Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Билет №3

.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
21.07 Кб
Скачать

Вопрос №3. Детство и культура детства XVIII-XIX в.

По мере того как основные культурные представления меняются во времени, предметы, связанные с ними, становятся бесполезными, совсем исчезают или подвергаются модификации, и появляются новые вещи, отвечающие новым потребностям. Большая часть детской мебели XVII столетия была разработана с целью побыстрее поставить младенцев на ноги и помочь им перемещаться, а основная задача мебели XIX века состояла в том, чтобы как можно дольше удерживать детей в горизонтальном положении и в пределах специально отведенного для них пространства. Разные культурные установки предполагают очень разное отношение к потребностям и важнейшим интересам ребенка.

До середины XVIII века в западной культуре было очень мало предметов, предназначенных специально и исключительно для детей, и изменялись они очень незаметно и очень медленно. Затем, между 1750 и 1850 годами, многие родители, принадлежащие к среднему классу, исключили из обихода и заменили все популярные формы детской мебели, одежды и игрушек, причем каждое из этих изменений было довольно резким. Такой радикальный отказ от старых и создание новых вещей для повседневного ухода за детьми и воспитания свидетельствовал о глубоком изменении восприятия обществом природы детства и его отношения к детям.

У американских детей, рожденных до середины XVIII столетия, было весьма мало вещей, созданных специально для них. Эти предметы: колыбель, пеленки, табуреты для стояния, табуреты для ходьбы, вожжи – принуждали ребенка лежать прямо, стоять прямо, ходить прямо. Связь взросления с идеей прямоты как в физическом, так и в морально-психологическом смысле была одним из существенных положений этой эпохи, поскольку идея о связи взрослости и выпрямленности наряду с другими идеями определяла одно из главных различий, отделяющих человечество от животного мира. Младенцы же занимали подозрительно неопределенное положение между вертикально ходящими людьми и бегающими на четырех лапах животными.

В XVII столетии считалось, что самостоятельно младенцы не смогут превратиться в цивилизованных и способных функционировать в обществе взрослых. Чтобы быстро ввести ребенка во взрослое общество, привить определенные образцы поведения и добиться на первых порах хотя бы подобия взрослого облика и поведения, родители использовали специальные приспособления.

К середине XIX века традиционные формы детских вещей исчезли вместе с опасениями относительно животной природы детей и были заменены совершенно новыми и отличными от предыдущих. Детская кроватка, высокий стульчик, качели, прогулочная коляска – все эти предметы служили теперь барьерами между ребенком и взрослым миром. Они сдерживали, ограничивали, изолировали маленьких детей, которые еще были лишены самообладания или достаточной осторожности. Вместо мира, в котором ребенок непосредственно участвовал в жизни взрослых, многие родители XIX века создали для своих чад отдельный мир, наполненный специальными предметами, действиями и ритуалами, которые подчеркивали явные различия между детьми и взрослыми. Ориентируясь на характерный для эпохи сентиментальный образ непосредственного и невинного ребенка, родители возводили барьеры, чтобы защитить своих подрастающих отпрысков от телесных повреждений, искушений и мирской грязи.

На протяжении двух столетий после начала европейской колонизации распространенное в американском обществе восприятие детей существенно менялось. Сначала господствовали преувеличенные опасения, связанные с неполноценностью детей, затем от детей ожидали значительной самостоятельности, а после 1830-ых годов их наделили почти небесным совершенством. До 1750 года приспособления для детей быстро «выталкивали» их из состояния младенчества, сопряженного, как казалось, с очевидными опасностями, в более взрослое состояние, а к XIX веку другие предметы уже защищали ребенка, продлевали предполагаемую радость и невинность детства.

Исторические свидетельства позволяют выделить два периода заметных и широко распространившихся перемен, происходивших до начала XX века. Первый начался около 1750 года и достиг кульминации к 1770 годам, второй пришелся на 1830-1840-е годы. Источники свидетельствуют, что на каждом этапе изменились фактически все аспекты повседневной жизни маленьких детей. Старые формы одежды исчезли, их сменили радикально новые. Точно так же традиционные формы мебели уступили место очень отличающимся от них предметам. Изменения произошли и в том, как и где дети спали, и в том, как о них заботились, и в том, какие прозвища были распространены и какие игрушки доступны.

Как уже говорилось, до середины XVIII века к ребенку относились как к недоразвитому взрослому. В обиходе присутствовали такие вещи, как: одежды для пеленания (долгое время ребенок находился в неподвижном состоянии, туго запеленанный, «выпрямленный» ) и табуреты для ходьбы (стояния). Считалось, что ребенка нужно как можно скорее ставить на ноги и учить ходить. Маленькие дети по целым дням находились в таких табуретах и часто от бессилия в лучшем случае засыпали, или же падали в обмороки от изнеможения. Так же голову обматывали платками или тряпками, чтоб если ребенок упадет, он не разбивал себе голову. Воспитание детей было поручено слугам, нянькам, старшим детям, но не матери, что дает основание предположить безответственное отношение к детям.

Когда младенцев освобождали от свивальников, их первой одеждой становились корсаж и длинные юбки, очень походившие на костюмы их матерей. Не было специальной детской литературы, детских игрушек, так как считалось, что ребенок должен как можно быстрее выйти из состояния детства.

В середине XVIII века произошли изменения в отношении к детям. Теперь, практически до середины XIX века будет развита концепция о «естественном ребенке».

К 1770 году практически все родители отказались от пеленания, использования табуретов для стояния и ходьбы, корсеты и вожжи. Изменилось отношение к воздействию холода на ребенка; существенные изменения претерпела колыбель. Ушли в прошлое все ограничения, заставлявшие ребенка быстро взрослеть и начинать ходить как можно раньше. Появилась новая и очень разнообразная одежда, новые игрушки и мебель.

Понимание природы ребенка изменилось в результате широкого переосмысления сущности мирового порядка в целом. Если раньше была распространена концепция статичного, но опасного мира, находящегося под властью божественных и сатанинских промыслов, в котором человек не способен предвидеть события и приспособиться к ним, то теперь стараниями философов и ученых укоренилась концепция мира динамичного. В ней все вещи, существа и даже культуры развивались через обозримые и предсказуемые стадии.

Прежде родители, глядя на новорожденного, видели ужасные трудности на пути его физического и духовного роста, которые следует преодолеть, а родители конца XVIII столетия видели в своих детях задатки, которые можно направлять и развивать. Авторитеты XVII – начала XVIII века считали, что детей нужно заставлять совершенствоваться в любом возрасте и что без вмешательства родителей никакого прогресса не будет, но уже в скором времени врачи стали утверждать, что для детей так же естественно научиться стоять, ходить и разговаривать, как для рыбы – плавать. Ходьба и речь, утверждали они, требуют навыков передающихся из поколения в поколение. Обязанность родителей – направлять и поддерживать в детях их естественное развитие и мягко предотвращать вредные привычки, пока они не укоренились.

Профессиональные медики, а также авторы-дилетанты разрабатывали программы для такого воспитания детей, которое было бы основано на методах естествознания. Одним из первых и уважаемых авторов был Джон Локк; его книга «Мысли о воспитании» появилась в 1693 году, но широкое распространение его книга получила только спустя десятилетия. В своей книге Локк отрицает прежние принципы воспитания и предлагает отказаться от пеленания, табуретов для ходьбы и стояния и предоставить детям возможность ползать и учиться ходить самостоятельно.

А в 1762 году Жан Жак Руссо опубликовывает «Эмиля». Он считал, что вплоть до подросткового возраста ребенку нужно предоставить практически полную свободу без школьного обучения, не злоупотребляя запретами и излишней опекой.

Восприятие детства изменилось: если раньше оно рассматривалось как период беззащитности и неполноценности, через который родители стремились провести своих детей как можно быстрее, то теперь стало периодом подготовки к жизни, в течение которого дети нуждаются только в свободе и руководстве, чтобы развить свои естественные способности и в дальнейшем иметь еще более замечательных потомков, которые достигнут еще больших высот. Образование требует времени, и детство теперь длится дольше. Дети должны отложить свое вступление во взрослую жизнь до тех пор, пока не завершат образование. Кроме отказа от пеленания, произошло еще одно изменение во внешнем облике детей: теперь их стараются закалять и потому даже в холодную погоду одевают легко. Ко всему прочему, появляется и специальная одежда для детей, которые теперь не воспринимаются как «маленькие взрослые». Появились люльки и высокие стульчики.

Теперь для воспитания детей требовалось больше времени и сил, потому что за ними нужно было постоянно следить. В связи с этим, на фоне положительных изменений появилось и еще одно: теперь родителями было принято поить детей перед сном алкоголем, чтобы те долго и крепко спали.

Со второй половины XIX века и до начала XX отвергается концепция «естественного ребенка» и на смену ей приходит «невинный ребенок». Отношение к детству вновь изменилось: кульминационный момент жизни теперь приходился на окруженное ореолом святости детство, а затем линия жизни непрерывно катилась под уклон, ибо взрослый, погруженный в ежедневную суету, неизбежно шел на компромиссы с совестью и подвергался моральному разложению. Зрелость и мудрость были менее желательны, чем невинность и детская радость.

Появился новый детский костюм – на смену длинному, от 40 см до 2-х метров платью приходят короткие платья с панталонами до лодыжки. Одежда была бесполой, и мальчика от девочки было сложно отличить. А вот игрушки наоборот были отдельными для мальчиков и для девочек. Родители предпочитали такие игрушки, которые, как им казалось, помогут проявлению мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Существовало большее количество игрушек для мальчиков, чем для девочек. Игрушки для мальчиков развивали физическую силу, выдержку, ловкость, уверенность и взаимопомощь; игрушки для девочек концентрировались на обучении вышиванию, нянченью младенцев, а также на развитии умения модно одеваться и сервировать чай. Не поощрялось участие девочек в активных играх.

Отрицались также физические наказания. Теперь держать ребенка в узде должны держать слова любви, собственный пример и помощь нянек. Но нянек стало искать сложнее и родители стали опасаться неблагоприятного влияния на их детей. Потому появились новые средства по усмирению детей: теперь «стоялки» заменялись качелями, которые советовали матерям особенно буйных детей. Произошел полный отказ от запрета ползания. Так же общераспространенным предметом стали высокие стульчики, которые существовали давно, но не пользовались спросом широких кругов. Стали организовываться специальные детские комнаты, защищенные от опасностей взрослого мира. Детские кроватки изменились: теперь они не раскачивались, были плоскими и простыми, с высокими стенками, чтоб дети не могли из нее выбраться. Кроме того, появилась детская переносная плетеная кроватка с небольшим матрасиком. К концу XIX столетия появляется в обиходе и коляска, но ей пользуются немногие родители.

Обратилось внимание и на детскую пищу. Предпочтение отдавалось не жирной и не острой пище, считалось, что для первых лет жизни лучшей едой является хлеб и молоко, так как система детского пищеварения немного отличается от системы взрослых.

Отношение к детям в культуре связано с господствующими в ней философскими течениями, уровнем технического и научного прогресса, уровнем медицинских знаний. По тому, как меняется отношение к детям в культуре мы можем проследить, как меняется общество и наоборот. Ход всех изменений, относящихся к социальной структуре и культурных установках, был не столько продвижением от традиционного воспитания к современному, сколько последовательной сменой альтернативных подходов. Каждая последующая стадия в истории детства имела свои положительные и отрицательные черты. Приобретая что-то в одной сфере жизни, дети обычно теряли что-то в другой.

По книге Карин Калверт «Дети в доме. Материальная культура раннего детства, 1600-1900».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]