третейском суде и специфику проявления.