Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
14
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
603.14 Кб
Скачать

Глава 4 — ссылка народов

Колониальные покорения не знали высылки народов.— Сталинский опыт — первый.— Первые «спецпереселенцы» в Мужичью Чуму.— Высылка корейцев с Дальнего Востока в 1937.— Высылка финнов и эстонцев в Карелию, 1940.— Вы­сылка немцев Поволжья в 1941.— Высылка разных наций в годы войны.— Техника изгнания народа.— Торжество единообразия.— Лишь малые трещины в нём.— Ку­да ссылались нации.— Прореженье прибалтийцев.— Почему начинали с офице­ров.— Принципы отбора из нации.— Высылка прибалтийцев и западных украинцев в 1948—1951.— Что ещё было в планах Сталина? — Прибалтийские постановления и категории ссылаемых.— Как повысилась техника высылки.— Эстонцы в этапе.— Моление о войне в те годы.— Теплота встречи сибиряками.— Комсомольский актив.— Как купили 10 вагонов ссыльных на Чулым.— На рудниках Хакасии. «Старатели».— Сравненье с заводскими крепостными.— Спецпереселенцы в колхо­зе: колхоз и лагерь вместе.— Прибалтам — кайло, лопата!— Картинки быта.— «Гражданские права» как ещё одна гиря.— О, как однообразно!. .

Немцы, греки, корейцы в казахстанской ссылке.— Непокорные чечены.— Слу­чай с семьёй Худаевых.— Значение кровной мести.

Глава 5 — кончив срок

Тюремная мечта о ссылке.— Подпал и я. — 50-е годы. Преимущество ссыльных перед мнимо освобождёнными.— Тюремные суеверия при освобожде­нии.— Едем на юг!— Ещё одно освобождение.— Владимир Александрович Васильев.— Новый след Эрика Андерсена.— Предположительная версия о нём.— Решаю­щий миг назначения места.— Сознание высшее: не ловчить.— Вечная ссылка, в неувязке даже с советскими законами.— Но — вечно ли МГБ?— Издевательское назначение Васильева.— Наш последний этап.— Ссыльных принимает МГБ.— Иду наниматься учителем!— На приёме в районе.— Лунная ночь во дворе МГБ.— Начало жизни!— И смерть Тирана.

Глава 6 — ссыльное благоденствие

Пишу нестеснённо пьесу.— Агония переоценок в райпо.— Мой бунт.— Как меня взяли преподавателем.— Особенность учения для ссыльных детей.— Для казахских.— Угнетённое положение учителей.— Борьба Митровича с администра­цией.— Ссыльные участвуют в комедии выборов.— История Григория М-за.— Как рассудить?— Где предел прощения?

Льготность некоторых южных ссылок.— Ссылка в Казахстане лучше колхоза на Украине.— «Ворошиловская» амнистия 27 марта 1953.— Как она проявилась в Кок-Тереке.— Смягчение ссылки после Берии.— Я был счастлив.— Очищенная точка зрения.— «Аденауэровская» амнистия 9 сентября 1955.— Не хочу в столи­цы!— XX съезд и конец ссылки.— Опять на Лубянке. Дело к реабилитации.

Глава 7 — зэки на воле

«Освобождение» под небом ГУЛАГа.— Лишённые ссылки. — Как Наталья Столярова попросилась переночевать в лагере.— Всюду гонимые.— Когда твои фотографии замазаны друзьями.— Когда предпочитаешь быструю смерть.— Благо­разумные зэки остаются при лагере.— Как они живут.— Чем дольше сидел — тем меньше надежды на пенсию.— «Второй день Ивана Денисовича».— В одну сторону — бровь нахмурить, в другую — впрячь сто волов.— Цена реабилитации.— Справ­ка . . .— И откуда следующим поколениям узнавать?

Расслабление от свободы.— Воспрятие.— Освобождение как вид смерти.— Побег в одиночество.— Ничего не иметь, от зоны до зоны.— Трудно с благополуч­ными.— Те, кто, напротив, нагоняет упущенное.— Гордиться прошлым — или забыть, забыть?— Как благомыслы включаются в советскую жизнь.— Забыть — не слишком ли глубокое рабство?— Заплывчивое тело. — Забыть, как вор завязывает.— Остойчивость личности? — Но как это забывают? — Читаю лекцию в женской колонии.— Лагерный голод восстанавливается в один день.— Тяга посещать места, где сидел.— Но мы умеем вспоминать и хорошее.— Всегда безунывные зэки, могучее племя.— Новая мера вещей и людей.

Развыкание, разделение мужа и жены за 10, за 20 лет.— Когда встречаешь на воле своих следователей, своих лагерных хозяев, своих предателей.— Тщетно искать справедливости против лжесвидетелей и негодяев.— Громы прошли без дождя.— Льготы клеветникам по советскому уголовному кодексу.— Дело Анны Чеботар-Ткач.— Где ещё бывало столько ненаказанного злодейства?

Все эти данные взяты из тома ХVI ("Западная Сибирь") известной книги "Россия" Семёнова-Тян-Шанского. Не только сам знаменитый географ, но и его братья были настойчивыми самоотверженными либеральными деятелями, они много способствовали прояснению идеи свободы в нашей стране. В революцию вся семья их разгромлена, один брат расстрелян в их уютном имении на реке Ранове, само оно сожжено, вырублен большой сад, аллеи лип и тополей.

П. Ф. Якубович. "В мире отверженных". М, "Художественная литература", 1964.

Тан-Богораз, В. И. Иохельсон, Л. Я. Штернберг.

По юридической своей простоте, а верней в духе своего времени, Чехов не запасся для Сахалина никакой командировкой, никакой служебной бумагой. Тем не менее он был допущен к придуманной им переписи ссыльно-ка­тор­ж­ных и даже к тюремным документам! (Примерьте это к нам. Поезжайте проверить гнездо лагерей без направления от НКВД!) Только с политическими встретиться ему не дали.

Феликс Кон. "За пятьдесят лет", том 2 – "На поселении". М, Изд-во Всес. Об-ва политкаторжан и ссыльно-по­се­лен­цев, 1933.

Этот революционер, чьим именем перезваны Почтовые улицы многих русских городов, настолько, видимо, не имел навыков труда, что на первом же субботнике получил мозоль и от мозоли... умер.

Тухачевский. "Борьба с контрреволюционными восстаниями". Журнал "Война и революция", 1926, 7/8, стр. 10.

Собрание Узаконений РСФСР, 1922, № 65, стр. 844.

П. Н. Лепешинский. "На повороте" (От конца 80-х годов к 1905 г). Попутные впечатления участника революционной борьбы. Петербург, Госиздат, 1922.

ЦГАОР, ф. 4042, оп. 38, д. 8, лл. 34-35.

ЦГАОР, ф. 393, оп. 84, д. 4, л. 97.

1Те западные социалисты, как Даниэль Майер, которые только в 1967 ощутили "постыдным быть социалистамивместес Советским Союзом", могли бы, пожалуй, придти к этому убеждению лет и на 40-45 пораньше. Ведь советские коммунисты уже тогда под корень уничтожали советских социалистов, но: за чужой щекою зуб не болит.

Казалось бы, такой природный и благородный порыв сионистов – воссоздать землю своих предков, утвердить веру своих предков и стянуться туда из двухтысячелетнего рассеяния, должен был бы вызвать дружную поддержку и помощь хотя бы европейских народов. Правда, Крым вместо Палестины не был той чистой сионистской идеей, и не насмешкою ли Сталина было предложение этому средиземноморскому народу избрать себе второю Палестиною притаёжный Биробиджан? Великий мастер вытаивать подолгу свои мысли – он этим ласковым приглашением может быть делал первую примерку той ссылки, которую им наметит на 1953 год?

1926 год, Сибирь. Свидетельство Д. П. Витковского.

Эта цифра преуменьшена, если судить по речи Сталина на 1-м съезде колхозников-ударников (Сочинения, М, 1951, т. 13, стр. 246). Он назвал: на каждые 100 дворов – 4-5 кулацких, 8-10 зажиточных. Объединяя, получим процент дворов на уничтожение от 12 до 15. А в 1929 крестьянских дворов было около 26 миллионов, а крестьянская семья того времени в среднем больше 5 человек, а зажиточная – и больше 6.

Не относится к нашей теме, но к пониманью эпохи. Со временем и в Архангельске устроился Тимофей работать взакрытуюколбасную – тоже из двух мастеров, но с заведующим над ними. Собственная его была закрыта как вредная для трудящихся, эта была закрытой, чтоб не знали о ней трудящиеся. Они выделывали дорогие сорта колбас для личного снабжения правителей этого северного края. Не раз и Тимофея посылали относить изделия в одноэтажный за высоким забором особняк секретаря обкома товарища Аустрина (угол улиц Либкнехта и Чумбарова-Лу­чинского) и начальника областного НКВД товарища Шейрона.

Их мужчины, если и ссылались, с ними не ехали: была инструкция рассылать членов осуждаемых семей в разные места. Так, если кишинёвского адвоката И. X. Горника за сионизм сослали в Красноярский край, то семью его – в Салехард.

Ведь ему необязательно, а арестантам невозможно знать законы страны Советов, ну хотя бы уголовный кодекс, его пункт 35-й: "ссыльные должны быть наделены землёй или им должна быть предоставлена оплачиваемая работа".

Часть пятая, глава 5.

I. Steinberg. "Spiridonova". Methuen & Co Ltd, London, 1935.

Сталин. Сочинения. М., 1951, т. 13, стр. 258.

В 60-х гг. XIX века помещики и администрация Таврической губернии ходатайствовали о полном выселении крымских татар в Турцию; Александр II отказал. В 1943 о том же ходатайствовал гауляйтер Крыма; Гитлер отказал.

Конечно, всех изворотов не предусмотреть и Мудрому Кормчему. В 1929 изгоняли из Крыма татарских князей и высоких особ. Это делали мягче, чем с русскими дворянами: их не арестовывали, они сами уезжали в Среднюю Азию. Здесь среди родственного мусульманского населения они постепенно прижились, благоустроились. И вот через 15 лет туда же привезли под гребёнку всех трудящихся татар! Старые знакомые встретились. Только трудящиеся были изменниками и ссыльными, а бывшие князья занимали прочные посты в советском аппарате, многие – в партии.

Эти конвоиры – как и что понимали в своих действиях? Марию Сумберг ссылал сибирский солдат с реки Чулым. Вскоре он демобилизовался, приехал домой – и там увидел её и осклабился вполне радостно и душевно: "Тётя! Вы – меня помните?.."

Ко времени октябрьского переворота Васильев практически возглавил департамент земельных улучшений.

Павел Веселов (Стокгольм), много занимавшийся другими захватами шведских граждан советскими властями, проанализировав рассказы Э. А. Андерсена о себе и отсутствие какого-либо миллиардера Андерсена в Швеции, высказывает предположение: что и по внешнему виду и по форме названной им фамилии Э. А. скорее норвежец, но по каким-то причинам предпочел выдавать себя за шведа. Норвежцы, бежав из страны после 1940, и в английской армии служили несравнимо чаще, чем может быть одиночные шведы. Э. А. мог иметь английскую родственную связь с какими-то Робертсонами, но родство с генералом Робертсоном придумать, чтобы поднять себе цену перед МГБ. Вероятно, и в Москву он приезжал в составе английской или норвежской делегации, а не шведской (такая, кажется, и не ездила), но был там третьестепенным лицом. Может быть, МГБ предлагало ему стать своим разведчиком, и за этот отказ он получил 20 лет. Отец Эрика мог быть дельцом, но не такого масштаба. Однако Эрик преувеличивал и даже знакомство своего отца с Громыкой (отчего гебисты и показали его Громыке),– чтобы заинтересовать МГБ выкупом и таким образом дать знать о себе на Запад. (Примечание 1975)

В Камышлаге зашёл кум (морда пришибеевская) в барак и объявил строго: "Партия с гордостью сообщает о смерти Иосифа Виссарионовича Сталина".

Правда, через полгода вернут нам КГБ, штаты прежние.

Потом другой зэк написал мне: к 1950 Езепов был подполковник и начальник отделения. В 1978 из гебистской книжки я узнал, что он – на почётной пенсии, заслуженно отдыхает.

Через 5 лет друг свалил это на жену: она замазала. А ещё через десять (1961) жена и сама пришла к Авениру в райком профсоюза – просить путёвку в Сочи. Он дал ей. Она рассыпалась в воспоминаниях о прошлой дружбе.

Сегодня и бытовикам приходится так же. А. И. Бурлáке в ананьевском райкоме ответили: "У нас не отдел кадров", в прокуратуре: "Этим не занимаемся", в горсовете: "Ждите". Был без работы 5 месяцев (1964). С П. К. Егорова в Новороссийске (1965) сразу же взяли подписку о выезде в 24 часа. Показал в горисполкоме лагерную грамоту "за отличную работу",– посмеялись. Секретарь горкома просто выгнал. Тогда пошёл, дал взятку – и остался в Новороссийске.

Молодая Ч-на попросила простодушную девицу показать ей все сорок карточек из пачки. Во всех сорока одним и тем же почерком было вписано одно и тоже заболевание печени... А то и так: "Ваш муж (Александр Петрович Малявко-Высоцкий) умер до суда и следствия, и поэтому реабилитирован быть не может".

С этим они и повалили в столицы в 1956: как из затхлого сундука, принесли воздух 30-х годов и хотели продолжать с того дня, когда их арестовали.

Часть третья, гл. 19.

На Западе я получил письмо от Фрэнка Диклера из Бразилии, он пишет, что и там и уже через 30 лет после освобождения у него всё ещё бывают лагерные кошмары и он всё ещё просится у начальника 3-го отдела (оперчасти) отпустить его из Заполярья.

Для справедливости добавлю пóзднее: с Колымы уехал, несчастно женился – и потерян высокий строй души и не знает, как шею высвободить.

О нём метко сказано: если раньше народовольцы становились знаменитыми языковедами благодаря вольной ссылке, то Крейнович сохранился им, несмотря на сталинский лагерь: даже на Колыме он пытался заниматься юкагирским языком.

Соседние файлы в папке Архипелаг ГУЛАГ